Законы распределения случайной погрешности
Функция (математическое выражение), связывающая значение случайной погрешности с вероятностью его появления называется законом распределения.
Закон распределения может быть представлен в виде функции распределения F(x) или чаще в виде ее производной – плотности распределения f(x) (рис.4).
Рис.4. Функция плотности распределения
Площадь под кривой f(x) равна 1, т.е.
Вероятность попадания случайной величины в заданные пределы равна площади под кривой между этими пределами (см. рис.4).
где х* - числовое значение случайной величины.
Одним из наиболее распространенных законов распределения является нормальный закон Гаусса, имеющий место, когда погрешность является суммой составляющих, влияние которых незначительно и сопоставимо по величине. При этом неважно, какому закону распределения подчинены отдельные составляющие погрешности. Для анализа авиационных погрешностей этот закон подходит в подавляющем числе случаев.
Для того чтобы определить вероятность попадания случайной погрешности, подчиняющейся нормальному закону распределения, в заданные пределы удобно использовать табулированную функция Лапласа Ф(х), представленную в табл. 3.
Функция Лапласа монотонно возрастающая, нечетная, т.е.
Ф(- х) = - Ф(х); Ф(0) = 0; Ф (+∞) = 1.
С помощью данной функции вероятность попадания случайной погрешности в пределы от а до bопределяется следующим образом:
(1)
Если mx= 0, а пределы симметричны ( т.е. |a| = |b| = с), то формула упрощается:
(2)
Точность определения местоположения воздушного судна (места ВС)характеризуется радиусом от измеренного местоположения, в пределах которого с определенной вероятностью находится истинное место ВС.
Таблица 3
Таблица Лапласа
ХЛапласаX | Ф(х) | X | Ф(х) | X | Ф(х) | X | Ф(х) | X | Ф(х) | X | Ф(х) |
0,00 | 0,0000 | 0,3108 | 0,80 | 0,5763 | 1,20 | 0,7699 | 1,60 | 0,8904 | 2,00 | 0,9545 | |
0,01 | 0,0060 | 0,41 | 0,3182 | 0,81 | 0,5821 | 1,21 | 0,7737 | 1,61 | 0,8926 | 2,05 | 0,9596 |
0,02 | 0,0160 | 0,42 | 0,3255 | 0,82 | 0,5878 | 1,22 | 0,7775 | 1,62 | 0,8948 | 2,10 | 0,9643 |
0,03 | 0,0239 | 0,43 | 0,3328 | 0,83 | 0,5935 | 1,23 | 0,7813 | 1,63 | 0,8969 | 2,15 | 0,9684 |
0,04 | 0,0319 | 0,44 | 0,3401 | 0,84 | 0,5991 | 1,24 | 0,7850 | 1,64 | 0,8990 | 2,20 | 0,9722 |
0,05 | 0,0399 | 0,45 | 0,3473 | 0,85 | 0,6047 | 1,25 | 0,7887 | 1,65 | 0,9011 | 2,25 | 0,9756 |
0,06 | 0,0478 | 0,46 | 0,3545 | 0,86 | 0,6102 | 1,26 | 0,7923 | 1,66 | 0,9031 | 2,30 | 0,9786 |
0,07 | 0,0558 | 0,47 | 0,361 | 0,87 | 0,6157 | 1,27 | 0,7959 | 1,67 | 0,9051 | 2,35 | 0,9812 |
0,08 | 0,0638 | 0,48 | 0,3668 | 0,88 | 0,6211 | 1,28 | 0,7995 | 1,68 | 0,9070 | 2,40 | 0,9836 |
0,09 | 0,0717 | 0,49 | 0,3759 | 0,89 | 0,6265 | 1,29 | 0,8029 | 1,69 | 0,9090 | 2,45 | 0,9857 |
0,10 | 0,0797 | 0,50 | 0,3829 | 0,90 | 0,6319 | 1,30 | 0,8064 | 1,70 | 0,9109 | 2,50 | 0,9876 |
0,11 | 0,0876 | 0,51 | 0,3899 | 0,91 | 0,6372 | 1,31 | 0,8098 | 1,71 | 0,9127 | 2,55 | 0,9892 |
0,12 | 0,0955 | 0,52 | 0,3969 | 0,92 | 0,6424 | 1,32 | 0,8132 | 1,72 | 0,9146 | 2,60 | 0,9907 |
0,13 | 0,1034 | 0,53 | 0,4039 | 0,93 | 0,6476 | 1,33 | 0,8165 | 1,73 | 0,9164 | 2,65 | 0,9920 |
0,14 | 0,1113 | 0,54 | 0,4108 | 0,94 | 0,6528 | 1,34 | 0,8198 | 1,74 | 0,9181 | 2,70 | 0,9931 |
0,15 | 0,1192 | 0,55 | 0,4177 | 0,95 | 0,6579 | 1,35 | 0,8230 | 1,75 | 0,9199 | 2,75 | 0,9940 |
