Материал для обязательного изучения
1. Притыкин Д. П. Надежность, ремонт и монтаж металлургического оборудования - М.: Металургия, 1985.
2. Седуш В. Я. Надежность, ремонт и монтаж металлургических машин, учебник для ВУЗов, 2-е изд. перераб. и дополн. Киев, Донецк, Вища школа, 1981. 264 с.
3. Плахтин В. Д. Надежность, ремонт и монтаж металлургических машин, учебник для ВУЗов М.: Металлургия, 1983, 415 с.
4. Колев Н.С. и др. Надежность, ремонт и монтаж металлургического оборудования - М.: Металлургия, 1988.
Материал для дополнительного ознакомления
1. Сарамутин В.И. Технология ремонта и монтажа машин и агрегатов металлургических заводов. М.: Металлургия, 1991.
2. Никитин Н.В., Гаршин Ю.Ф., Меллер С.Х. Краткий справочник монтажника и ремонтника. М.: Энергоатомиздат, 1990.
Таблица 3
Контроль и оценка знаний
Распределение рейтинговых процентов по видам контроля
№ вариантов | Вид итогового контроля | Виды контроля | % |
Экзамен (Т) | Итоговый контроль | ||
Рубежный контроль | |||
Текущий контроль |
Таблица 4
Календарный график сдачи всех видов контроля
по дисциплине «Эксплуатация и ремонт металлургических машин»
Недели | |||||||||||||||
Недельное количество контроля | |||||||||||||||
Виды контроля | СР | Л1 | СР | Л2 | СР | Л2 | СР РК | Л3 | СР | Л4 | СР | Л4 | СР | Л5 | СР РК |
Виды контроля: Л – лабораторные занятия; СР – самостоятельная работа; РК - рубежный контроль. |
Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (таблица 5).
Таблица 5
Оценка знаний студентов
Оценка | Буквенный эквивалент | Рейтинговый балл в процентах % | В баллах |
Отлично | А | 95-100 | |
А- | 90-94 | 3,67 | |
Хорошо | В+ | 85-89 | 3,33 |
В | 80-84 | 3,0 | |
В- | 75-79 | 2,67 | |
Удовлетворительно | С+ | 70-74 | 2,33 |
С | 65-69 | 2,0 | |
С- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-59 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
Неудовлетворительно | F | 0-49 |
Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации
Вопросы для проведения контроля по 1 модулю:
1. Какие специфические условия эксплуатации предъявляются к производству, техническому обслуживанию и ремонту металлургических машин?
2. Какая система технического обслуживания применяется в период эксплуатации ММ?
3. С какой целью выполняется техническая диагностика ММ?
4. В каких случаях эффективна система эксплуатации по заданному ресурсу?
5. Какие способы ведения работ предполагает система эксплуатации по состоянию?
6. Какие действия должен выполнить завод-изготовитель при передаче ММ будущему владельцу?
7. Что понимается под правильной организацией использования ММ?
8. Какие виды работ входят в комплекс работ по поддержанию исправности?
9. Каким образом оценивают работоспособность крепежных соединений?
10. В чем заключается сущность ППР?
11. Какая форма организации работ применятся на современных металлургических предприятиях?
12. Перечислите основные документы для планирования, организации и контроля работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования с применением нарядов-рапортов?
13. Какие материалы вывешиваются на стенде «Уголок механика»?
14. Что представляет собой наряд-рапорт?
15. Какие уровни специализации работ по техническому обслуживанию и ремонту получили распространение в Казахстане?
16. Что понимается под термином ремонт машины?
17. Какие виды ремонтов Вам известны?
18. Кто выполняет ремонт в крупных цехах и на металлургических заводах?
19. От чего зависит количество слесарей, занятых ремонтом объекта?
20. Кто должен руководить ремонтными работами?
21. Какой инструмент является общим для любого вида ремонта?
22. Что является основанием и необходимым условием для выполнения ремонта?
23. Что необходимо подготовить перед сдачей объекта в ремонт?
24. Что необходимо предпринять с деталями после разборки?
25. Что является основанием для замены детали во время ремонта?
26. В чем заключается сущность узлового метода ремонта?
27. Какой документ является основным для проведения ремонтных работ?
28. Какие системы ППР признаны экономически целесообразными в настоящее время?
