Целью данного раздела является определение показателей для оценки качества товара (продукта) в соответствии с требованиями ГОСТ (и др. НД)
Стандартизация играет важную роль в обеспечении требуемого обществом качества продукции. Она является важным элементом государственного механизма управления техническим уровнем и качеством продукции. В стандартах и других нормативных документах она аккумулирует новейшие достижения науки и техники, органически объединяя фундаментальные и прикладные науки, способствует быстрейшему внедрению научных достижений в практику, определению более перспективных направлений НТП в экономике страны в целом и в отдельных отраслях.
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять большое внимание качеству. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения цены) и неценовую, при которой за ту же цену предлагается продукция с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг. В этой связи такие важные экономические категории, как цена, прибыль, рентабельность, производительность, все в большей степени зависят от уровня качества выпускаемой продукции.
Необходимость и преимущества стандартизации в современных условиях рыночной экономики рассмотрим на примере экспертизы продуктов пищевой промышленности. Как известно, продукты питания – важнейший фактор, определяющий здоровье, жизнь и работоспособность человека, поскольку почти 70% вредных веществ поступает в организм с пищей и водой. Реализация концепции здорового питания населения требует создания новой и совершенствования действующей нормативно-методической базы, а также расширения государственного надзора за количеством и безопасностью сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Сегодня фонд нормативной документации на пищевую продукцию включает почти 900 государственных, около 300 отраслевых стандартов и более 3 тыс. технических условий. К сожалению, часть этих документов устарела, часть требует гармонизации с международными нормами.
При проведении государственной политики в области стандартизации в новых экономических условиях одна из основных задач – повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Выполнение этой задачи должно базироваться на повышении требований именно потребительских характеристик. Требования к качеству формирующих и оцениваемых показателей регламентируются требованиями документации по стандартизации (ГОСТ, ОСТ, ТУ), то есть УРОВЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИотражает УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА.
Последнее хорошо иллюстрирует роль стандартизации в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции. «Прошлые» стандарты, разработанные в других условиях экономической формации всеобщего дефицита продукции, были разработаны для "проверяющих организаций". А в настоящее время, в условиях свободной конкуренции, документы должны быть разработаны для удовлетворения требований потребителя и защиты границ рынка. Показатели оценки качества (органолептические, физико-химические, безопасности) взаимосвязаны, влияют друг на друга и определяют срок годности – один из показателей качества.
К сожалению, несмотря на все усилия, потребителю не всегда предлагается продукция должного качества. Это объясняется не только плохо развитой экономикой страны, но и тем, что в наше время предпринимательством занимаются чаще всего люди, не обладающие необходимыми знаниями. Главной их целью становится сбыть полученный товар, не неся при этом никакой ответственности перед покупателями. Незнание нормативной документации, государственных стандартов приводит к тому, что на прилавках появляется некачественная продукция. Особенно это касается завоза и продажи некачественных импортных, порой фальсифицированных товаров.
Особой актуальностью и новизной для переходной системы экономики отличается проблема генетической безопасности лекарственных, косметических, пищевых и других товаров. Избыток некачественных товаров в этих условиях свидетельствует о том, что в сознании их поставщиков интересы получения прибыли неразумно доминируют над гуманитарно-общественными интересами.
Для того чтобы “выжить”, отечественному производителю сегодня недостаточно простого удовлетворения требований потребителя. Выживут лишь те фирмы, что борются за качество, навязывают потребителю качество, открывают новые функции качества.
Для выполнения этого этапа работы необходимо в Интернете найти нормативные документы (ГОСТ, ОСТ и др.) на анализируемый товар (продукт), включающие в себя требования к составу, этапам производства, упаковке, хранению и т.д. Это могут быть стандарты по обеспечению качества продукции, система стандартов технической подготовки производства, стандарт правил приемки. Далее используя ГОСТ и НД следует определить показатели качества для изучаемого товара (продукта).
Уверенность в доброкачественности пищевого продукта достигается при жестком контроле производства продукции на промышленном предприятии со стороны Госстандарта РФ и других контролирующих организаций. Иностранные производства для нашего контроля в большинстве своем представляют “черный ящик”. Они абсолютно недосягаемы в плане юридической ответственности за последствия от реализации и использования недоброкачественной продукции (пока недосягаемы, но надеемся, что ситуация изменится).
Основные НД можно вынести в приложения к работе, а в тексте пояснительной записки отчета можно привести лишь выдержки, касающиеся основных моментов качества товара (продукта).
Используя рекомендованную литературу, необходимо дать ответы на вопросы:
1. Приведите основные положения и задачи Закона
«О защите прав потребителя.
2. Какова роль потребителя в управлении качеством продукции?
3. Какие Органы по защите прав потребителя Вам известны?
4. Что Вы знаете о Видах ответственности «изготовителя» и «продавца» за нестандартную продукцию?
6.6 Исследовательский раздел (анализ пяти различных марок
товара / продуктов питания)