Основные источники иллюстративного материала
248. Толстой И.И. Византийские монеты. Барнаул, 1991.
249. Alram M. et. al. Die Munzsammlung der Augustinerchorherrenstiftes Kosterneuburg. Wien, 1989.
250. Beckwith J. The art of Constantinopel. London, 1961.
251. Byzantinische Schatzkunst/ Red. J. Flemming. Berlin, 1979.
252. Grierson P. Byzantine coins. Los Angeles, 1982.
253. Sear D.R. Byzantine coins and their values. London, 1971.
254. Whitting P.D. Monnaies Byzantines. Fribourg, 1973.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]В электронной версии все иллюстрации опущены.
[2]В подписях к монетам указаны номинал, материал изготовления, номер источника (каталога) по списку литературы и номер монеты в этом источнике.
[3]Ошибка. Феодосий I родился в 347 г.
[4]Августул — «августенок». «августишка».
[5]Сословие «достойных» далее разделилось, в свою очередь, на три класса ― иллюстриев (имели право заседать в верхней курии сената), клариссимов и спектабилей.
[6]Последним осколком Западной империи оставалась часть Галлии (между Луарой и Маасом) под властью римского наместника Сиагрия. В 486 г. вождь приморских франков Хлодвиг разбил Сиатрия при Суассоне. Наместник бежал в Тулузу, к вестготам, но те вскоре выдали его Хлодвигу. В 487 г. Сиагрий был казнен. В начале VI в. на территории бывшей римской Британии вспыхнуло восстание местного населения, успешно возглавленное потомком римлян Анастасием Аврелианом. История его борьбы и правления спустя много веков трансформировалась в цикл легенд о короле Артуре.
[7]Отношение к этому было неоднозначным у самих ромеев. «Я полагаю, ― писал еще в V в. Синесий, ― что ничто и никогда не причиняло Римской империи такого вреда, как та театральная пышность, окружающая фигуру императора, которая втайне подготавливается священнослужителями и выставляет нас в варварском облике» [77, с. 345].
[8]По мнению Г.Острогорского. Иногда полагают, что обряд миропомазания появился в Византии значительно раньше.
[9]При провозглашении последнего императора Константина XII Палеолога на изготовление щита была использована последняя серебряная дверь Большого дворца.
[10]И недаром в мае 1453 г. в ответ на предложение султана Мехмеда II сдать уже обреченную столицу последний василевс Константин Драгаш ответил: «Император готов жить с султаном в мире и оставить ему захваченные города и земли; город уплатит любую требуемую султаном дань, насколько это будет в его силах; только сам город не может передать император — лучше умереть» [148, с. 360].
[11]Ромейские писатели именовали свою столицу также Византий, Царственная, просто Полис (город) и даже Новый Иерусалим.
[12]Именно так впоследствии сделал Стилихон, выдав дочь за императора Гонория.
[13]Интересно, что граждане избрали его на этот высокий церковный пост, дававший власть над окрестными епископами Киренаики, из уважения к уму и способностям Синесия, хотя тот не был крещен!
[14]С конца III в. императоры (за небольшим исключением) не делали неудобный в плане стратегического расположения Рим своей резиденцией, и двор, как правило, пребывал в более подходящих городах ― Медиолане, Падуе, Равенне, Никомидии, Ахвилее и др.
[15]Св. Кирилл Александрийский стоял у истоков христологической ереси, получившей позднее название монофиситства от греческого «миа фисис» ― одна природа. Так как монофиситство, развиваясь, рождало множество несхожих течений, однозначно и вкратце охарактеризовать это учение (что в полной мере относится и к несторианству, и к арианству) сложно да и вряд ли правильно. Например, по Кириллу, «единая природа Бога-Слова воплощенная», строго говоря, не отсутствие человеческой природы во Христе вообще, а ее умаление, своего рода поглощение низшей человеческой природы природой высшей, божественной. Монофиситы другого направления признавали у Христа наличие человеческой природы, отличной от нашей, людской. Иногда под монофиситством, калькируя этот термин, понимают учение о наличии во Христе только одной природы ― такое было, но, кстати, наиболее авторитетные монофиситы столь упрощенную точку зрения отвергали. Пожалуй, наиболее четкой гранью, отделяющей развитое монофиситство от ортодоксии, можно считать отношение к IV Вселенскому собору в Халкидоне ― монофиситы его не признают. Подробнее о сути проблем христологических и тринитарных споров, монофиситстве, арианстве, несторианстве, монофелитстве заинтересованный читатель может узнать из книги А. В. Карташева «Вселенские соборы». М., «Республика», 1994.
