Краткие сведения из истории развития надзора за мерами и весами

Древняя Русь вела обширную торговлю со своими соседями, и русские князья заботились о развитии торговли как внешней, так и внутренней. Упрочнение торговых связей с соседними городами и развитие внутренней торговли требовали упорядочения русских мер и обеспечение правильного надзора за ними.

Надзор за правильностью торговых мер и весов в древней Руси был поручен духовенству. Первые сведения об этом встречаются в церковном уставе князя Владимира (X в.). Церкви в то время были почти единственным местом сбора людей, причем в дни и часы, всем известные. Поэтому установился обычай в праздничные дни привозить товары, которыми и торговали на церковной площади после окончания богослужений (базары в воскресные дни, ярмарки в праздничные дни). Чтобы гири и другие меры носили законный характер, на них наносили имена князей и названия городов.

В XV в. в связи с оживлением внутренней и внешней торговли и с возрастанием доходов от таможенных пошлин и торговых сборов и налогов надзор за мерами стал сосредотачиваться в органах государственной власти, в приказах. При Иване Грозном делаются первые попытки установить единообразие мер путем рассылки “печатных” или “орленых” мер воеводам, старостам, сотским, которые были обязаны изготовить копии этих мер и, заклеймив их, разослать по посадам и уездам.

В XVII в. законодательство о мерах и весах расширяется, учреждается особый надзор за весами и мерами в таможнях и гостиных дворах, собирается пошлина за взвешивание товаров. Этот надзор был поручен таможенным головам и целовальникам (своего рода чиновникам, дававшим присягу и целовавшим при этом крест).

При Петре I надзор за мерами и весами переходит к коллегиям, бургомистрам и органам городского управления. В ряде указов, наказов и инструкций, изданных Петром I, говорится о необходимости применения правильных мер и весов. Созданная в 1736 г. Комиссия о мерах и весах наметила организацию поверочных учреждений для осуществления в провинции надзора за правильностью мер и весов; однако эти мероприятия не были проведены в жизнь ввиду роспуска комиссии.

Важнейшим организующим документом было “Положение о мерах и весах” 1842 г., введенное в действие с 1 января 1845 г. Оно явилось первым документом, установившим основы государственной службы мер и весов.

“Положением о мерах и весах” 1842 г. постоянное наблюдение за сохранением единообразия мер было возложено на министерство финансов - в части финансовой и на министерство внутренних дел в части надзора за мерами и весами. Было создано депо образцовых мер и весов, задачи которого состояли в хранении образцов русских мер (эталонов), в поверке копий с образцовых мер, исправлении копий, утративших точность, и изготовлении новых. Во все губернии и области были разосланы для хранения в казенных палатах вновь изготовленные и поверенные по эталонам образцовые меры - аршин, фунт, ведро и четверик, а так же мелкий разновес.

Поверка мер и весов, находившихся в обращении в торговле и промышленности , лежала на обязанности казенных палат, городских дум и управ. Последние же, не имея знающих людей, поручали это обычно слесарям, в результате чего поверка нередко сводилась к простому клеймению и взиманию пошлины.

Академик А.Я. Кунфер - первый ученый - хранитель депо, неоднократно вносил в правительство предложения об улучшении службы мер и весов, однако его проекты отклонялись, т.к. требовали определенных затрат.

Преемник А.Я. Кунфера, проф. В.С. Глухов (с 1865 по 1892 г.г.), в докладной записке министру охарактеризовал безотрадное положение поверочного дела в России и внес предложение по его улучшению. Предложения В.С. Глухова были приняты, но он не успел их полностью осуществить. После него ученым-хранителем депо образцовых мер был назначен Д.И. Менделеев. Он добился выполнения трех основных задач: восстановления прототипов русских мер, создания вместо депо центрального научного учреждения с хорошо оборудованными лабораториями и организации поверочного дела на новых началах.

В 1893 г. “для сохранения в государстве единообразия, верности и взаимосоответствия мер и весов” была учреждена Главная Палата мер и весов. Первым управляющим ее был назначен Д.И. Менделеев. В Главной Палате, разместившейся в новом здании, был организован ряд первоклассно оборудованных лабораторий.

