РАЗДЕЛ №1 ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГАОУ СПО «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Рабочая программа и методические указания к выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация» для студентов заочного отделения по специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные со стандартизацией и метрологией, правовые основы;
- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный контроль и надзор;
- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой
нормативной документацией;
- системы сертификации, порядок и правила сертификации;
уметь:
- пользоваться средствами измерений, системой стандартизации основных норм взаимозаменяемости;
- пользоваться системой допусков и посадок.
Освоение учебной дисциплины предполагает практические работы и самостоятельную работу студентов, которые помогают углублять и закреплять теоретические знания. В межсессионный период предполагается выполнение студентами домашней контрольной работы. После изучения учебной дисциплины проводится экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности и в сфере профессиональной деятельности техника.
Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация». Взаимосвязь проблем стандартизации, метрологии и сертификации. Их значение в повышении качества и конкурентоспособности продукции в условиях рыночных отношений. Значение и основная цель учебной дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Переход к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных предприятий отраслей в системе народного хозяйства не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. По любым направлениям и на любом уровне международного сотрудничества стали возникать правила, требующие соответствия их с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология стали вписываться в новые условия работы и сделали возможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые по-новому, осознанно и цивилизованно, могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.
Стандартизация нашла применение в строительстве, в области транспорта, связи и управления, в сельском хозяйстве, машиностроении. Преимущественное применение стандартизации в машиностроении вызвано особенностями развития этой отрасли промышленности.
Стандартизация в машиностроении построена на методологических положениях двух исторически развивающихся концепций традиционной и информационных технологий в виде соответствующих CALS-технологий.
Разработаны комплексные системы стандартов по двум концепциям – традиционной и информационной.
В нашей стране действуют системы управления качеством продукции, основанные на стандартизации. Эти системы представляют собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, методов, нормативов и средств управления направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении и эксплуатации или потреблении.
РАЗДЕЛ №1 ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Тема 1.1 Система стандартизации
Студент должен :
знать:
- термины: стандартизация, область, объект, ГСС;
- правовую основу стандартизации;
- цели и результаты;
- уровни стандартизации;
- виды стандартов;
- нормативно-технические документы.
Правовая база стандартизации. Сущность стандартизации. Уровни стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, правил, характеристик как обязательных так и рекомендуемых.
Цель – достижение оптимальной степени упорядочения посредством использования установленных положений, требований и норм для решения реальных задач.
Цели подразделяют на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия.
Результатом – высокая степень соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, продвижение товарообмена, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Объект – продукция, производство, процесс или услуга, характеристики, параметры, правила и т.п.
Область – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.
Например, машиностроение – область, а объектами могут быть качество, техническое состояние, производство.
Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.
Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного региона мира.
Национальная – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений.
Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице, принято называть административно-территориальной.
Действующая система стандартизации необходима для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.
Эта система предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов.
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.
Стандарт – это нормативный документ на основе соглашения, утвержденного признанным органом. В нем устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности и их результатов.
Бывают международные, региональные, национальные и административно-территориальные. Периодически пересматриваются и вносятся в стандарты изменения, чтобы требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.
Виды стандартов: основополагающий стандарт, терминологический стандарт, стандарт на методы испытания, стандарт на процесс, стандарт на услугу, стандарт на совместимость, положения, стандарт с открытыми значениями.
Документ технических условий (ТУ) устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. В нем указаны методы и процедуры, которые используются для проверки соблюдения требований нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.
Свод правил может быть самостоятельным стандартом или самостоятельным документом, а также частью стандарта. Разрабатываются для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий, которые носят рекомендательный характер.
Обязательный характер носит регламент.
Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не органы стандартизации. Технический регламент – это документ, в котором содержатся технические требования к объекту стандартизации, которые дополняются методическими документами, указанными по методам контроля или проверок соответствия продукта.
Нормативные документы по стандартизации РФ содержат: ГОСТ РФ; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных и др. общественных объединений; действующие стандарты СССР, которые не противоречат законодательству РФ.
Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации и ТУ – технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документом на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации.
Способы применения нормативного документа:
- непосредственное использование в соответствующей области;
- введение его в другой нормативный документ.
Нормативные документы содержат следующий характер требований:
обязательные требования;
альтернативные требования и положения.
Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации – в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены. Альтернативные требования представляются в форме выборочных либо дополнительных норм. Положение – обобщающее понятие, оно излагается в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.
Литература : О-1 Гл 1, стр.7-12.
Тема 1.2 Стандартизация в различных сферах
Студент должен :
знать:
- системы управления качеством;
- метрологическое обеспечение;
- систему технических измерений и средств;
- директивы в экостандартизации.
Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Система технических измерений и средства измерения. Стандартизация и экология.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО). В этой связи международные стандарты по управлению (менеджменту) качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 и совмещенные с ними стандарты ИСО серии14000 признаны всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. В России приняты стандарты идентичные международным.
Семейство основополагающих стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества; ГОСТ Р ИСО 9000-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышения удовлетворенности потребителей; ГОСТ Р ИСО 9000-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
Метрологическое обеспечение – это комплекс научных и технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений в соответствии с требованиями стандартов.
Общие правила и нормы метрологического обеспечения устанавливаются стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Метрологическое обеспечение наиболее связано с такими объектами стандартизации, как методы контроля и испытаний продукции.
В тех случаях, когда стандартизация методик выполнения измерений невозможна или нецелесообразна, используют другую форму регламентации – метрологическую аттестацию. О наличии тесной связи также свидетельствует государственный и ведомственный контроль, а аспекты непосредствен с надзором за состоянием и применением средств измерений.
Под метрологическим обеспечением в соответствии с ГОСТ 1.25-76 понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Организационной основой – является государственная и ведомственная службы.
Техническими основами являются: система государственных эталонов единиц физических величин; система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений; система государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений; система государственной и ведомственной поверки средств измерений.
Вся конструкторская и технологическая документация подлежит метрологической экспертизе и метрологическому контролю.
Цель – обеспечение эффективности измерений при контроле изделий в процессе их разработки, изготовления, эксплуатации и ремонта.
Осуществляется на различных стадиях разработки документации.
Задачи метрологической экспертизы:
- определение оптимальной номенклатуры измеряемых параметров;
- оценка контролепригодности конструкций изделия;
- установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля и взаимозаменяемости;
- установление соответствия показателей точности измерений требованиям обеспечения оптимальных режимов технологических процессов.
Исходя из перечисленных задач, на основе анализа и оценки уровня и оптимальности принятых технических решений, эксперт должен знать предложения по исправлению недостатков. Оформление результатов метрологической экспертизы проводится в соответствии с ГОСТ 2.104 -68 и ГОСТ 3.114-81
Не следует смешивать метрологическую экспертизу и метрологический контроль. Метрологический контроль – это оценка принятых технических решений метрологических задач методом сравнения с конкретными требованиями к объекту экспертизы. Метрологический контроль осуществляют работники метрологических служб и специально подготовленные нормоконтролеры.
Средства измерения (СИ) – это средства, предназначенные для измерений, вырабатывающие сигнал (показание), несущий информацию о значении измеряемой величины, или воспроизводящие величину заданного размера.
СИ, предназначенные для целей воспроизведения единиц физических величин и передачи их размеров другим СИ, являются образцовыми. Все другие СИ, используемые не для этих целей, являются рабочими. С их помощью выполняют измерения при контроле качества продукции.
Для определения погрешностей СИ и установления пригодности к применению проводят их поверку. В состав средств поверки входят образцовые и вспомогательные средства.
Для экспертизы технической документации на СИ применяют государственные испытания. ГОСТ 8.383-80 устанавливает приемочные и контрольные испытания.
Стандартизация в области экологии играет значительную роль в любой деятельности, т.к. необходимо регулирование отношений в области охраны природы и использовании ресурсов.
Стандарты – это средство управления качеством окружающей среды.
Мировое сообщество проводит огромную работу по защите окружающей среды. Так приняты директивы по генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии , отходов, шумов.
В ЕС введена экомаркировка в целях достоверного информирования потребителей об экологичности продукта. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах.
Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации.
Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. Она является заключительной составляющнй петли качества. Однако нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии жизненного цикла продукции.
Важную роль в экостандартизации играет ИСО. В 1993г. в оргструктуре был создан технический комитет «Экологическое управление», деятельность которого охватывает:
· создание системы экологического управления;
· экологический аудит;
· экологическая маркировка;
· оценка характеристик экологичности и др.
Результатом работы комитета – принятие стандартов, которые по структуре совпадают с международными.
Нормативные стандарты определяют требования к системе управления мерами по охране окружающей среды.
Стандарты универсалы – их можно применять в сфере производства и обслуживания как в государственном, так и в частном секторах экономики, а способы управления охраной окружающей среды жестко не регламентированы и могут варьироваться.
Этапы внедрения системы экоуправления:
На первом – организация оформляет о намерениях и принципах деятельности, касающейся общих показателей состояния окружающей среды, в виде декларации. Она позволяет выяснить возможности организации в области экоуправления, необходимость введения внутренних процедур для устранения угрозы окружающей среды.
Второй – разрабатывается план мероприятий, которому предшествуют идентификация аспектов окружающей среды, оценка воздействия, установление требований к организации, определению целей и задач.
На третьем этапе – необходима гармонизация имеющихся материальных и людских ресурсов для начала функционирования системы со стандартами.
