Режимы нагружений и их учет в расчетах на выносливость
Режим нагружений передачи. Характеризуется циклограммой (рис. 7.1), где представлены в порядке убывания вращающие моменты , действующие в течение отработки заданного ресурса . Циклограмма моментов позволяет определять – продолжительность действия моментов, больших , и – продолжительность действия момента .
Не предусмотренные в процессе эксплуатации пиковые моменты являются кратковременно действующими (единичными) и не учитываются в расчетах на выносливость. Более того, вследствие неопределенности их значений они не всегда указываются в циклограмме.
Рис. 7.1. Циклограмма моментов |
Статистический анализ нагруженности машин различных типов показал, что при всем многообразии циклограмм моментов (нагрузок) их можно свести к нескольким типовым, если при построении циклограмм использовать относительные координаты и .
Для большинства современных машин характерны, кроме постоянного 0, пять переменных типовых режимов нагружения (рис. 7.2):
тяжелый I - для зубчатых передач горных машин;
средний равновероятностный II и нормальный III - для транспортных машин;
легкий IV и особолегкий V - для универсальных металлорежущих станков.
Расчет по эквивалентным циклам. В расчетах на выносливость переменный режим нагружений заменяют эквивалентным (по усталостному воздействию) постоянным режимом с нагрузкой и ресурсом , где – наибольший вращающий момент, а – эквивалентное число циклов.
Рис. 7.2. Типовые режимы нагружения: 0 - постоянный; I - тяжелый; II - средний равновероятностный; III - средний нормальный; IV - легкий; V - особолегкий |
Замену переменного режима эквивалентным постоянным осуществляют на основе гипотезы линейного суммирования усталостных повреждений.
В расчетах на контактную выносливость переменность режима нагружений учитывают при определении коэффициента долговечности (см. табл. 6.2): вместо назначенного ресурса , в формулу для подставляют эквивалентное число циклов . В расчетах на выносливость при изгибе для определения коэффициента долговечности вместо подставляют эквивалентное число циклов :
, ,
где , – коэффициенты эквивалентности по циклам, учитывающие тип режима нагружений и характер накопления повреждений, т.е. принятый в расчетах способ суммирования повреждений. Для типовых режимов нагружений значения и приведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Значения коэффициентов эквивалентности , .
Номер режима (см. рис. 7.2) | * | |
0 - постоянный | ||
I - тяжелый | 0,500 | 0,300 / 0,200 |
II - средний равновероятностный | 0,250 | 0,143 / 0,100 |
III - средний нормальный | 0,180 | 0,065 / 0,036 |
IV - легкий | 0,125 | 0,038 / 0,016 |
V - особолегкий | 0,063 | 0,013 / 0,004 |
Примечание: * В числителе при = 6, а в знаменателе при = 9. |
В общем случае их значения вычисляют по формулам:
, .
где , – корректирующие коэффициенты; – показатель степени кривой усталости.
Обычно полагают, что суммированию подлежат все моменты циклограммы нагружений, а также = = 1, что идет в запас прочности.