В изданном в 1899 г. “Положении о мерах и весах”, кроме установления системы русских мер, была предусмотрена организация поверочных палаток и изложены правила изготовления, поверки и клеймения мер и весов, а также правила надзора за их применением. Поверка и клеймение мер и весов возлагались на поверочные палатки и должны были производиться “поверителями”, выдержавшими при Главной Палате соответствующие испытания. Устанавливалась регулярная поверка мер и весов через каждые три года, которая возлагалась на инспекторов Главной Палаты и старших поверителей. Однако фактически функции поверочных палаток ограничивались поверкой и клеймением гирь, весов, мер длины, мер объема и мер жидкостей, т.е. измерительных средств, которые применялись в торговле.

Сеть поверочных палаток расширялась очень медленно: в 1900 г. было открыто 5 палаток, в 1901 г. - 5 палаток, в 1902 г. - 10 палаток и в 1906 г. - еще 5 палаток, тогда как Д.И. Менделеев считал необходимым довести их число до 150. В дальнейшем, за время первой мировой и последующей гражданской войн, деятельность поверочных палаток значительно сократилась вследствие хозяйственной разрухи и упадка торговли.

С первых дней революции Главная Палата мер и весов была подчинена Народному комиссариату торговли и промышленности, затем в 1920 г. она была передана в Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Ухудшение состояния измерительного хозяйства в стране и появление большого числа неправильных мер и весов вызвали издание Постановления Совета Труда и Обороны (СТО), о проведении всероссийской поверки мер и весов. С этой целью была создана комиссия, которая должна была в течение года провести поверку мер и весов при техническом содействии Главной Палаты и ее органов. Это способствовало собиранию поверочных кадров и возрождению поверочной работы в стране.

В 1922 г. СТО утвердил Положение о Главной Палате мер и весов, которое дало начало организации Государственной службы мер и весов. В 1923 г. была введена обязательная поверка медицинских термометров, в 1925 г. - рабочих и контрольных манометров, в 1927 г. - наборов пробных очковых стекол, концевых мер длины и контрольных калибров, в 1929 г. - водомеров, электрических счетчиков и измерительных трансформаторов к ним и т.д.

Кроме поверки мер и весов и надзора за ними, Главная Палата начала контролировать качество производства измерительных приборов путем проведения испытаний их типов.

В 1921 г. возобновилась связь с иностранными метрологическими организациями. Она заключалась в обмене опытом по научной метрологии, в участии в международных метрологических конференциях, а также в работе по сличению эталонов в международном масштабе.

Индустриализация страны, реконструкция промышленности, массовое изготовление взаимозаменяемых узлов и деталей потребовали расширения стандартизации и ведения ее на научной основе. В 1930 г. Всесоюзному Комитету по стандартизации (ВКС) была передана Главная Палата мер и весов со всеми состоявшими при ней учреждениями, а комитетам по стандартизации союзных республик - республиканские палаты.

Таким образом метрология и стандартизация были сближены и рассматривались как два основные начала рационального производства и овладения передовой техникой. Расширился круг вопросов, охватываемых деятельностью Главной палаты мер и весов, которая была переименована во Всесоюзный институт метрологии и стандартизации (ВИМС). В этот же период были организованы два новых института в Москве и Харькове, которые первоначально получили наименование филиалов ВИМС.

Однако ВКС не смог правильно организовать государственную службу мер и весов. В частности, государственные поверки были передоверены различным ведомственным организациям. Государственный надзор за мерами и измерительными приборами ухудшился. Создалась реальная угроза нарушения единства мер в стане.

В 1934 г. было издано постановление СНК СССР “О мероприятиях по обеспечению поверочной работы центрального управления мер и весов”, в котором указывалось на необходимость восстановления службы мер и весов в полном объеме и создания условий для ее роста и развития.

В 1938 г. был организован Комитет по делам мер и измерительных приборов при Совете Народных Комиссаров Союза ССР. Функции Комитета, как нового органа государственной службы мер и весов, были значительно расширены. Комитет получил возможность влиять на развитие производства, выбор новых типов измерительных приборов, осваиваемых в производстве, на организацию ремонта мер и измерительных приборов и надзора за ними.

