Порядок проведения работы
1. Построить таблицу 1 и занести в нее параметры уста-новки. Комнатную температуру определите по показаниям отдельного термометра. Обратить внимание на размерность величин.
Таблица 1
Данные установки | ||
Масса металла, гр | ||
Масса стакана (тигля), гр | ||
Удельная теплоемкость нагретого металла | ||
Удельная теплоемкость нагретого стакана | ||
Тип термопары | ||
Условия проведения опыта | ||
Комнатная температура, град |
2. Опустить в печь стакан с металлом и тумблером «К» включить нагреватель печи.
4. Довести температуру стакана с оловом до величины, превышающей на 15¸20 градусов ( ; термопару ХК нагревать до получения напряжения на милливольтметре равного , а термопару ХА – до ).
3. Выключить нагрев печи тумблером «К». Вывести стакан с расплавом из печи и зафиксировать его положение с по-мощью винта. Наблюдать процесс охлаждения олова и фик-сировать при этом показания милливольтметра через каждые 10 сек. в течении 10–15 минут. Отсчет времени осуществляется с помощью секундомера. Результаты измерений в количестве 60–90 занести в таблицу 2.
5. Используя градуировочный график термопары, переве-дите показания милливольтметра в температуру вещес-тва , результаты запишите в таблицу 2.
6. По данным таблицы 2 постройте график зависимости температуры вещества от времени при охлажде-нии металла.
7. По графику определите параметры , и вычислите производную . Методика вычисления производной по графику функции приведена в Приложении 2.
Таблица 2
Результаты измерений
… |
8. Используя формулу (1.3.9), рассчитайте удельную тепло-ту плавления олова .
9. По формуле (1.3.12) рассчитайте изменение энтропии при кристаллизации олова, обращая внимание на размерность величин ( – абсолютная температура).
10. Оцените погрешность, связанную с предложенным ме-тодом определения . Она возникает из-за неточности определения интервала времени , погрешности опре-деления температуры кристаллизации и ошибки вычис-ления производной .
Погрешность вычисляется по формуле:
.
11. Результаты представьте в виде:
........
........ .
К отчету приложите график зависимости , выполнен-ный на миллиметровой бумаге.
Контрольные вопросы
1. Что такое фазовый переход I рода?
2. Что такое фазовый переход II рода?
3. Чем отличается характер плавления кристаллических и аморфных тел?
4. Какие процессы называют обратимыми?
5. Какие процессы называют необратимыми?
6. Какое состояние называют равновесным?
7. Какое состояние называют неравновесным?
8. Какое значение энтропии соответствует равновесному состоянию и почему?
9. Каков статистический смысл энтропии?
10. Каков термодинамический смысл энтропии?
11. Энтропия и энергия являются функциями состояния. Что это значит?
12. Сформулируйте I начало темодинамики.
13. Сформулируйте II начало темодинамики.
14. Какие ограничения накладывает II начало термодинами-ки на процессы, разрешённые I началом?
15. Как расчитывается изменение энтропии при изотермичес-ких процессах?
16. Как расчитывается изменение энтропии при изобарных про-цессах?
17. Как расчитывается изменение энтропии при изохорных процессах?
18. Как расчитывается изменение энтропии при адиабати-ческих процессах?
19. Как расчитывается изменение энтропии при плавлении?
20. Как рассчитывается изменение энтропии при нагрева-нии жидкости от температуры плавления до температуры па-рообразования (рассмотреть только жидкую фазу)?
21. Как расчитывается изменение энтропии при парообра-зовании?
22. При каком процессе изменение энтропии больше – при обратимом или при необратимом. Почему?
23. В чем заключается парадокс Гиббса и как его можно преодолеть?
24. Получите аналитический закон изменения температуры со временем после кристаллизации металла.
25. Какие условия, заданные в эксперименте, необходимо изменить для уменьшения погрешности определения ?
26. Почему фазовый переход I рода называется прерывным?
27. Почему фазовый переход II рода называется непрерыв-ным?
28. Запишите уравнение Клапейрона–Клаузиуса.
29. О чем говорит положительное значение в уравнении Клапейрона–Клаузиуса? Приведите примеры веществ.
30. О чем говорит отрицательное значение в уравнении Клапейрона–Клаузиуса? Приведите примеры веществ.