[16]Некоторые исследователи считают, что это портрет не Маркиана, а более позднего императора ― может быть, Ираклия!.
[17]Первоначальное имя Зинона имеет у историков массу вариантов написания.
[18]Против «Henoticon'a» выступил папа Симплиций (ум. в 483 г.). а его преемник Феликс III обострил конфликт и довел его до схизмы.
[19]Когда солдаты, производившие похороны, услышали вопли из закрытого саркофага, они доложили о такой «странности» начальству и Ариадне. Но приказ вскрыть гроб был намеренно отдан не сразу, и император успел задохнуться.
[20]Старший сын Зинона от первого брака пошел в делах разгула по стопам отца, но излишества подорвали его здоровье, и он умер молодым.
[21]Он, например, из гуманных соображений запретил показывать в цирках борьбу людей с дикими зверями (чем, кстати, вызвал открытое недовольство ромеев).
[22]Собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция, архитектор Филиппе Брунеллески.
[23]В 989 г. храм частично обрушился при землетрясении, но его восстановили. Новый купол, сооруженный армянским архитектором Трдатом, стал несколько меньше прежнего. Храм серьезно повреждало землетрясениями и позже.
[24]Название утвердилось в XVI столетии.
[25]Была и третья ― на Западе, в Риме.
[26]«Ника!» («побеждай!») ― клич, которым во время скачек болельщики подбадривали возничих.
[27]Савватий ― отец Юстиниана.
[28]Двумя днями ранее народ хотел облечь в императорские одежды другого племянника Анастасия ― патрикия Прова (Проба), но Пров скрылся, и толпа разорила его дом.
[29]До 537 г. в Константинополе не проводилось ристаний, подъем активности димов наблюдается лишь в конце 40-х гг. VI столетия.
[30]Три года спустя философы вернулись обратно.
[31]Агафий имел в виду таких императоров, как Август, Траян или Марк Аврелий.
[32]Именно так переводится с греческого ее имя.
[33]Авары носили длинные, заплетенные в косы волосы.
[34]Тиверий I ― римский принцепс Тиберий (14 ― 37 гг. н. э.).
[35]Союз с аварами византийцы заключили впервые в 558 г. против гуннов.
[36]Тиверий носил и традиционное для восточноримских владык имя «Флавий».
[37]Т.е. не преследовать христиан.
[38]По-видимому, это сын того самого Юстина, что был убит Юстином II.
[39]Арзаненна ― область в Армении.
[40]Евагрий писал «Церковную Историю» в царствование Маврикия, поэтому его панегирические характеристики неудивительны.
[41]В нарушение римской традиции.
[42]Он женился на сестре императора, Гордии.
[43]Персию охватило мощное народное восстание под началом талантливого воина Бахрама Чубина, который, изгнав Хосрова II, на короткое время занял трон в Ктесифоне.
[44]Еретик, сторонник ереси маркионитов.
[45]Кентавр и киклоп служили для греков символами буйства и грубости.
[46]По свидетельству «Пасхальной хроники» — в св. Софии.
[47]Их империя потеряла при императрице Ирине.
[48]На малоазиатском берегу Босфора.
[49]Специалисты по обслуживанию военных машин и снаряжения.
[50]Константин I — римский император, основатель Константинополя, Константин II — его сын, правивший некоторое время империей совместно с братьями Константом и Констанцием II.
[51]Обычай уродовать, а не убивать возможных кандидатов на трон (обычно детей свергнутых императоров), видимо, пришел с Востока, так как в Риме он неизвестен. Это связано с распространенным в средние века принципом «увечный не наследует престола».
[52]Констант I ― сын имп. Константина I, см. прим. 1 к гл. «Константин III».
[53]Бронза статуи Гелиоса работы ученика Лисиппа, Хареса из Линда (одно из семи чудес света ― «Колосс Родосский»), лежавшей на берегу, была продана на металл какому-то еврейскому купцу, и тот нагрузил ею караван в несколько сот (по разным источникам ― от 600 до 980) верблюдов.