Был укреплен авторитет поверочных органов, повышена квалификация оперативно-технического персонала, привлечено для работы значительное число высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Были организованы новые измерительные лаборатории и дооборудованы существующие. Повысилась роль местных поверочных органов, они стали влиять на вопросы измерительного хозяйства на обслуживаемой ими территории: участвовать в подготовке постановлений руководящих советских и партийных органов по вопросам упорядочения измерительного хозяйства, организовывать и контролировать проведение различных мероприятий на предприятиях и в отдельных системах по его улучшению.

В 1940-1941 г.г. была проведена большая работа по улучшению состояния измерительных приборов, находящихся в эксплуатации на предприятиях, и анализу его влияния на качество продукции, на технологические процессы, на выработку и расход всех видов энергии. Результаты этой работы были положены в основу организации измерительного хозяйства на предприятиях и ведомственного надзора за мерами и измерительными приборами в процессе эксплуатации.

Опыт, накопленный в результате этой работы, оказался весьма полезным во время Отечественной войны, когда многие предприятия, эвакуированные на восток, нуждались в быстром восстановлении измерительного хозяйства и приспособлении его к задачам военного производства.

В 1942 г. было издано Постановление Правительства “О мерах и контрольно-измерительных приборах, подлежащих обязательной государственной поверке и клеймению”, предусматривавшее значительное расширение номенклатуры приборов, подлежащих государственной поверке.

Война нанесла Государственной службе мер и весов большой ущерб. Погибло много ценного оборудования, которое не удалось эвакуировать с оккупированной территории.

После окончания войны началось быстрое восстановление сети метрологических и поверочных организаций. В 1953-1954 г.г. Государственная служба мер и весов вновь объединилась со стандартизацией. Был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

Под руководством нового комитета проведена большая работа по укреплению метрологических институтов и лабораторий по всей стране. Периферийные органы комитета получили наименование государственных контрольных лабораторий по измерительной технике, они организуют и контролируют измерительное хозяйство в областях, краях и республиках.

Число метрологических институтов в начале 60-х годов достигло 7, из них три всесоюзных. Это Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева - ВНИИМ (бывшая Главная Палата мер и весов), Всесоюзный научно-исследовательский институт Государственного комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР в Москве, Всесоюзный научно-исследовательский институт физико-технических и радио - технических измерений (ВНИИФТРИ), Харьковский и Новосибирский государственные институты мер и измерительных приборов, Свердловский и Тбилисский филиалы ВНИИМ.

В настоящее время в России остались: Всероссийский научно - исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева - ВНИИМ, г. С - Петербург, Всероссийский институт метрологии и стандартизации - ВНИИМС, г. Москва, Всероссийский научно - исследовательский институт физико - технических и радио - технических измерений - ВНИИФТРИ, г. Москва, Сибирский научно - исследовательский институт метрологии, г. Новосибирск, Уральский НИИ метрологии, г. Екатеринбург.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение метрической системы мер сыграло выдающуюся роль не только в становлении единства измерений между странами, но и способствовало становлению и развитию национальных метрологических институтов и метрологии в целом как науки об измерениях.

В соответствии с Конвенцией было создано Международное Бюро Мер и Весов (МБМВ) и разработаны основы всемирного сотрудничества в области науки об измерениях. Также были определены основы ее практического применения в промышленности, торговле и в целом интересах общества. Первоначальная цель Метрической Конвенции – обеспечение единства измерений во всем мире – остается значимой и сегодня, в 2009 году, как это было и в 1875 году.

В Послании к Всемирному Дню метрологии директора Международного Бюро Мер и Весов Эндрю Уолларда говорится:

“Метрологи призваны служить обществу через совершенствование и гармонизацию проводимых во всем мире измерений. Это призвание подчеркивается сегодняшним лозунгом: “Мир метрологии на службе у всего мира”, а мы продолжаем приносить широкомасштабную пользу во всех сферах жизни общества”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 С.В. Мищенко, С.В. Пономарев, Е.С. Пономарева, Р.Н. Евлахин, Г.В. Мозгова “ИСТОРИЯ МЕТРОЛОГИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ” Издательство ТГТУ 2004. – 112 с.

2 Г.Д. Бурдун, Б.Н. Марков Основы метрологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд – во стандартов, 1985. – 256 с.

Наши рекомендации