Нормирование допусков и посадок подшипников качения
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
Метрология, стандартизация и сертификация
Чертеж № Вариант №
Выполнил: студент _______
Группа ______
Принял: __________
Нижний Новгород
201__
Содержание
с.
1. Нормирование точности гладких соединений . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Подбор посадок методом подобия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Выбор посадок расчетным методом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Допуски и посадки подшипников качения . . . . . . . . . . . . .
1.4 Расчет допусков, входящих в размерные цепи. . . . . . . . . . . . . . . .
2. Нормирование точности типовых соединений сложного профиля
2.1. Нормирование точности метрической резьбы . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Нормирование точности шпоночных и шлицевых соединений . . .
2.2.1.Нормирование точности шпоночных соединений
2.2.2. Нормирование точности шлицевых соединений . . . . . . . .
2.3.. Нормирование точности цилиндрических зубчатых передач. . . .
3. Выбор универсальных средств измерения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нормирование точности гладких соединений
Подбор посадок методом подобия
Таблица исходных данных:
Наименование | Значение |
Номинальный размер соединения, мм: | D1= ; D2= |
Название и номера деталей, входящих в соединение (из описания к чертежу): | |
Требования, предъявляемые к работе соединения (из описания к чертежу): |
По рассматриваемой конструкции выбираю систему посадки:
По D1: система ___________, т.к.
___________________________
По D2:система ___________, т.к.
___________________________
Определяю тип посадки:
По D1:________________
По D2:________________
Выбираю квалитет точности, учитывая условия эксплуатации данного соединения по ГОСТ 25347:
По D1: ___квалитет на отверстие; по d1: ___ квалитет на вал
ПоD2:___ квалитет на отверстие; по d2: ___ квалитет на вал
Назначаю посадку, рекомендуемую по справочнику:
По D1: ; по D2:
Определяю предельные отклонения сопрягаемых деталей, рассчитываю предельные и средние значения зазоров и натягов по ГОСТ 25347:
По D1:
ПоD2:
Строю схему расположения полей допусков :
По D1:
ПоD2:
Выбор посадок расчетным методом
Таблица исходных данных
Наименование | Значение |
Номинальный размер соединения, мм: | |
Название и номера деталей, входящих в соединение (из описания к чертежу): | |
Заданные характеристики для расчетного метода, мкм: | |
Требования, предъявляемые к работе соединения (из описания к чертежу): |
По рассматриваемой конструкции определяю систему посадки:
Выбираю систему __________, т. к. _________________________
Рассчитываю допуск посадки:
Т = - = мкм
a = T / i = мкм
По ГОСТ 25346 для номинального размера _____= мм,
i = ______ мкм.
Определяю число единиц допуска посадки, определяю квалитеты на вал и на отверстие, исходя из того, что aпос = aD + ad :
aпос = ; aD = ____; ad = ____ ;
По ГОСТ25346 соответствует:
Квалитет на отверстие: _____ квалитет; квалитет на вал: ____
По ГОСТ 25347 для выбранной системы определяю: ES = ____ мкм;
По ГОСТ 25347 произвожу подбор стандартного поля допуска неосновного вала по рассчитанным значениям отклонений:
Поле допуска: ______
Строю схему расположения полей допусков с указанием на ней характеристик посадки с учетом табличных значений предельных отклонений.
Рассчитаю характеристики посадки:
Проверяю правильность подбора посадки сравнением значений табличных предельных зазоров (натягов) с расчетными:
Smax табл. £ Smax, Smin табл. » Smin;
Nmax табл. » Nmax, Nmin табл. ³ Nmin.
DТ = (Трасч – Тст) × 100% / Трасч £ 20%
Сравниваю назначенное поле допуска ТСТ с расчетным ТРАСЧ
и делаю вывод:
Нормирование допусков и посадок подшипников качения
Таблица исходных данных:
Наименование | Значение |
Условное обозначение подшипника: | |
Номер позиции по чертежу: | |
Радиальная нагрузка R , кН | |
Режим работы, перегрузка, %: | |
Какая деталь вращается: | Вал |
Конструкция вала: | Вал сплошной |
Конструкция корпуса (разъемный или неразъемный) |
Исходные данные подшипника: d =мм; D = мм; В = мм;
r = мм; r1 = мм
Полное обозначение подшипника
_____
Расшифровываю условное обозначение подшипника по ГОСТ 3189.
Основные знаки:
Код диаметра отверстия – ___ , d =___ мм.
Серия по диаметру – ___ .
Тип подшипника – __ :
Конструктивное исполнение – ___:____________________ (ГОСТ )
Серия по ширине – ____. Класс точности ____. Категория______
Вычерчиваю эскиз подшипника.
Определяю вид нагружения колец :
наружное кольцо – местный вид нагружения (не вращается);
внутреннее кольцо - циркуляционный вид нагружения (вращается на валу).
=
где Р – интенсивность радиальной нагрузки, Н/мм;
R – радиальная реакция опоры в подшипнике , Н; (кН);
В – ширина подшипника, мм;
r и r1 – радиусы закругления на торцах внутреннего кольца подшипника, мм, (м);
К1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от допустимой перегрузки (принимать К1 = 1 при перегрузке до150%, когда толчки и вибрации умеренные;
К1 = 1,8 при перегрузке до 300%, когда удары и вибрация сильные);
К2 – коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга при пониженной жесткости вала или корпуса (полый вал или тонкостенный корпус); для жесткой конструкции К2 = 1.
К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных роликоподшипниках и сдвоенных шарикоподшипниках при наличии осевой нагрузки на опору; для однорядных - К3 = 1. Выбор посадки кольца при циркуляционном виде нагружения и местнонагруженного кольца производить по ГОСТ 520.
Рассчитываю нагрузку на циркуляционно нагруженное кольцо и по ее интенсивности определяю поле допуска на вал:
Посадка кольца на вал:
Строю схему расположения полей допусков на кольцо с циркуляционным видом нагружения:
Рассчитываю характеристики посадки:
Nmax = es - EI = мкм
Nmin = ei - ES = мкм
Nm = ( N max+Nmin )/2 = мкм
Назначаю поле допуска на кольцо с местным видом нагружения (ГОСТ 3325):
Посадка кольца в корпус:
Строю схему расположения полей допусков на кольцо с местным видом нагружения:
Рассчитываю характеристики посадки
Smax = ES – ei = мкм
Smin = EI – es = мкм
Sm =( Smax + Smin )/2 = мкм
Предельные отклонения внутреннего и наружного колец подшипника определяю по ГОСТ 520:
Δdmp = мкм, ΔDmp = мкм.
Вычерчиваю эскиз сборочного чертежа с указанием посадок и отклонений.