ВОПРОС 23 Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»
1. Структура Закона РФ «О сертификации продукции и услуг»
2. Постатейная характеристика Закона о сертификации
1. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» является базовым документом, обеспечивающим правовые основы сертификации в России. Закон принят в 1993 г., подвергался
* Ввиду особой важности данного вопроса для получения студентом положительной оценки на зачетах или экзаменах текст ответа на вопрос дается в развернутом виде.
дополнениям и изменениям в 1995 и в 1998 гг. В последнем случае в него законодательно внесены важные дополнения и изменения.
Закон «О сертификации продукции и услуг» (далее — Закон) с учетом новых дополнений устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее в основном будем употреблять термин «продукция»), а также ответственность, права и обязанности участников сертификации.
Структура Закона включает 4 раздела («Общие положения», «Обязательная сертификация», «Добровольная сертификация», «Ответственность за нарушение положений настоящего закона») и 20 статей. Ниже постатейно подчеркнем важнейшие положения Закона с учетом изменений и дополнений.
2. В статье 1 Общих положений Закона дается определение понятия «сертификация продукции», излагаются цели сертификации, указываются действующие в РФ формы сертификации.
Сертификация продукции в формулировке Закона — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Статья определяет следующие цели сертификации:
• создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• содействие потребителям в компетентном выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя;
• контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;
• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация в РФ может иметь добровольный и обязательный характер. Обязательная сертификация является средством контроля федеральных органов за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентноспособности продукции.
Статья 2 Закона определяет законодательную базу Российской Федерации в отношении сертификации.
Согласно данной статье отношения в области сертификации регулируются данным Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ (см. вопрос 21.2).
Статья 3 устанавливает положение, в соответствии с которым сертификация продукции по заключенным РФ международным договорам производится по правилам соответствующей системы сертификации (например, по международным системам сертификации электронной техники, электротехнических изделий).
Статья 4 Закона определяет задачи специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации.
В соответствии с Законом специально уполномоченный федеральный орган в области сертификации:
• формирует и реализует федеральную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации и опубликовывает официальную информацию о них;
• проводит регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;
• опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в
международные (региональные) организации по сертификации;
• готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашение с международными организациями о взаимном признании результатов сертификации;
• представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по вопросам сертификации.
Статья 5 Закона определяет правовые основы организации систем сертификации. В статье указывается:
1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом.
В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.
2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.
Следует подчеркнуть, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируется.
Статья 6 Закона дает толкование важнейших понятий сертификации: «Сертификат соответствия», «Знак соответствия».
Сертификат соответствия — это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Статья 7 второго раздела Закона «Обязательная сертификация» с учетом внесенных изменений и дополнений определяет, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, а не законами и нормативными актами субъектов РФ. В связи с этим при обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Данная статья далее устанавливает, что:
— организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти;
— формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.
Статья 7 содержит важную правовую норму о такой еще малоиспользуемой на практике форме сертификации, как подтверждение соответствия. Пункт 4 статьи гласит:
«Подтверждение соответствия может также проводиться
посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждается Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом».
Как видно из содержания указанной правовой нормы, принятие изготовителем декларации о соответствии не является сертификацией, а относится лишь к одному из способов подтверждения соответствия. Такой подход к подтверждению соответствия может распространяться на продукцию и услуги, имеющие малую потенциальную опасность, он будет способствовать снижению расходов на проведение обязательной сертификации, ускорению товарооборота на рынке без увеличения риска поступления на внутренний рынок опасной продукции.
Статья 7 запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.
Статья 8 Закона определяет участников обязательной сертификации.
Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и иные федеральные органы, уполномоченные проводить работы по сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системе сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличия лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.
Статья 9 Закона оговаривает полномочия федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и федеральный орган исполнительной власти, на которые возлагаются организация и проведение обязательной сертификации:
• создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в рамках этих систем;
• осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
• определяют центральные органы систем сертификации;
• аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения (лицензии) на право проведения определенных видов работ;
• ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
• устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
• устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
• осуществляют государственный контроль и надзор, устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
• рассматривают апелляции по вопросам сертификации. I
Статья 10 Закона определяет обязанности центрального органа системы сертификации.
Центральный орган системы сертификации согласно Закону организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации. Кроме того, он рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Статья 11 Закона оговаривает обязанности органа по сертификации.
Орган по сертификации является основным рабочим органом системы сертификации. В его обязанности входит:
• проведение идентификации продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами сертификации;
• сертификация продукции, выдача сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
• приостановление либо отмена действия выданных им сертификатов;
• предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
• осуществление в установленном порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Статья 12 Закона определяет обязанности испытательной лаборатории (центра).
Испытательные лаборатории (центры) являются участниками сертификации, протоколы которых о фактических показателях качества продукции служат объективной основой для выдачи сертификата или отказа в этом.
Статья 13 Закона излагает обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей).
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
• реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
• обеспечить соответствие реализованной продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
• указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
• обеспечить беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
• извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Статья 14 Закона определяет условия ввоза импортируемой продукции.
Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательной сертификации, следующие:
1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства РФ обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям.
Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.
2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
В исключительных случаях Правительство РФ вправе выдавать разрешения на ввоз продукции при условии последующей сертификации данной продукции на территории РФ.
3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.
Статья 15 Закона устанавливает положения о государственном контроле и надзоре за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными органами исполнительной власти РФ в пределах их компетенции.
2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицируемой продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
(Статья 16 Закона устанавливает порядок финансирования работ по сертификации и государственному контролю и надзору.
1. Обязательному государственному финансированию подлежат:
• разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
• участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;
• разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации и другие работы;
• другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством РФ.
2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральным органом исполнительной власти РФ, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Статья 17 Раздела «Добровольная сертификация» гласит:
1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Статья 18 Закона оговаривает вопросы организации добровольной сертификации.
1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Орган по добровольной сертификации:
• осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
• приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
3. Добровольная сертификация может проводится также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
Статья 19 Закона определяет права заявителя.
В статье указывается, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации. Форма добровольной сертификации согласовывается с органом по сертификации и фиксируется в договоре.
Статья 20 Закона устанавливает ответственность за нарушение положений, изложенных в Законе.
Статья содержит общую отсылочную норму об ответственности, определяемую законодательством РФ. В ней сказано: «Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут административную либо гражданско-правовую ответственность».