0,16 | 0,1271 | 0,56 | 0,4245 | 0,96 | 0,6629 | 1,36 | 0,8262 | 1,76 | 0,9216 | 2,80 | 0,9949 |
0,17 | 0,1350 | 0,57 | 0,4313 | 0,97 | 0,6680 | 1,37 | 0,8293 | 1,77 | 0,9233 | 2,85 | 0,9956 |
0,18 | 0,1428 | 0,58 | 0,4381 | 0,98 | 0,6729 | 1,38 | 0,8324 | 1,78 | 0,9249 | 2,90 | 0,9963 |
0,19 | 0,1507 | 0,59 | 0,4448 | 0,99 | 0,6778 | 1,39 | 0,8355 | 1,79 | 0,9265 | 2,95 | 0,9968 |
0,20 | 0,1585 | 0,60 | 0,4515 | 1,00 | 0,6827 | 1,40 | 0,8385 | 1,80 | 0,9281 | 3,00 | 0,9973 |
0,21 | 0,1663 | 0,61 | 0,4581 | 1,01 | 0,6875 | 1,41 | 0,8415 | 1,81 | 0,9297 | 3,10 | 0,9980 |
0,22 | 0,1741 | 0,62 | 0,4647 | 1,02 | 0,6923 | 1,42 | 0,8444 | 1,82 | 0,9312 | 3,20 | 0,9986 |
0,23 | 0,1819 | 0,63 | 0,4713 | 1,03 | 0,6970 | 1,43 | 0,8473 | 1,83 | 0,9328 | 3,30 | 0,9990 |
0,24 | 0,1897 | 0,64 | 0,4778 | 1,04 | 0,7017 | 1,44 | 0,8501 | 1,84 | 0,9342 | 3,40 | 0,9993 |
0,25 | 0,1974 | 0,65 | 0,4843 | 1,05 | 0,7063 | 1,45 | 0,8529 | 1,85 | 0,9357 | 3,50 | 0,9995 |
0,26 | 0,2051 | 0,66 | 0,4937 | 1,06 | 0,7109 | 1,46 | 0,8557 | 1,86 | 0,9371 | 3,60 | 0,9996 |
0,27 | 0,2128 | 0,67 | 0,4971 | 1,07 | 0,7154 | 1,47 | 0,8584 | 1,87 | 0,9385 | 3,70 | 0,9997 |
0,28. | 0,2205 | 0,68 | 0,5035 | 1,08 | 0,7199 | 1,48 | 0,8611 | 1,88 | 0,9399 | 3,80 | 0,9998 |
0,29 | 0,2282 | 0,69 | 0,5098 | 1,09 | 0,7243 | 1,49 | 0,8638 | 1,89 | 0,9412 | 3,90 | 0,9999 |
0,2358 | 0,70 | 0,5161 | 1,10 | 0,7287 | 1,50 | 0,8664 | 1,90 | 0,9426 | 4,00 | 0,9999 | |
0,31 | 0,2434 | 0,71 | 0,5223 | 1,11 | 0,7330 | 1,51 | 0,8690 | 1,91 | 0,9439 | 4,417 | 1 -10'5 |
0,32 | 0,2510 | 0,72 | 0,5285 | 1,12 | 0,7373 | 1,52 | 0,8715 | 1,92 | 0,9451 | ||
0,33 | 0,2586 | 0,73 | 0,5346 | 1,13 | 0,7415 | 1,53 | 0,8740 | 1,93 | 0,9464 | 4,892 | 1-10'6 |
0,34 | 0,2661 | 0,74 | 0,5407 | 1,14 | 0,7457 | 1,54 | 0,8764 | 1,94 | 0,9476 | ||
0,35 | 0,2737 | 0,75 | 0,5467 | 1,15 | 0,7499 | 1,55 | 0,8789 | 1,95 | 0,9488 | 5,327 | 1 -10’7 |
0,36 | 0,2812 | 0,76 | ,0,552 | 1,16 | 0,7540 | 1,56 | 0,8812 | 1,96 | 0,9500 | ||
0,37 | 0,2886 | 0,77 | 0,5587 | 1,17 | 0,7580 | 1,57 | 0,8836 | 1,97 | 0,9512 | ||
0,38 | 0,2961 | 0,78 | 0,5646 | 1,18 | 0,7620 | 1,58 | 0,8859 | 1,98 | 0,9523 | ||
0,39 | 0,3035 | 0,79 | 0,5705 | 1,19 | 0,7660 | 1,59 | 0,8882 | 1,99 | 0,9534 |
Для практических расчетов часто используется радиальная среднеквадратическая погрешность σг, которая подчиняется закону кругового распределения Релея. В соответствии с этим законом вероятность попадания МС в круг заданного радиуса (Rзад)определяется по формуле:
р (r* <Rзад) = 1 – еRзад/σr² (3)
Как известно, место самолета может быть определено пересечением двух линий положения. Наиболее распространенными видами линий положения являются линия равных пеленгов самолета (ЛРПС) и линия равных расстояний (ЛРР).
Погрешность измерения навигационного параметра (пеленга или дальности) приводит к погрешности линии положения. Средняя квадратическая погрешность линий положения определяется:
- для ЛРПС : σр = 0,0175 Dσп;
- для ЛРР : σр= σD,
где σр- СКП линии положения;
σп - СКП измерения пеленга ( азимута, радиала);
σD- СКГ1 измерения дальности;
D- дальность от угломерного средства до ВС.
Зная СКП линий положения можно определить радиальную СКП поформуле:
(4)
где ω - угол пересечения линий положения.