Порядок выполнения работы
1. По своему варианту сформулировать алгоритм расчета требуемых характеристик исследуемого множества объектов.
2. Согласовать подготовленный алгоритм с преподавателем.
3. Разработать программу для расчета требуемых характеристик исследуемого множества объектов.
4. Ответить устно на контрольные вопросы.
5. Оформить отчет по работе.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Вариант 1. В вычислительном центре имеется 10 различных между собой вычислительных машин. Каждая из вычислительных машин может быть охарактеризована типом, показателем надежности согласно оценке группы экспертов, стоимостью и частотой процессора.
Характеристики используемых в вычислительном центре компьютеров представлены в следующей таблице.
№ ЭВМ | Тип ЭВМ | Надежность | Стоимость, тыс.руб | Процессор, ГГц |
Настольный ПК | 26,300 | 2,7 | ||
Настольный ПК | 29,400 | 2,2 | ||
Настольный ПК | 22,000 | 1,8 | ||
Ноутбук | 17,800 | 2,2 | ||
Ноутбук | 16,300 | 2,8 | ||
Настольный ПК | 21,800 | 3,3 | ||
Нетбук | 14,300 | 2,8 | ||
Нетбук | 17,000 | 1,9 | ||
Ноутбук | 24,500 | 2,9 | ||
Сервер | 44,000 | 4,4 |
Определить, в каких шкалах заданы характеристики вычислительных машин.
Составить программу, рассчитывающую на основании заданных разнотипных характеристик расстояния между вычислительными машинами. На основании полученной матрицы расстояний рассчитать в программе, какой из настольных ПК наиболее близок к серверу.
Вариант 2. В каталоге представлено 10 моделей телефонов. Каждая из моделей охарактеризована по ряду признаков: тип дисплея, стоимость, количество часов, в течении которых телефон может работать в режиме разговора, цвет.
Характеристики представленных в каталоге мобильных телефонов указаны в следующей таблице.
№ модели | Тип дисплея | Стоимость, тыс. руб. | Разговор, ч. | цвет |
ЧБ | 1,300 | черный | ||
Цветной | 2,400 | синий | ||
ЧБ | 2,000 | красный | ||
Цветной | 7,800 | черный | ||
Touch(резистивный) | 6,300 | белый | ||
Touch(емкостный) | 11,800 | черный | ||
Touch(резистивный) | 4,300 | белый | ||
Touch(емкостный) | 7,000 | серый | ||
ЧБ | 2,500 | синий | ||
Цветной | 4,000 | черный |
Определить, в каких шкалах заданы характеристики моделей телефонов.
Составить программу, рассчитывающую на основании заданных разнотипных характеристик расстояния между моделями телефонов. На основании полученной матрицы расстояний рассчитать в программе, какой из телефонов с черно-белым дисплеем наиболее близок к самой дорогой из представленных моделей телефонов.
Вариант 3. В международном футбольном турнире соревновалось 10 команд. В турнирной таблице каждая команда охарактеризована занятым в турнире местом, страной, в которой играет команда, количеством забитых, а также количеством пропущенных за время турнира голов.
Характеристики игравших в турнире команд указаны в следующей таблице.
№ команды | Место | Страна | Забито голов | Пропущено голов |
Великобритания | ||||
Франция | ||||
Италия | ||||
Испания | ||||
Испания | ||||
Великобритания | ||||
Греция | ||||
Турция | ||||
Германия | ||||
Голландия |
Определить, в каких шкалах заданы характеристики футбольных команд.
Составить программу, рассчитывающую на основании заданных разнотипных характеристик расстояния между командами. По правилам турнира 5 команд, наиболее далеких от победителя, не могут участвовать в турнире в следующем году. На основании полученной матрицы расстояний рассчитать в программе, какие команды смогут участвовать в следующем турнире. Сравнить полученные номера команд с пятью командами, лидирующими по результатам турнира.
Вариант 4. В учебной группе в университете 14 студентов. Каждого из студентов можно охарактеризовать следующими признаками: пол, минимальная оценка, полученная в прошлом семестре, средний балл, общее количество пропущенных занятий за прошедший семестр.
Характеристики обучающихся в группе студентов можно представить в виде таблицы:
№ в списке | Пол | Мин. оценка | Средний балл | Пропущено занятий |
М | хорошо | 4,23 | ||
М | удовл. | 3,43 | ||
Ж | отлично | 4,65 | ||
Ж | удовл. | 3,87 | ||
М | отлично | 4,78 | ||
М | удовл. | 4,07 | ||
Ж | удовл. | 3,55 | ||
М | хорошо | 3,96 | ||
М | хорошо | 4,12 | ||
М | удовл. | 3,07 |
Определить, в каких шкалах заданы характеристики студентов.
Составить программу, рассчитывающую на основании заданных разнотипных характеристик расстояния студентами. На основании полученной матрицы расстояний рассчитать в программе, какие студенты могут оказаться в одной подгруппе, если подгруппы будут создаваться по следующему принципу. В первую подгруппу объединяются два студента, максимально далеких друг от друга согласно матрице расстояний. Далее данная пара студентов не включается в рассмотрение, а следующая подгруппа формируется из двух наиболее далеких по матрице расстояний студентов. После чего они также исключаются из рассмотрения, и процесс продолжается.
Рассчитать также в программе, средний балл внутри каждой из сформированных таким образом подгрупп.
Вариант 5. Имеется 8 стран, каждую из которых можно охарактеризовать рядом параметров: название, континент, суммарный ВВП, внешний долг, плотность населения.
Характеристики стран можно представить в виде таблицы:
Название | Континент | ВВП, млрд $ | Долг, трл. $ | Плотность насел-я, чел./кв. км. |
Дания | Евразия | 0,305 | 0,627 | |
Египет | Африка | 0,217 | 0,028 | |
Венесуэла | Юж. Америка | 0,285 | 0,043 | 29,8 |
Германия | Евразия | 3,306 | 5,624 | |
Турция | Евразия | 0,729 | 0,310 | |
Бразилия | Юж. Америка | 2,024 | 4,07 | 23,6 |
Россия | Евразия | 1,477 | 0,396 | 8,4 |
ЮАР | Африка | 0,354 | 0,074 | |
США | Сев. Америка | 14,624 | 16,014 | |
Австралия | Австралия | 1,220 | 1,376 | 2,8 |
Определить, в каких шкалах заданы характеристики перечисленных стран.
Составить программу, рассчитывающую на основании заданных разнотипных характеристик расстояния странами. На основании полученной матрицы расстояний отранжировать в программе страны в зависимости от их близости по рассчитанному расстоянию к стране с наименьшим ВВП.
Рассчитать также в программе, средний балл внутри каждой из сформированных таким образом подгрупп.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучает теория измерений?
2. В чем особенности современных измерений?
3. Что такое шкала?
4. Какие существуют типы шкал по типам преобразований?
5. Какие шкалы относятся к группе количественных шкал?
6. Как рассчитывается расстояния между объектами, наблюдаемое свойство которых задано в номинальной шкале?
7. Как рассчитать расстояние между объектами, охарактеризованными разнотипными свойствами, относящимися к разным шкалам?