[54]Духовное лицо теряло право на трон.
[55]Жидкие огнесмеси существовали и в более древние времена, но секрет их изготовления к VII веку был утерян.
[56]Обычай посвящать волосы ― свои или своих родственников Богу восходил еще ко временам язычества.
[57]Отсюда и кличка Ринотмет ― «безносый».
[58]Впервые императорский титул в Византии получил варвар-язычник.
[59]В 705 г. это делали равеннские жители, гостившие в Константинополе.
[60]Следующим папой, совершившим поездку во Второй Рим, стал Павел II в 1967 г.
[61]Непонятно почему. Впрочем, по одной из версий, Феодосий III был отнюдь не низкого рода, а сыном Тиверия III.
[62]Римские императоры Валент II (364 ― 378) и Юлиан II Отступник (355 ― 363) считались врагами православия. Первый, ярый арианин, воздвиг гонения на ортодоксальный клир, второй вообще пытался возродить язычество.
[63]Впрочем, живых преступников выдавали для вскрытия врачам и в просвещенной Александрии Птолемеев.
[64]От нее Константин имел двух дочерей.
[65]Гвардейцам зачитали подложный приказ Ирины, которая якобы назначала Никифора соправителем, чтобы оградить трон от происков Аэция. Так как евнуха при дворе не любили и действительно подозревали в злоумышлениях по отношению к василисе, приказу поверили, заговорщиков не только не попытались задержать, но и помогли доставить все необходимое для венчания Никифора на царство.
[66]Прозвище Рангаве, возможно, славянского корня и значит «сильнорукий».
[67]25 декабря 81 1 г. Михаил I объявил соправителем своего сына Феофилакта. После низложения Рангаве Феофилакт и его брат Никита были оскоплены.
[68]Например, восстание персов (816 ― 837 гг.), во главе которого стоял талантливый организатор Бабек.
[69]Фурка — орудие казни, двурогие вилы.
[70]Интересно, но сам Травл вторым браком был женат на монахине — дочери Константина VI Ефросинье.
[71]Впоследствии Кассия ушла в монастырь и прославилась как талантливая поэтесса.
[72]По установлении мира Борис торжественно крестился, приняв имя василевса ― Михаил.
[73]Тривиум: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
[74]Отдельная глава в жизнеописаниях «Продолжателя Феофана», см. [69].
[75]Иногда называемая также «Эпанагога».
[76]Сын от первого брака.
[77]Андрей носил кличку Скиф, возможно, это был русский.
[78]Многосвечный светильник.
[79]Праздник брумалий был восстановлен ― или в конце правления самого Романа, или уже во времена автократии Константина VII.
[80]Багрянородного, буквально ― «рожденного в Порфире». Порфирой называлась палата Большого дворца, в которой рожали императрицы. Титул Багрянородного означал, что в момент рождения будущего василевса его отец занимал престол. Это было важным козырем в доказательстве легитимности власти монарха.
[81]Никифор был доместиком схол Востока, Лев ― Запада.
[82]Звание стратига-автократора давало очень широкие полномочия ― вплоть до права объявления войны и заключения мира.
[83]А.Н.Сахаров [204] склоняется к другой точке зрения, а именно той, что целью посольства было отговорить князя от нападений на Крым и Херсонес, а Фока обещал не препятствовать походу русских войск в богатую Болгарию за добычей.
[84]Об армии западных государств Фока имел самое презрительное мнение. По словам Лиутпранда, василевс как-то заявил ему: «Воины твоего государя не умеют ни ездить на конях, ни вести пеший бой. Их длинные копья и огромные щиты, тяжелые панцири и каски мешают им в сражении». И, рассмеявшись, присовокупил: «Им мешает их обжорство, их бог ― чрево, они пьяницы и трусы!» [3, с. 209].
[85]По иронии судьбы постройка этого укрепления была закончена в тот день, когда император был убит.
[86]Это ― метафора. В спартанской армии жрец-факелоносец, пирофор, охранялся наиболее тщательно, и если доходило до его гибели, то это значило, что все войско разгромлено.
[87]После гибели Никифора II, своего патрона, Калокир побратался ― неслыханное для ромейского патрикия дело ― со Святославом по языческому обычаю и стал его союзником в борьбе против Цимисхия.
