Способы нанесения обсервованного места судна на путевую карту
а) Нанесение обсервованного места судна на путевую карту с помощью протрактора.
Рис. 13.9. Нанесение обсервованного места на карту с помощью протрактора
Протрактор(pro – перед, tractor – тянущий) – специальный навигационный прибор, при помощи которого можно построить два угла с общей вершиной в центре протрактора.
Протрактор состоит из азимутального круга, разбитого на градусы от 0° до 180° вправо и влево, и трех линеек. Средняя линейка прикреплена к азимутальному кругу и неподвижна; край ее точно совпадает с делением азимутального круга 0°.
Крайние линейки подвижны. Их можно устанавливать под любым углом к краю средней линейки, совпадающей с нулевым делением азимутального круга. При помощи индексов на подвижных линейках и отсчетных барабанов, углы устанавливаются с точностью ±0,5¢ (цена деления отсчетных барабанов 1,0′).
Для получения обсервованного места судна на путевой карте – на протракторе устанавливают значения измеренных и исправленных углов a и b.
Протрактор (рис. 13.9) накладывается на путевую карту вблизи счислимого места судна (т. а) так, чтобы срезы (края) всех трех линеек прошли через места навигационных ориентиров А, В и С. В центре протрактора (рис. 13.8) и будет обсервованное место судна (К), которое отмечается на карте уколом иглы протрактора.
б) Нанесение обсервованного места судна на путевую карту с помощью листа кальки.
Рис. 13.10. Нанесение обсервованного места на карту с помощью листа кальки
В тех случаях, когда при определении места судна по двум горизонтальным углам по каким-либо причинам отсутствует протрактор, применяется лист кальки (рис. 13.10), посредине которого проводится произвольная прямая линия (КВ), которая принимается за общую сторону измеренных углов a и b. При этой точке (т. К), с помощью штурманского транспортира, строятся измеренные и исправленные углы a и b (Ða =ÐАКВ, Ðb =ÐВКС). [Точка К на линии КВ берется произвольно, но, как правило, внизу и посередине листа кальки].
Для получения обсервованного места судна на путевой карте: ® кальку, с нанесенными на нее углами a и b, наложить на путевую карту так (как и в примере с протрактором), чтобы линии на кальке, обозначающие стороны углов a и b совпали с ориентирами А, В и С, а это возможно только в одном, вполне определенном положении.
В точке К находится обсервованное место судна, которое отмечается на путевой карте уколом иглы циркуля через кальку в точке К и, после снятия кальки ® .
в) Нанесение обсервованного места судна на путевую карту путем графического построения навигационных изолиний.
Для получения обсервованного места судна на путевую карту таким способом необходимо(рис. 13.8 и рис. 13.11):
1) ® на путевой МНК соединить прямой линией (АВ и ВС) навигационные ориентиры между которыми измерялись горизонтальные углы (ор. А – ор. В ¦ Ða; ор. В – ор. С ¦ Ðb);
Рис. 13.11. Нанесение обсервованного места на карте графическим построением
2) ® найти центры этих, соединяющих ориентиры, отрезков:
- т. Ц ® отрезка АВ;
- т. Ц¢® отрезка ВС.
3) ® из полученных точек (т. Ц и т. Ц¢ ) провести линии (в сторону моря) перпендикулярные линиям, соединяющим эти ориентиры: – и – ;
4) ® от т. А (или от т. В) относительно линии АВ отложить в сторону моря значение угла (90° – a), а от т. В (или от т. С) относительно линии ВС отложить (в сторону моря) значение угла (90° – b);
5) ® пересечение линий АО1 (или ВО1) и ВО2 (или СО2) с перпендикулярами, проведенными из точек Ц и Ц1 и даст положение центров навигационных изолиний (изогон), соответствующих значениям навигационных параметров (горизонтальным углам a ® т. О1 и b ® т. О2);
6) ® с помощью циркуля провести навигационные изолинии:
- для Ða: иглу в т. О1 и R1 = О1А (О1В);
- для Ðb: иглу в т. О2 и R2 = О2В (О2С).
7) ® в точке пересечения навигационных изолиний (т. К) обозначить обсервованное место судна (), невязку (С) и оформить запись в судовом журнале.
При определении места судна по двум горизонтальным углам может быть случай, при котором обсервованное место получить на путевой карте невозможно.
Неопределенный случай будет тогда и только тогда, когда судно находится на окружности, проходящей через все три навигационных ориентира (А, В и С), между которыми измерялись горизонтальные углы a и b (рис. 13.12).
Наличие случая неопределенности требует предварительной проверки возможности определения места судна по двум горизонтальным углам.
Выбирают такие навигационные ориентиры, взаимное расположение которых исключает случай неопределенности, то есть через них нельзя провести одну окружность, а это может быть в следующих случаях:
а) ª все три береговых ориентира расположены на одной прямой линии или близко к ней (рис. 13.13);
б) ª средний навигационный ориентир должен находиться ближе к судну, чем оба крайних (рис. 13.14).