Подход «Шесть сигм в повышении качества продукции
Для нормального распределения, представленного на рисунке связь между заданным диапазоном отклонения, параметром и частотой попадания или непопадания в заданный диапазон приведена в таблице.
Нормальное распределение параметра П
Таблица
Заданный диапазон | Частота попадания параметра П в диапазон, % | Частота попадания параметра П за пределы диапазона, % |
µ ± σ µ ± 2σ µ ± 3σ µ ± 4σ | 68,26 95,44 99,73 99,994 | 31,74 4,56 0,27 0,0006 |
В ней величина µ = П0 является среднеорифметическим значением параметра процесса, а σ – среднее квадратичное отклонение
Отклонение есть мера "вариации" или непостоянства в группе или процессе. Например, если сегодня купленный вами гамбургер был горячим и вкусным, а завтра окажется едва теплым — это вариация. Когда вы покупаете три рубашки одного размера, но одна из них оказывается меньше, речь тоже идет о вариации. Таких примеров можно привести бесконечно много, так как в мире нет ничего неизменного; вариации — это неотъемлемая часть нашей с вами жизни.
Пример. Предположим, что вы возглавляете бизнес по доставке пиццы в соседние офисы. Вы делаете очень хорошую пиццу и у вас много потребителей.
Согласно контракту с вашими потребителями, свежая и горячая пицца будет доставляться между 11.45 и 12.15. Это позволяет клиентам вовремя получать свои заказы для ланча (таково их «требование»). Вы также договорились, что если пицца привозится до 11.45 или после 12.15 («дефект»), то вы делаете 50%-ную скидку на следующий заказ. Поскольку вы и остальной персонал фирмы получаете за своевременную доставку пиццы премию, вы все очень заинтересованы доставлять ее в течение данного получасового «окна» (как того хотят клиенты).
Вот какую роль в качестве показателя этого простого процесса может играть величина «сигма». Если вы доставляете вовремя только примерно 68% вашей пиццы, ваш процесс находится лишь па уровне двух сигм. Если вы доставляете вовремя 93%, что уже неплохо, вы работаете только на уровне качества трех сигм. Если вы доставляете в срок 99,4% всей пиццы, вы работаете на уровне четырех сигм.
Чтобы работать на уровне шести сигм, вы должны доставлять пиццу вовремя в 99,9997% случаях. Это практически идеально. Фактически, из каждого миллиона изготовленных пицц, только три или четыре доходят до потребителя с опозданием.
General Electric сообщила, что в 1999 году oнa получила дополнительный доход за счет применения концепции «шесть сигм», превышающий два миллиарда долларов!
Параметр «сигма» был разработан, чтобы помочь:
1. Сфокусировать показатели деятельности на потребителях, которые платят деньги. Многие обычно используемые компаниями показатели, например рабочее время, затраты, объем продаж, не имеют отношения к тому, чем действительно озабочен покупатель.
2. Создать единый метод для измерения и сравнения различных процессов. Используя шкалу сигм, мы можем оценивать и сравнивать производительность совершенно разных процессов — скажем, выпечки и доставки пиццы.
Чтобы научиться подсчитывать уровень сигм или понимать его значение, нужно в первую очередь разобраться, чего ожидают ваши потребители. На языке шести сигм требования и ожидания потребителя называются (и считаются) критичными для качества.
Шесть сигм — ЭТО:
1. Статистический показатель качества процесса или продукта.
2. Цель в области совершенствования деятельности, которая стремится к совершенству.
3. Система менеджмента, направленная на достижение устойчивого лидерства в бизнесе и на производство товаров мирового уровня качества.
Но настоящая суть концепции «шесть сигм» находится за пределами статистики Шесть сигм — это полное согласие менеджмента, это философия совершенства, акцепт на потребителя и на совершенствование процессов, готовность принимать решения на основе данных (а не интуиции). Концепция «шесть сигм» направлена па совершенствование каждой области деятельности с целью как можно лучшего удовлетворения меняющихся нужд потребителей, рынка и технологий с выгодой для сотрудников, клиентов и акционеров.
Формулы:
Среднее арифметическое:
Дисперсия:
Среднее квадратическое отклонение:
Коэффициент вариации характеризует относительную меру отклонения измеренных значений от среднеарифметического:
Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс и меньшая выравненность исследуемых значений. Если коэффициент вариации меньше 10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10% до 20% относится к средней, больше 20% и меньше 33% к значительной