Концепция адаптации системы обслуживания и ремонта вооружений и военной техники к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации

Система технического обслуживания и ремонта вооружений и военной техники концептуально не соответствует Новому облику Вооруженных Сил

Российской Федерации и не может обеспечить решения стоящих перед ней задач.

Действующая система технического обслуживания и ремонта ВВТ, базирующаяся на несоответствующей времени нормативно-технической документации, не адаптирована к:

- конкурсным механизмам размещения заказов на техническое обслуживание и ремонт;

- функционированию оборонно-промышленного комплекса в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;

- резкому сокращению количества личного состава, который может быть привлечен к проведению работ, и снижению уровня его квалификации;

- потребности в полномасштабном участии предприятий промышленности в

сервисном обслуживании и ремонте как новых ВВТ (в силу их сложности), так и старых ВВТ (в силу их изношенности).

Последняя системная попытка привести нормативно-техническую документацию в соответствие с реальными задачами и возможностями предпринималась в 1996-1999 годах. Она завершилась выпуском ряда приказов Министра обороны Российской Федерации (далее - Министра обороны), несколько снизивших требования к проведению ремонтных мероприятий (ремонт по техническому состоянию и регламентированное техническое обслуживание с ремонтом по техническому состоянию), но оставила неизменным планово-предупредительный подход к системе обслуживания и ремонта ВВТ.

Разрыв между требованиями нормативно-технической документации и возможностями по их реализации привел к стихийному возникновению множества вариантов организации технического обслуживания и ремонта ВВТ. Многие из них основаны на использовании узлов и агрегатов, демонтированных со списанной техники, беспорядочно установленных связях с предприятиями промышленности, а иногда и на криминальных схемах имитации ремонтных мероприятий с реализацией полученных для их осуществления ресурсов на рынке. Ситуация усугубилась ввиду размытости полномочий и ответственности за организацию сервисного обслуживания и ремонта между видами, родами Вооруженных Сил, органами военного управления и многочисленными довольствующими органами. Хаотичность проводимых мероприятий повлекла за собой существенное снижение степени готовности ВВТ к использованию по назначению.

На начальном этапе создания новой системы технического обслуживания и ремонта ВВТ, соответствующей Новому облику Вооруженных Сил, крайне необходимо провести комплекс мероприятий по уточнению и внесению изменений в имеющуюся документацию (не исключая разработку новой).

Новая система технического обслуживания и ремонта ВВТ должна коренным образом изменить систему взаимоотношений предприятий-поставщиков ВВТ (предприятий ОПК), и субъектов её эксплуатирующих (воинские части, инозаказчики и др.). Возложить обязательства на предприятия-поставщики и ремзаводы, с повышением их ответственности за поддержание изделий ВВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению, а в части правильной эксплуатации и боевого применения - повышением ответственности субъектов, эксплуатирующих военную технику.

При этом разделение ответственности в рыночных условиях может быть установлено только на возмездной основе и предусматривать гарантийные обязательства, как предприятий-поставщиков ВВТ, так и ремонтных предприятий на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации ВВТ, вплоть до ее списания и утилизации.

Подразумевается, что закрепление за эксплуатирующими военную технику субъектами ответственности только в части сохранности, правильной эксплуатации и боевого применения, предусматривает наличие оперативной возможности устранения неисправностей и поддержания изделий ВВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению силами предприятий-поставщиков и (или) ремонтных предприятий.

Ответственность за поддержание изделий ВВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению базируется на проведении всего комплекса мероприятий по сервисному обслуживанию и ремонту, включая, но не ограничиваясь, диагностику причин возникновения неисправностей, востребование необходимых узлов и агрегатов для восполнения ЗИП в случае его использования для текущего ремонта, оказание помощи для безаварийной эксплуатации ВВТ.

Такая форма взаимодействия с предприятиями-поставщиками и ремонтными предприятиями может быть реализована в виде включения в государственный оборонный заказ услуг по проведению постоянного мониторинга технического состояния ВВТ, ее сервисного обслуживания и устранения возникающих неисправностей. В настоящее время данный подход реализован в РВСН и, отчасти, в ВВС и ВМФ.

Основным субъектом, обеспечивающим выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, должен быть ОАО "Оборонсервис" (ОАО "Авиаремонт"), предприятия которого будут осуществлять периодический (по согласованному с Минобороны плану) мониторинг технического состояния ВВТ с последующим сервисным обслуживанием и осуществлением текущего ремонта выездными бригадами (группами).

Указанные мероприятия должны реализовываться на договорной основе с четким разграничением функций и ответственности каждого участника (субъекта) проведения сервисного обслуживания и ремонта ВВТ.

Заключение.

Итак, в данной работе рассмотрены значимость и роль метрологического обеспечения ВВТ ВС РФ. Сделаны выводы и задана концепция адаптации системы обслуживания и ремонта вооружений и военной техники к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации. Была рассмотрена Стратегия обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности государства до 2015 года.

Таким образом, для реализации идеи создания новой системы технического (сервисного) обслуживания и ремонта ВВТ необходимо проведение комплекса мероприятий по:

1. Полной переработке всей нормативно-технической документации по осуществлению технического обслуживания и ремонта ВВТ с целью формирования в отношении каждого образца всего комплекта согласованных с разработчиками (лицами, уполномоченными исполнять их обязанности) регламентирующих документов с установлением четких гарантийных обязательств.

2. Подготовке перечня групп изделий ВВТ, в части которых может быть реализован подход возложения на предприятия-поставщиков или ремонтные предприятия ответственности за поддержание их в установленной степени готовности к использованию по назначению.

3. Выстраиванию оптимальных логистических цепочек, а также организации комплексных центров сервисного послегарантийного обслуживания и ремонта ВВТ в районах, приближенных к местам дислокации;

4. Формированию базы учета технического состояния каждой единицы с целью определения потребности в мероприятиях технического обслуживания и ремонта для поддержания изделий в установленной степени готовности к использованию по назначению. Прогнозированию на этой основе объема необходимых ресурсов на краткосрочную и среднесрочную перспективу для использования при формировании и уточнении Плана строительства Вооруженных Сил, Комплексной программы переоснащения Вооруженных Сил.

Наши рекомендации