29. Какие виды технического обслуживания определены стандартом?
30. На каких предприятиях применяется централизованный метод технического обслуживания?
31. В чем заключается сущность смешанного метода технического обслуживания?
32. Какая из систем ППР широко распространена на практике?
33. Какими преимуществами обладает система ППР?
34. Какими недостатками обладает система ППР?
35. Какие организационно-технические мероприятия включает в себя система ППР?
36. Какие мероприятия включает в себя рациональная организация ремонта?
Вопросы для проведения контроля по 2 модулю:
1. Что представляет собой износ?
2. Какими могут быть износы?
3. Какие методы восстановления деталей Вам известны?
4. Какой метод восстановления изношенных деталей до номинальных размеров является более прогрессивным?
5. Каким образом поступают с поверхностями валов, осей и винтов при незначительном износе?
6. В каких случаях применяют детали-компенсаторы?
7. Что представляет собой металлизация?
8. Что понимается под термином «твердое никелирование»?
9. Чему способствует борирование?
10. Какие схемы восстановления осталиванием Вам известны?
11. Каким образом охлаждают детали при запрессовке небольших деталей в массивные?
12. Почему не ремонтируют скрученные валы?
13. Каким образом восстанавливают шпоночные пазы у валов и осей?
14. Каким образом поступают с изношенными подшипниками качения в условиях неспециализированных предприятий?
15. Какими дефектами могут обладать зубчатые колеса?
16. Каким образом восстанавливают крепежные детали при ремонте оборудования??
17. Что составляет основу полимерных материалов?
18. Какие материалы входят в состав смолы?
19. Какие полимерные материалы нашли применение в практике ремонта?
20. Каким образом заделывают трещины длиной 20-150 мм.?
21. Каким образом заделывают пробоины в деталях машин?
22. Каким образом устраняют зазоры более 0,1 мм в неподвижном сопряжении деталей типа корпус — подшипник?
23. Что проверяют при чрезмерном нагреве подшипников?
24. Каким образом останавливают центробежные насосы?
25. Какие особенности необходимо учитывать при эксплуатации питательных насосов?
26. Какой процент всего предполагаемого времени работы оборудования затрачивается на ремонты?
27. Каким образом можно усовершенствовать организацию и планирование ремонтного хозяйства?
28. Какие недостатки типовой системы планово-предупредительного ремонта Вам известны?
29. Какие принципиально новые задачи поставлены перед единой службой ремонтного и технического обслуживания оборудования.
30. На сколько, позволяют сократить расходы проведение ремонтов по состоянию?
31. Какие меры безопасности должны быть предприняты перед ремонтом оборудования?
32. Каким должно быть напряжение при пользовании переносными лампами?
33. Лица какого возраста допускаются к работам по перемещению грузов?
34. Что подразумевается под средствами индивидуальной защиты?
35. Какими свойствами должна обладать спецодежда и обувь рабочих?
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации:
1. Особые условия эксплуатации металлургических машин.
2. Подготовка металлургического оборудования к эксплуатации.
3. Виды технического обслуживания металлургических машин и электромеханического оборудования.
4. Организация работ при ТО технологических машин.
5. Общие сведения о демонтаже, ремонте, сборке и техническом обслуживании.
6. Назначение и виды ремонта.
7. Место и условия ремонта.
8. Оборудование, инструмент и приспособления.
9. Подготовка объекта к ремонту и демонтаж.
10. Организация ремонта.
11. Ремонтные работы.
12. Основные этапы технологического процесса ремонта.
13. Методы технического обслуживания и ремонта оборудования на машиностроительных предприятиях.
14. Централизованный, децентрализованный и смешанный ремонты.
15. Методы технического обслуживания.
16. Поточное техническое обслуживание.
17. Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом.
18. Техническое обслуживание специализированным персоналом.
19. Техническое обслуживание специализированной организацией.
20. Техническое обслуживание предприятием-изготовителем.
21. Планово-предупредительный ремонт (ППР).
22. Ремонты в системе ППР.
23. Периодические ремонты.
24. Послеосмотровые ремонты.
25. Стандартные ремонты.
26. Последовательность и правила выполнения технологического процесса ремонта.
27. Текущее профилактическое обслуживание и надзор за оборудованием.
