Ii вводный инструктаж: (60-65мин)
ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Тема: Пользование измерительным инструментом .
Цель урока:
1. Закрепить знания и умения в пользование измерительным инструментом .
2. Развивать устойчивое внимание, координацию рук.
3. Формировать бережное отношение к инструменту, оборудованию.
4. Формировать интерес и уважение к профессии.
5. Формировать технологическую и производственную дисциплину.
Материально техническое оснащение:линейки измерительные металлические, штангенциркули с величиной отсчета по нониусу 0,1мм, микрометры 0—25 мм, 25—50 мм, угломеры с величиной отсчета по нониусу 2' и 5', щупы.
Содержание урока
I.Организационный момент: (5-10 мин.)
Контроль явки студентов, наличие исправность спецодежды
II Вводный инструктаж: (60-65мин)
1. Измерения линейкой измерительной металлической.
2. Измерения штангенциркулем.
3. Измерения микрометром.
4. Измерение углов угломером.
5. Измерение зазоров щупом
III Упражнения студентов и текущий инструктаж:
Целевые обходы: рабочих мест по контролю, соблюдение правил техники безопасности, точность рабочих приемов. При необходимости, повторный показ выполнения. Упражнения на заготовках. Самостоятельная работа студентов по выполнению производственного задания.
Порядок выполнения упражнений | Инструктивные указания и пояснения | |
Упражнение 1. Измерения линейкой измерительной металлической | ||
1. Приложить линейку к измеряемой детали. Примечание. При измерении деталей простой формы (пластина, стержень и т. п.) их рекомендуется упереть в какой-либо предмет 2. Прочитать размер на линейке. | 1. Приложить линейку плотно к поверхности измеряемой детали, упирая ее торцом в какой-либо выступ на детали или в предмет, к которому прижимают деталь Нулевое деление линейки должно точно совпадать с началом измеряемой части детали 2. При определении размера глаз располагать точно против шкалы. | |
Упражнение 2. Измерение штангенциркулем | ||
1. Произвести наружное измерение | 1. Взять штангенциркуль и слегка ослабить зажимный винт рамки Развести губки штангенциркуля на размер, больший размера детали Передвинуть подвижную рамку до полного соприкосновения губок с поверхностью измеряемой детали. Прочитать показание штангенциркуля (см. п.4) | |
2. Произвести внутреннее измерение | 2. Развести губки на размер, меньший размера отверстия Ввести малые губки в отверстие и передвинуть подвижную рамку до полного соприкосновения губок со стенками отверстия Следить, чтобы губки касались поверхности отверстия по всей их длине Прочитать показание штангенциркуля (см. п.4) | |
3. Измерить глубину | 3. Упереть торец штанги в верхний край измеряемого отверстия или уступа Опустить подвижную губку вниз до упора линейки глубиномера в дно отверстия или уступа Закрепить подвижную рамку зажимным винтом и снять штангенциркуль с детали. Прочитать показание штангенциркуля (см. п. 4) | |
Упражнение 3. Измерение микрометром | ||
1. Измерить деталь | 1.Проверить точность установки микрометра на нуль. Взять микрометр за скобу в левую руку и, вращая правой рукой барабан против часовой стрелки, развести измерительные плоскости микрометра на размер, больший измеряемой детали Поместить деталь между пяткой скобы и торцом микрометрического винта микрометра и, плавно вращая трещотку по часовой стрелке, выдвигать микрометрический винт до тех пор, пока его торец и пятка скобы плотно соприкоснутся с измеряемой деталью и послышится характерный звук пощелкивания механизма трещотки Зафиксировать положение микрометрического винта стопором 2.Целые миллиметры и полумиллиметры отсчитывать по числу делений на втулке-стебле микрометра Сотые доли миллиметра определять по делению на конической части барабана, совпавшему с продольной чертой стебля. | |
Упражнение 4. Измерение углов угломером | ||
1. Измерить угол Примечание. Углы меньше 90° измеряют угломером с применением угольника; углы больше 90° — без угольника 2. Определить величину угла | 1.Установить сектор угломера в такое положение, чтобы угол между съемной линейкой и гранью угольника был несколько больше измеряемого угла детали Приложить одну грань измеряемого угла детали к съемной линейке угломера, передвинуть подвижную линейку так, чтобы между сторонами измеряемого угла детали и гранями угольника и съемной линейкой угломера был равномерный просвет Закрепить сектор стопором 2. Целое число градусов отсчитать по шкале основания угольника до нулевого деления нониуса Определить, какое деление нониуса совпало с одним из делений шкалы основания Умножив количество промежутков между нулевым делением нониуса и совпавшим делением на величину точности измерения угломером, определить количество минут | |
Упражнение 5. Измерение зазоров щупом | ||
1. Измерить зазор 2. Определить размер зазора | 1.В зазор вставить одну пластину или набор пластин щупа так, чтобы они входили в зазор туго и на всю длину При введении пластин щупа в зазор не прикладывать больших усилий во избежание их поломки 2.Если в зазор вошла только одна пластина, то толщина ее определит величину зазора Если зазор измерен набором пластин, то величина его равна сумме толщин пластин | |
IV Заключительный инструктаж (20- 25 мин).Анализ деятельности каждого студента: по итоговой таблице, показ лучших работ, разбор ошибок. Оценка каждого учащегося. Итоговое тестирование студентов по данной теме на мультимедиа. Подвести итог изученной темы.