C. Нормативно-правовые основы сертификационных испытаний
Закон "О защите прав потребителей" установил права потребителей на:
- приобретение товаров работ и услуг, надлежащего качества;
- права на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;
- получение информации о товарах и их изготовителях и просвещение;
- государственную и общественную защиту их интересов.
Таблица 4.3. Структура и содержание Закона "О защите прав потребителей"
|
Закон РФ "0 сертификации продукции и услуг" был принят 10.06.93. Впоследствии Государственная Дума приняла ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"" от 02.07.98. Дополненный 31.07.98. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее используется термин продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона могут издаваться подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией. Настоящий Закон является основополагающим актом в области сертификации, а все остальные акты должны быть приведены в соответствие с его нормами.
Например, Госстандартом России были изданы "Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации" (15.08.97) и "Положение о системе сертификации ГОСТ Р" (17.03.98).
Сертификация осуществляется в целях (ст. 1):
- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; о содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Госстандарт России)) в соответствии с настоящим Законом "0 сертификации продукции и услуг" (Раздел 1, ст. 4):
· формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
· проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
· публикует официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
· готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
· представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросу сертификации, как национальный орган Российской Федерации по сертификации.
Т.е. Госстандарт России осуществляет организацию и проведение работ по сертификации в Российской Федерации.
Полномочия Госстандарта России в области сертификации определяются:
· Постановлением Правительства РФ № 498 от 07.05.99 г.;
· Законом "0 сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. № 5151-1;
· Законом "О защите прав потребителей" от 17 февраля 1992 г. (редакция от
17.12.99г.);
· "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда" от 06 августа 1993 г. № 5600-1.
Согласно Закону РФ "0 сертификации продукции и услуг" нормотворческая функция Госстандарта предусматривает установление (определение) порядка и правил проведения работ по обязательной сертификации.
Госстандарт России постановлением от 05 августа 1997 г. № 17 утвердил Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Они конкретизируют положения Закона "0 сертификации".
Система сертификации создается государственными органами управления, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (Раздел 1, ст.5).
Согласно Закону к участникам сертификации (Раздел 2, ст. 8) могут быть отнесены:
• государственные органы, организации, создающие системы сертификации;
• испытательные лаборатории (центры);
• центральные органы систем сертификации;
• изготовители (продавцы, исполнители);
• потребители.
Под правилами системы понимаются положения (документы), регулирующие все стороны деятельности системы.
В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции
Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции, процесса или услуги, то она называется системой сертификации однородной продукции
Система сертификации однородной продукции - система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции (в отдельных случаях - к совокупности видов продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств), для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура
Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объединяться в единую, более крупную систему все звенья которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исключает возможности учета специфики отдельных систем в их руководящих документах. Система обязательной сертификации в Российской Федерации является именно такой объединяющей системой.
Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.
В соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" (Раздел 2, ст.7; Раздел 3, ст. 17,18) сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Кроме сертификации, подтверждение соответствия может проводиться посредством принятия изготовителем декларации соответствия.
Место испытательной лаборатории в процессе сертификации
В процессе сертификации доказательство соответствия продукции заданным требованиям сопряжено с испытаниями. Испытания проводятся по определенным процедурам и правилам в испытательных лабораториях. Так как испытательные лаборатории являются участниками сертификации. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" устанавливает их обязанности (ст. 12): "Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации".
Протоколы, составленные по результатам испытаний о фактических показателях качества продукции, служат объективной основой для выдачи сертификата или отказе в этом. Это необходимое, но не единственное требующееся подтверждение права на получение сертификата. На рис. 4.18 показана схема проведения испытаний.
Рисунок 4.18. Схема проведения испытаний
Определения испытаний и испытательной лаборатории даны в п.4.1. Испытательные лаборатории (в процессе сертификации третьей стороной) имеют право проводить испытания при условиях независимости от поставщика, потребителя и объекта сертификации, официального признания компетентности лаборатории, испытываемая продукция (показатели), входит в область аккредитации лаборатории.
Аккредитация испытательной лаборатории - это официальное признание уполномоченным органом, компетентности испытательной лаборатории проводить конкретные испытания или в определенной области деятельности конкретные виды испытаний.
Этот термин применяется к признанию как технической компетентности и объективности, так и только к технической компетентности. В отличие от зарубежных стран, где лаборатории аккредитованы как независимые, в России проводится аккредитация лабораторий на техническую компетентность. Аккредитация только на техническую компетентность осуществляется, если испытательная лаборатория является зависимой, т. е. она создана как структурное подразделение предприятия (организации). Тогда сертификационные испытания в ней проводятся при участии либо независимого эксперта, либо независимого лица из органа по сертификации. На схеме показана структура испытательной лаборатории.
Аттестация испытательной лаборатории - проверка лаборатории с целью определения ее соответствия установленным требованиям, критериям аккредитации.
Эта процедура предшествует аккредитации и представляет собой оценку лаборатории по определенным параметрам и критериям в соответствии с предъявляемыми к ней общими требованиями. Требования регулируются государственными стандартами, положения которых гармонизированы с учетом соответствующих Руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов относящихся к деятельности испытательных лабораторий (стандарты серии EN 45001, EN 45002, EN 45003).
Лаборатория, удовлетворяющая требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 5100.3-96 и дополнительными требованиями конкретной отрасли по ее заявлению имеет право на аккредитацию.
Процедура аккредитации состоит из пяти этапов (Рекомендации по аккредитации Р. 50.4.001-96 "Порядок проведения работ по аккредитации органом по сертификации испытательных и измерительных лабораторий"):
1. Рассмотрение заявки на аккредитацию (со всеми необходимыми документами).
2. Экспертиза документов.
3. Аттестация заявителя.
4. Принятие решения об аккредитации.
5. Инспекционный контроль аккредитующего органа.
Аккредитованная испытательная лаборатория должна поддерживать свое соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 5100.3-96 и критериям, которые применялись аккредитующим органом при ее аккредитации.
В системе сертификации ГОСТ Р на 1999 год аккредитовано около 3600 лабораторий; в 1998 году - 1800 лабораторий, из них 55 зарубежных. Из общего числа более 270 занимаются испытаниями продукции машиностроения, более 300- электротехнических приборов, 350- - сырья и материалов, 700 - продуктов питания и сельхозсырья, 40- товаров легкой промышленности и 130 - прочих изделий.
D. Примеры и особенности сертификационных испытаний