28. Плановые осмотры и проверки.
29. Плановый малый и средний ремонты.
30. Плановый капитальный ремонт.
Политика и процедура курса
Политика курса сводится к обязательному посещению учащимися всех без исключения аудиторных и СРСП на которых рассматриваются последовательно все темы данного курса.
Пропуск любого из занятий влечет нарушение логической последовательности тем. Необходима также своевременная отчетность по всем видам контроля и отработка пропущенных занятий с представлением подготовленного материала тьютору для контроля.
СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА
Тематический план курса
Наименование темы | Лекция | Лабораторные занятия | СРОП | СРО | |
Введение. | |||||
Подготовка технологического оборудования к эксплуатации. | |||||
Система организации ремонтов на металлургическом предприятии. | |||||
Общие сведения о демонтаже и ремонте ММ. | |||||
Организация ремонта. | |||||
Методы технического обслуживания. | |||||
Система планово-предупре-дительных ремонтов (ППР). | |||||
Техническая документация на ремонтные работы. | |||||
Ремонт деталей. | |||||
Ремонт типовых деталей и механизмов. | |||||
Восстановление деталей. | |||||
Техническое обслуживание и ремонт насосных установок. | |||||
Эксплуатация и ремонт трубопроводов и запорной арматуры. | |||||
Пути повышения эффективности ремонтного хозяйства | |||||
Техника безопасности при выполнении ремонтных работ. | |||||
Всего (часов) |
Лекция №1. Введение
В процессе эксплуатации техническое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность технического обслуживания и ремонта технологического оборудования является основной функцией ремонтного хозяйства в производственной инфраструктуре предприятия.
Экономической основой существования ремонта является неравнопрочность деталей и узлов техники. Действительно, экономически необоснованно и технологически невозможно изготовить машину, механизмы, агрегат с деталями и узлами с одинаковой прочностью, равномерностью износа, с примерно равными сроками службы. Поэтому и возникает потребность в ремонте техники, чтобы обеспечить её нормальное функционирование на весь период службы.
Весь комплекс работ, связанных с надлежащим и своевременным обслуживанием, как правило, на больших производственных предприятиях осуществляет ремонтное хозяйство. На крупномасштабных предприятиях оно является одной из структурных а иногда и самостоятельных единиц, которое имеет свою иерархию связей. К примеру на предприятиях таких отраслей как: машиностроение, металлургия, пищевая, легкая промышленности – т.е всех видов деятельности. где в производственном процессе используются агрегаты, станки, приспособления, которые при поломке могут нарушить весь цикл производства, где необходима оперативная реакция на такую ситуацию.
Известно, что производственное оборудование в основных фондах предприятия занимает большую половину, если сравнить их с балансовой стоимостью земли (если она принадлежит предприятию), зданий и сооружений. А значит, оно является наиболее дорогостоящей частью основных фондов. Соответственно руководство предприятия должно уделять надлежащее внимание поддержанию целостности и работоспособности оборудования, взаимозаменяемости деталей, возможности оперативной переориентации в условиях сложившейся быстроизменяющейся окружающей среды. Если возникнет поломка, но она будет выявлена к примеру, позднее, чем нужно было, то предприятие вынуждено будет воспроизвести затраты в десятки, а то и сотни раз больше, чем оно могло бы, выявив её своевременно. Возникают простои работы оборудования как следствие простои работников, что приводит к нарушению ритмичности и срыва графика работы предприятия. Внеплановые простои оборудования требуют организации дополнительных смен и сверхурочных работ, росту трудовых и стоимостных затрат. Либо если предприятие попытается осуществлять ремонт такого оборудования с использованием недостаточно квалифицированных кадров, в целях возможной экономии средств (что достаточно часто встречается), которые смогут еще и навредить всей налаженной системе.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что грамотное осуществление ремонта и организация ремонтного хозяйства на производственном предприятии занимает весомую часть на пути к достижению поставленных целей предприятия, так, как эта система предназначена для поддержания надлежащего состояния активной или производящей части фондов, от которых зависит производительность, рентабельность и как следствие прибыльность деятельности хозяйствующего субъекта. Это особенно важно для металлургических предприятий, которые имеют в своем составе мощное и разнообразное оборудование, работающее в сложных и тяжелых условиях, беспрерывно.