Нанесение изолиний навигационного параметра.
Изолиниями, отвечающими пеленгам секторных радиомаяков, являются дуги больших кругов. Для получения места судна удобно иметь радионавигационные карты с нанесенными на них изолиниями.
По картам место судна находят как точку пересечения двух линий пеленгов, помеченных данными счета точек и тире. Получив обсервованное место судна на такой карте, переносят его на путевую карту.
Если специальных радионавигационных карт на судне нет, то на расстояниях от радиомаяков до 300 миль обсервованное место можно найти приемами, аналогичными тем, которые применялись для определения места на таких расстояниях по радиопеленгам. При этом ψ должна выбираться на широту радиомаяка.
Расчет места судна на больших расстояниях. Если секторными радиомаяками пользуются на больших расстояниях (более 300 миль), то при отсутствии специальных карт, рассмотренных выше, место судна может быть рассчитано с помощью метода линий положения.
Обратимся к рис 3. , на котором М — секторный радиомаяк, С — счислимое место судна, ОртПо — обсервованный ортодромический пеленг, определяющий место судна на дуге большого круга МК, ОртПс — счислимый ортодромический пеленг, Dс — расстояние между маяком и счислимым местом судна. '
Небольшую часть дуги большого круга МК, на которой находится действительное место судна, можно около счислимого места заменить касательной к ней, называемой линией положения.
рис 3
Для ее построения на карте необходимо знать: величину переноса n и направление переноса τ из счислимого места судна в определяющую точку К. на линии положения. Определяющая точка находится в основании сферического перпендикуляра СК, проведенного из счислимого места на обсервованную изолинию (дугу большого круга). Зная величины n и τ, прокладывают линию положения, соответствующую обсервованному ортодромическому пеленгу, точно так же, как по величине Δh=h0 - hc и Ac строится высотная линия положения.
Вычисление элементов линии положения может производиться различными методами.
Наиболее точно их можно найти с помощью таблицы ТВА — 57. Как известно, эти таблицы позволяют решить любой сферический треугольник, разделив его на два прямоугольных.
Поэтому в Δ МРС (см. рис3.) опустим сферический перпендикуляр СД на меридиан радиомаяка М. Широту основания этого перпендикуляра—точку Д обозначим буквой х, длину перпендикуляра— буквой d.
Решая сферический прямоугольный Δ РДС, в котором известны φc и Δλ= λм – λс, получим:
Из сферического прямоугольного Δ МДС находим ОртПс, и Dc:
Величину переноса СК. = п найдем из элементарного Δ МКС по формуле
Перепишем полученные формулы, предварительно прологарифмировав их и применив условные обозначения преобразованных функций (tg и sec), принятые в таблицах ТВА—57:
При вычислении счислимого пеленга ОртПс следует руководствоваться следующими правилами:
если х > φм;, то ОртПс < 90° и для его отыскания следует входить в таблицы сверху страницы;
если х< φм, то ОртПс> 90° и для его отыскания следует входить снизу страницы.
ОртПс получается в полукруговом счете, причем первая буква одноименна с широтой, вторая — с РД =λс – λм.
Направление τ переноса находим на основании следующих соображений (см. рис3.). Направление дуги большого круга МК. около счислимого места судна С отличается от такого у радиомаяка на угол γ, равный схождению меридианов радиомаяка и счислимого места (удвоенной ортодромической поправке), т. е. равно ОртПс + 2ψ . Так как перенос СК= п перпендикулярен линии положения ff, то его направление
Определение места с помощью специальных радионавигационных карт.
На промысле для получения обсервованных координат при определении места судна по секторным радиомаякам наиболее широко применяют карты с сетками изолиний—дуг больших кругов, отвечающих различным значениям ортодромических пеленгов с радиомаяков на судно.
На таких картах (обычно в проекции Меркатора) наносят различным цветом изолинии от двух или более радиомаяков; каждая изолиния соответствует числу направленных сигналов, кратному 5, 10, 20 или 60 в зависимости от расстояния до радиомаяка. Утолщенные линии являются границами секторов для начального момента каждого цикла работы радиомаяка. В каждом секторе показаны направленные сигналы — точки или тире, которые наблюдатель слышит после позывных и длинного тире до прихода равносигнальной зоны. Кроме того, проводится условная нумерация секторов с возвращением порядковых чисел в направлении их вращения
Для получения обсервованного места судна необходимо.
1) по счислимым координатам или приближенному радиопеленгу определить сектор радиомаяка, в котором находится судно;
2) в найденном секторе вблизи счислимого места нанести отрезок линии положения, соответствующий количеству принятых до равносигнальной зоны сигналов, для этого расстояние между соседними линиями положения (около счислимого места) разделить на равные части и путем интерполирования по числу знаков найти точку, принадлежащую искомой линии положения;
аналогично отыскать вторую точку и вторую линию положения; интерполяцию удобно производить с помощью углового масштаба (наносится на карте) или линейки с миллиметровыми делениями;
3) в точке пересечения приведенных к одному моменту линий положения получить обсервованное место, которое затем перенести на путевую карту.
Для промысловых районов, лежащих вдали от основных морских путей, но расположенных в пределах рабочих зон секторных радиомаяков, издаются специальные планшеты с сетками изолиний в масштабах, принятых для промыслово-навигационных карт. Они используются не только для определения места судна по пеленгам с секторных радиомаяков, но и для ведения счисления в процессе промысла.
Использование таблиц для построения линий положения. Для определения ортодромического пеленга необходимо.
1) по счислимым координатам или приближенному радиопеленгу определить сектор радиомаяка, в котором находится судно;
2) по номеру сектора и количеству принятых до равносигнальной зоны сигналов из таблицы найти ортодромический пеленг;
3) выбранный ортодромический пеленг исправить ортодромической поправкой и полученный локсодромический пеленг проложить на карте.
Маневрирование с тралом.
Для безопасного плавания и успешного выполнения производственных заданий необходимо знать траекторию движения трала. Траектория трала зависит от траектории судна, длины ваеров, самого трала и его оснастки. Приближенно, но с достаточной на практике точностью построение трактрисы, осуществляется в следующем порядке:
- В начальной точке обозначаем положение судна и положение трала по линии
старого курса на расстоянии
- Откладываем на линии нового курса плавание за 3 или б мин (т. С1). Соединяем С1 и То и на этой лилии откладываем L (т. Т1);
- Соединяем точки судна через 3-6 мин с точками трала, отстающими от судна на один цикл, расстоянием L, получают положение трала на настоящий момент.
В данной работе приведен пример построения трактрисы на кальке при следующих начальных условиях:
Kc=120
Vc=6 узла
Lваеров=1600 метров
Hтрала=800 метров
Rц=3,5 каб.
ΔТ=3 мин.
L=0,8 м. мили; Sc=V* ΔТ=6*0,1/2=0,3 м. мили