Управление качеством продукции
Общие принципы
Машиностроительные предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьезной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечения ее конкурентоспособности.
При этом необходимо решить целый комплекс задач:
• исследовать сущность управления качеством продукции и форм управления качеством продукции как внутри страны, так и за рубежом;
• оценить отечественный и зарубежный опыт в системном подходе к управлению качеством продукции;
• изучить основополагающие принципы сертификации систем управления качеством продукции;
• оценить влияние сертификации системы управления качеством продукции на усовершенствование комплексной системы управления качеством продукции;
• дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию
системы управления качеством продукции.
Всякая работа выполняется как процесс, который сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет ценность. Каждый процесс включает определенным образом трудовые и (или) другие ресурсы. Процессом необходимо управлять по двум направлениям: через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации и через качество продукции или информации, протекающих внутри структуры.
Система качества функционирует посредством процессов и состоит из ряда элементов. Для эффективности системы качества следует определить эти процессы и соответствующие ответственность, полномочия, методики и ресурсы.
Проверки систем качества могут проводиться самой организацией или от ее имени (первой стороной), ее потребителями (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной). Проверка второй или третьей сторонами может повышать степень объективности с позиции заказчика.
При оценке систем качества необходимо ответить на следующее вопросы:
• определены ли процессы и, соответственно, оформлены ли документально их методики?
• полностью ли развернуты и внедрены процессы согласно документации?
• являются ли процессы эффективными для достижения ожидаемых результатов?
Документальное оформление методик является объективным доказательством того, что процесс был определен правильно, методики одобрены и находятся под управлением.
Весь опыт проведения работ по решению проблемы качества продукции на предприятиях машиностроения определил необходимость использования системного подхода, который предполагает изучение того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Элементы любой системы, как правило, представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система
(подсистема), в свою очередь, выступает как отдельный элемент системы более высокого порядка.
В первой половине 70-х годов была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).
Главная цель системы была сформулирована следующим образом: обеспечение высоких и устойчивых темпов роста "Качества продукции, выпускаемой предприятием. Она достигалась: созданием и освоением новых высококачественных видов продукции; своевременным производством новой продукции; улучшением показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.
Функции и задачи, способы и методы их реализации закрепляются в комплексе стандартов предприятия (СТП). В круг функций и задач, включенных в СТП, внесены следующие:
• прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
• планирование повышения качества продукции;
• нормирование требований к качеству продукции;
• аттестация продукции;
• организация разработки и производства продукции;
• организация технологической подготовки производства;
• организация метрологического обеспечения;
• организация материально-технического обеспечения;
• специальная подготовка и обучение кадров;
• стимулирование повышения качества продукции;
• контроль качества и испытание продукции;
• надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и состоянием средств измерения;
• правовое обеспечение управления качеством продукции;
• информационное обеспечение системы управления качеством продукции.
Комплексная система управления качеством представляет собой организационную структуру распределения полномочий и ответственности, требования и методы их реализации, а также включает ресурсы, необходимые для ее функционирования.
Взаимодействие и организация работ по управлению качеством продукции осуществляется на пяти уровнях:
• руководители предприятия и их заместители;
• главные специалисты, обеспечивающие решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции;
• руководители цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КСУКП в рамках своих подразделений;
• руководители бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей;
• непосредственные исполнители, обеспечивающие высокое качество продукции, неукоснительно соблюдающие требования нормативно-технической документации.
Система УКП должна функционировать таким образом, чтобы потенциальный заказчик или потребитель продукции был уверен в том, что его требования к данной продукции будут удовлетворены полностью; возникающие проблемы будут не только устранены, но не смогут возникнуть в последующем вследствие работы эффективного механизма предупреждения их появления; продукция, в результате ее постоянного совершенствования с учетом достижений отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного опыта будет и в последующем удовлетворять растущие потребности.
Внедрение КСУКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Необходимо учитывать, что главным недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.
В настоящее время наиболее передовой опыт в области управления качеством продукции и применения системного подхода в УКП накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана. Каждую систему можно представить графически.
Модель Фейгенбаума - это треугольник, с боковыми сторонами, разделенными на пять частей горизонтальными линиями, каждая часть в свою очередь разделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции.
Модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), графически изображается кругом, разделенным на секторы. Каждый сектор - определенный этап работы. Эта модель учитывает влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта.
Модель Джурана - это восходящая спираль. Спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В нее включены две предыдущие модели, предусмотрено также постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обуславливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.
На основе этих моделей детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США.
Обобщая опыт Японии по управлению качеством продукции, к основным его
особенностям на настоящий период времени можно отнести следующие:
• воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожеланиям и требованиям;
• участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями установлено, что лишь 15-20% проблем, связанных с качеством, возникает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80-85 % -это следствие несовершенства системы управления фирмой;
• непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством продукции;
• использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством продукции;
• широкое использование при обеспечении и управлении качеством продукции передовых методов контроля качества, включая статистические методы, при приоритетном контроле качества производственных процессов;
• наличие в сфере производства высококачественных средств труда (не старше 5-7 лет);
• сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения и обеспечения качества продукции.
В США задачи повышения качества продукции осуществляет специализированный отдел управления качеством. Контроль качества продукции охватывает все стадии жизненного цикла продукции.
При управлении качеством продукции службы активно изучают и анализируют издержки и затраты на обеспечение производства качественной продукции. Американские фирмы расходуют в среднем 3-5 % сумм реализации продукции на повышение ее качества.
Одним из распространенных методов обеспечения качества продукции в американских и японских фирмах является метод статистического контроля качества. Для его реализации используются технические средства, автоматически осуществляющие сбор, накопление, обработку данных и выдачу результатов применения статистического метода.
Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщен и сконцентрирован весь опыт стран, передовых в области управления качеством продукции, накопленный в последние
десятилетия. Международные стандарты взаимосвязаны между собой.
В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать одновременно со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции, и взаимодействовать с ними.
Воздействие системы распространяется на все этапы управления качеством продукции, реализуемые в замкнутой петле качества, и включает последовательное выполнение следующих процессов:
1 - маркетинг, поиск и изучение рынка;
2 - проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
3 - материально-техническое снабжение;
4 - подготовка и разработка производственных процессов;
5 - производство продукции;
6 - контроль, проведение испытаний и обследований;
7 - упаковка и хранение;
8 - реализация и распределение продукции;
9 - монтаж и эксплуатация;
10 - техническая помощь в обслуживании;
11 - утилизация после использования продукции.
Среди всех этапов УКП наибольшее значение, особенно для развития международной торговли, имеет маркетинг (выявление потребностей рыночного спроса в определенные сроки на продукцию, а также ее стоимость, требования потребителей, информирование об этом руководства) и вопросы проектирования и разработки продукции.