[88]Не исключено, что данное место заимствовано Скилицей у Плутарха. В «Сравнительных жизнеописаниях» подобный диалог ведут Пирр и Антигон (см: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.,!990. Т. I, с. 504).
[89]По закону Романа Лакапина, через сорок лет пользования землевладельцем землей, даже если приобретена она была незаконно, всякие иски по ней прекращались, и он становился, «по сроку давности», ее собственником.
[90]Здесь и далее по тексту римскими цифрами указана нумерация глав издания.
[91]Даже Пселл, искренне признательный ему за оказанные щедрые благодеяния и самым доброжелательным образом настроенный к нему.
[92]Причиной похода была откровенно антирусская политика, проводимая императором в начале 1040-х годов. Позже отношения между Киевом и Константинополем наладились, и дочь Константина IX стала женой князя Всеволода Ярославича.
[93]Гумберт обличил патриарха в сопричастности девяти (!) ересям. Одновременно кардинал «радовался» благочестию императора, клира, сената и народа ромеев ― шаг чисто политический, т. к. Кируларий исповедовал ту же веру.
[94]Примечательный факт: когда в 1089 г. Алексей I Комнин потребовал предоставить ему документы, относившиеся к событиям 1054 г., их в патриаршей канцелярии не оказалось.
[95]Первым и последним римским императором, живым попавшим в плен к врагам, был Валериан (260 г.).
[96]Пселл дал своему воспитаннику характеристику просто восторженную, но действия (а точнее бездействие) самого Михаила Дуки ее никак не подтверждают. Потому в этой книге нет этого утомительного панегирика, а читатель, интересующийся указанным стилем, может самостоятельно найти его в [53].
[97]«Никифорица» переводится как «Никифорчик» — такое пренебрежительное прозвище евнух получил за малый рост.
[98]Все правление римского императора Галлиена (253–268) было заполнено борьбой Рима против разного рода узурпаторов. Традиционно считают, что Галлиен не обращал на бедственное положение страны ни малейшего внимания, предпочитая развлекаться и проводить время в беседах с придворными философами.
[99]В 1081 г. Константин Дука погиб при осаде Диррахия.
[100]Папа просил у норманнов, ленников Рима, помощи против императора Генриха IV и антипапы Климента III.
[101]Почтовый перегон.
[102]Не исключено и то, что письмо Алексея — подлог, сделанный западными дипломатами.
[103]Особенно это касается военной элиты. Знать гражданская (в том числе церковная) сохраняла относительную мобильность, хотя и в меньшей степени, чем ранее. Подробнее см. [139].
[104]Алексей плохо произносил звук «р».
[105]Латиняне на службе империи при Мануиле I, как правило, не занимали высоких постов ни в армии, ни в гражданском управлении.
[106]Иерусалимом к тому времени владели мусульмане.
[107]Победитель норманнов Алексей Врана еще в 1186 г. едва не лишил императора трона.
[108]Многие крестоносцы, особенно простые воины и рыцари были недовольны тем, что вместо скорейшего освобождения Гроба Господня им пришлось воевать с христианами в угоду венецианцам. Часть пилигримов, среди которых были и несколько знатных сеньоров, покинула войско еще до взятия Задара. Раскол произошел и во время вторичного изменения направления похода-на Константинополь. Однако вождям, или, лучше сказать, главарям Бонифацию и Дандоло удалось привести к Константинополю большую часть крестоносцев.
[109]По выражению К.Маркса.
[110]Цит. по: Герье В. Расцвет западной теократии. М., 1916. Т. II. Ч. 2. С. 81.
[111]Датировка провозглашения и коронации Феодора I, избрания Михаила Авториана и сражения при Пиманионе затруднительны ― см.[128 ― 130], [132], [231]. Считают даже, что Феодор Ласкарис не был в Константинополе в 1204 г. ―см., например, [149, ст. 32], [246].
[112]Который вместе с матерью (разведенной женой Феодора) был в Грузии.
[113]Данная процедура, заимствованная греками у латинян, известна как «испытание огнем» (разновидность ордалии, «Божьего суда»). Наличие таких варварских обрядов, шедших вразрез со всей традицией римской и византийской культуры, свидетельствует о заметном снижении интеллектуального уровня греков после латинского завоевания.
