Расчет и выбор посадок подшипников качения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению практических заданий

По курсу

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

Новочеркасск – 2006 г.

УДК

Рецензенты: канд. техн. наук А.М.Семенцев

канд. техн. наук А.И.Берела

Составители: Е.С.Пирожкова, С.Н.Егоров.

Методические указания к выполнению практических заданий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация»/ Волгодонский институт ЮРГТУ. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2006….с.

В работе содержаться сведения о содержании, последовательности выполнения, объема практических заданий.

Предназначена для студентов специальностей Технология машиностроения и ОТСП.

© Волгодонский институт ЮРГТУ, 2006

© Пирожкова Е.С., Егоров С.Н., 2006

Определение предельных размеров по условному обозначению точности на чертеже

По значению номинального размера и полю допуска находятся предельные отклонения [1] для сопрягаемых деталей:

- отверстие:

ES=

EI=

es=

ei=

- вал:

ES=

EI=

es=

ei=

Находятся значения предельных размеров для сопрягаемых деталей:

- отверстие:

Dmax=D+ES=

Dmin=D+EI=

dmax=d+es=

dmin=d+ei=

- вал:

Dmax=D+ES=

Dmin=D+EI=

dmax=d+es=

dmin=d+ei=

Рассчитывается величина допуска для сопрягаемых деталей и допуск посадки по следующим формулам:

Tотв= Dmax-Dmin=ES-EI=

Tв=dmax-dmin=es-ei=

Tп= Tотв+Tв=

Строится схема поля допуска для соединения:

- отверстие - вал.

Определение наибольших зазоров и натягов для заданной посадки

Определяется тип посадки и рассчитываются значения зазоров или натягов в соединении:

- отверстие - вал.

Выбор посадок по заданным зазорам и натягам

По значению заданных зазоров и натягов подбираются стандартные посадки, используя номинальный размер и предельные отклонения [1] для сопрягаемых деталей.

Расчет и выбор посадок подшипников качения

По указанному в задании номеру подшипника по справочнику [2] находятся:

а) тип подшипника;

б) серия;

в) класс точности;

г) наружный диаметр наружного кольца;

д) внутренний диаметр внутреннего кольца;

е) ширина подшипника;

ж) радиус скругления.

Устанавливается вид нагружения колец; оно может быть местным, циркуляционным или колебательным.

Для кольца подшипника, испытывающего местное нагружение, основное отклонение выбирается по табл. 1:

Таблица 1.

Размеры посадочных диаметров, мм. Посадки Типы подшипников
на вал в корпус  
свыше до неразъемный разъемный
Нагрузка спокойная или с умеренными толчками. Перегрузка до 150%
- h H H Все типы кроме штампованных игольчатых
g, f G H
f G H
f F H
Нагрузка с ударами и вибрациями. Перегрузка не более 300%
- h Js Js Все типы, кроме штампованных игольчатых и роликовых конических двухрядных
h H Js
g H Js
- h H Js Роликовый конический двухрядный
g H Js

Для кольца подшипника, испытывающего колебательное нагружение, основное отклонение выбирается по табл. 2.

Таблица 2

Посадочный диаметр Посадки колец  
внутренних наружных  
свыше до  
- k k  
js k  
- h js  

Для кольца подшипника, испытывающего циркуляционное нагружение, вначале рассчитывается интенсивность нагрузки РR, кН/м на посадочной поверхности:

РR=R/b∙[кп∙F∙Fа],

где R – радиальная реакция опоры на подшипник, кН;

b – рабочая ширина посадочного места, м. (b=В – 2r; В – ширина подшипника; r – радиус скругления);

Кп – динамический коэффициент посадки, который выбирается по табл. 3.

Таблица 3

Характер нагрузки кп
Нагрузка умеренная с легкими толчками и вибрациями. Перегрузка не более 150% 1,0
Нагрузка с сильными толчками и вибрацией. Перегрузка не более 300% 1,8

F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полном вале или тонкостенном корпусе, который выбирается по табл. 4.

Таблица 4

dотв/d или D/Dкор Значения коэффициента F для
вала корпуса
свыше до D/d ≤ 1.5 D/d>(1,5…2) D/d>(2…3)
- 0,4
0,4 0,7 1,2 1,4 1,6
0,7 0,8 1,5 1,7 2,0 1,4
0,8 - 2,0 2,3 3,0 1,8

Здесь d и D – посадочные размеры подшипника;

dотв – диаметр отверстия полого вала;

Dкор – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса

Fa – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R

· между рядами роликов двухрядных конических подшипников

или между;

· сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки;

выбирается по табл. 5.

Таблица 5

A/R·[ctgβ] Fa
свыше до
- 0,2 1.0
0,2 0,4 1.2
0,4 0,6 1.4
0,6 1,0 1.6
1,0 - 2.0

Коэффициент Fa выбирается в зависимости от осевой нагрузки на опору, радиальной реакции опоры на подшипник, угола контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца, зависящий от конструкции подшипника.

Основное отклонение детали, соединяемой с кольцом подшипника, в зависимости от значения РR выбирается по табл. 6.

Таблица 6

Диаметр, мм Допускаемые значения РR, кН/м
Посадки на вал
свыше до js k m n
до 300 300-1400 1400-1600 1600-3000
" 600 600-2000 2000-2500 2500-4000
" 700 700-3000 3000-3500 3500-6000
" 900 900-3500 3500-4500 4500-8000
Посадки в корпус
    K M N P
до 800 800-1000 1000-1300 1300-2500
" 1000 1000-1500 1500-2000 2000-3300
" 1200 1200-2000 2000-2600 2600-4000
" 1600 1600-2500 2500-3500 3500-5500

Назначаются поля допусков согласно следующим рекомендациям:

-для валов:

- с подшипниками классов РО и Р6:,n6, k6,js6,h6,g6;

- с подшипниками классов Р5 и Р4: n5,m5,k5,js5,h5,g5,g4;

- с подшипниками класса Р2: n4,m4,k4,js4,h4,g4,js3.

-для корпусов:

- с подшипниками классов РО и Р6: N7,M7,K7,Js8,H7,H6,G7,E8,P7,H8;

- с подшипниками классов Р5 и Р4: N6,M6,K6,Js6,H6,G6,P6,H5;

- с подшипниками класса Р2: N5,M5,K5,Js5,H5,G5,H4.

По значению номинального размера и полю допуска находятся предельные отклонения для сопрягаемых деталей:

- отверстие в корпусе и наружнее кольцо подшипника:

ES=

EI=

es=

ei=

- вал и внутреннее кольцо подшипника:

ES=

EI=

es=

ei=

Находятся значения предельных размеров для сопрягаемых деталей:

- отверстие в корпусе и наружное кольцо подшипника:

Dmax=D+ES=

Dmin=D+EI=

dmax=d+es=

dmin=d+ei=

- вал и внутреннее кольцо подшипника:

Dmax=D+ES=

Dmin=D+EI=

dmax=d+es=

dmin=d+ei=

Рассчитывается величина допуска для сопрягаемых деталей и допуск посадки по следующим формулам:

Tотв= Dmax-Dmin=ES-EI=

Tв=dmax-dmin=es-ei=

Tп= Tотв+Tв=

Строится схема поля допуска для соединения:

- отверстие в корпусе и наружное кольцо подшипника;

- вал и внутреннее кольцо подшипника.

Определяется тип посадки и рассчитываются значения зазоров или натягов в соединении:

- отверстие в корпусе и наружное кольцо подшипника;

- вал и внутреннее кольцо подшипника.

Наши рекомендации