Четвертый – периодические оценки эффективности действующей системы и ее корректировка (мониторинг показателей состояния окр. среды).
Пятый этап – периодический анализ политики, целей, задач, что может быть связано с теми или иными факторами макросреды: выходом компании на новый рынок, появление новых конкурентов и т. п.
Литература : О-1 Гл 1, стр. 12-25.
Тема 1.3 Международная стандартизация
Студент должен :
знать:
- создание и функции ИСО;
- задачи и партнерство МЭК;
- региональные органы стандартизации.
Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946г. 25-ю национальными организациями по стандартизации. При создании организации и выборе ее названия учитывалось, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было принято использовать греческое слово isos- равный. Вот почему на всех языках мира она имеет краткое название ИСО.
Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации, а в последние годы – стандартизации систем обеспечения качества.
Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономических областях.
В состав ИСО входят 120 стран со своими национальными организациями по стандартизации. В качестве комитета – члена ИСО – Россию представляет Госстандарт. Всего более 80 комитетов – членов. В ИСО входят руководящие и рабочие органы.
Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты; подкомитеты, которые могут учреждать ТК, и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям.
Деловые контакты: 500 международных организаций, специализированные агентства ООН, Европейский комитет по стандартизации (СЕН).
Крупнейший партнер ИСО – Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения, они не входят в сферу деятельности ИСО. Каждую страну в МЭК представляет национальный комитет (Россто представляет Госстандарт РФ).
Цель – содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других комитетов.
Национальные комитеты всех стран образуют Совет – высший руководящий орган МЭК. Основной координирующий орган МЭК – Комитет действий. Он выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, участвует в решении вопросов сотрудничества, выполняет все задания Совета.
Структура технических органов МЭК аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвует 15-25 стран.
Международные стандарты МЭК: общетехнические, носящие межотраслевой характер; технические требования к конкретной продукции.
По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой.
ИСО вместе с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовки стандартов». Главной целью Руководства является поиск защиты от различных видов опасностей.
В составе МЭК особый статус имеет Международный Комитет по радиопомехам (СИСПР), который занимается стандартизацией методов измерения радиопомех, излучаемых электронными и электротехническими приборами.
В России внедрено более половины принятых МЭК международных стандартов в области электроники и электротехники. Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий по своему профилю деятельности.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) ставит главной задачей в области стандартизации разработку направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области. ЕЭК ООН взаимодействует с ИСО, МЭК в решении проблем национальной стандартизации во всех странах мира.
В региональной стандартизации заслуживает внимание Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), ЕС по стандартизации в создании единого европейского рынка, Стандартизация в Сотрудничестве Независимых Государств (СНГ).
Создан Межгосударственный совет стран – участниц СНГ (МГС), который принимает межгосударственные стандарты в рамках СНГ. В 1995г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.
Литература : О-1 Гл 1, стр. 25-29.
Тема 1.4 Организация работ по стандартизации в РФ
Студент должен :
знать:
- структуру государственного управления стандартизацией в Российской Федерации;
- государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
- порядок разработки и внедрения нормативных документов.
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор. Маркировка продукции знаком соответствия. Нормоконтроль технической документации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом РФ «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований при их применении.
Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг. Нормы и требования стандартов могут относиться к безопасности хозяйственных объектов в ЧС.
Закон регламентирует: организацию работ по стандартизации; содержание и применение нормативных документов; информационное обеспечение; организацию и правила проведения контроля и надзора; стимулирование применения госстандартов; ответственность за нарушение положений закона.
Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Председатель Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии является государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений. В ведении Госстандарта находятся госинспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также центры по стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.
Порядок разработки стандартов:
- сбор заявок на разработку стандарта;
- составление технического задания;
- разработка проекта;
- принятие стандарта.
Процедура принятия стандарта включает его обязательный анализ на соответствие законодательству РФ. Стандарт принимается соглашением, после чего устанавливается дата его введения в действие. Далее принятый стандарт подлежит регистрации и публикации.
Пересмотр стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего
Отмена стандарта может осуществляться как заменой его новым, так и без замены.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации. Его усилия направлены на проверку строгого соблюдения обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья ии имущества людей и среды обитания.
Задачи госнадзора:
· предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов;
· предупреждение и пресечение правил обязательной сертификации и Закона РФ «О единстве измерений»;
· предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок.
Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии.
Проверкам в процессе госнадзора подвергаются продукция, в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемым под его руководством комиссиями.
Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов.
Контролю подвергается образец, отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта проверки. Акт направляется руководству проверенной организации; в Ростест – Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ.
В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.
Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителей гарантией ее безопасности.
Госстандарт принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9 -95 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам». Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.
В соответствии с этим документы предприятия – изготовители как отечественные, так и любого государства, могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия, если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа. Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России.
Литература: О-1 Гл 1, стр. 29-43.