[114]Палеолог ― переводится как «древлеречивый».
[115]Именно венецианцы владели в память своих заслуг в IV крестовом походе тремя восьмыми Константинополя, и их подеста занимал положение немногим ниже латинского императора.
[116]См. «Словарь терминов».
[117]Варлаам и его апологеты критиковали Григория Паламу по многим пунктам (см., например, ответы Иоанна Кантакузина, [38]), в частности обвиняя его в том, что, отделяя энергии от Бога, паламиты создают новых богов, которым и поклоняются. Над практикой исихастов Варлаам смеялся, называя монахов, сутками молившихся в особой позе (глядя на живот) и ждавших явления Фаворского света, «омфалонпсихами», «пуподушниками», тщащимися телесными очами узреть Господа.
[118]Вопрос о социальной базе этой гражданской войны не имеет однозначного решения, и стоит говорить лишь о тенденциях того или иного класса. В лагере Палеологов имелось немало магнатов, среди кантакузинистов встречались и чиновники, и купцы, и конечно же люди из простонародья.
[119]Был арестован и Григорий Палама.
[120]Следует учитывать, что Григора был антикантакузинистом.
[121]Поступок Иоанна V можно объяснить тем, что Дидимотика была его родиной, — именно там он появился на свет 18 июня 13 32 г. И если в борьбе против временщика Алокавка город безоговорочно держал сторону Кантакузинов, то лично Иоанн V — не только законный царь, но и земляк горожан — получил поддержку.
[122]Византийский город и крепость, расположенный недалеко от древней Спарты, столица Мореи.
[123]Мурад I приказал ослепить Иоанна вместе с отцом и, как и в отношении Андроника IV, это сделали не полностью — Иоанн VII сохранил зрение, хотя видел плохо, косил и часто моргал.
[124]Это была вторая коронация — как соправителя Иоанна VII венчал на царство его отец еще в 1376 г.
[125]Рыцари не смогли утвердиться в Морее из-за сильнейшего противостояния местного населения, в первую очередь духовенства. Через несколько лет сделка была аннулирование, ромеи деньги вернули.
[126]В 1423 г. сын Мануила II деспот Андроник, видя невозможность отстоять город от турок, продал Фессалонику венецианцам и ушел в монастырь. Османы захватили город в 1430 г.
[127]Правители стран Европы так и не прислали своих делегатов. Лишь под конец работы собора явились послы герцога Бургундского, которые даже не поприветствовали Иоанна VIII. Базельцы также не прибыли на собор, а в 1439 г. они объявили Евгения IV узурпатором трона св. Петра и избрали последнего в истории церкви антипапу — Феликса V.
[128]Грекам удалось отстоять правомочность евхаристии на квасном хлебе наряду с евхаристией на опресноках; епископ Рима признавался первым, но за патриархами Востока было оставлено право окончательного решения по любым вопросам веры без обращения к папе, нельзя также было подавать на императора ромеев и патриархов апелляции в Рим. Решение по вопросу о чистилище сильно запутано. В общем, Флорентийская уния стала если не полной, то значительной победой католичества и компромиссности в ней мало.
[129]Митрополит московский и одновременно кардинал римской курии грек Исидор, глава русской делегации, единственный из «московитов», кто подписал хартию унии, по возвращении в Москву великим князем Василием II был в наказание посажен в тюрьму.
[130]Несмотря на бедность государства в целом, отдельные греки обладали обширным состоянием.
[131]Пушка (точнее, бомбарда) Урбана превосходила калибром знаменитую Царь-пушку. Длина ее составляла 40 пядей, диаметр ствола в казенной части ― 4, жерла ― 9, толщина стенок ― 1 пядь (пядь — 17–20 см, римский фунт — 327,45 г).
[132][18]. По другому сообщению Сфрандзи [81, с. 91], 4773 грека и 200 «иноземных мужей».
[133]Ручница — короткоствольное оружие, прообраз пистолета; иногда так называли ручную пищаль.
[134]Как и в случае с числом защитников, число кораблей также определяют неодинаково: в ряде работ рассказывают о пяти — четырех генуэзских и одном греческом — кораблях.
[135]Заборола — деревянные щиты, установленные на гребне стен.