Наложение эмали на гравированную или штампованную поверхность
На поверхности предмета, подлежащего эмалированию, делают углубление по известному рисунку с помощью гравирования или штампования. Если необходимо наложить несколько эмалей разного цвета, то между углублениями оставляют узенькие перегородки из металла, чтобы разные эмали при дальнейшем нагревании не смеши- вались между собой. Дно углублений покрывают с помощью грабш- тихеля мелкими штрихами, чтобы сделать поверхность шероховатой, так как при этом эмаль лучше пристает к металлу и держится прочнее; кроме того, если углубления подготовляют для наложения прозрачной эмали, то штриховку делают особым образом, а именно: надавливая на грабштихель то с большей силой, то с меньшей, благодаря чему получают штрихи разной глубины, что придает прозрачной эмали очень красивый вид (или, как говорят, красивую "шатировку").
Непосредственно перед наложением эмали золотые и серебряные изделия прокаливаются и затем погружаются в слабую азотную кислоту, т. е. отбеливаются; отбеленные изделия хорошо прополаскивают в чистой воде, после чего на них наносят эмаль.
Эмаль также подготовляется особым образом, а именно: сначала эмаль толкут в стальной ступке, а затем истирают в тонкий порошок в агатовой ступке (при перетирании прибавляют немного воды). Чем трудноплавче эмаль, тем лучше она должна быть перетерта. Полученный тонкий порошок эмали промываки несколько раз в чистой воде.
Очищенный порошок эмали кладут в фарфоровую чашку и обливают небольшим количеством воды, чтобы получилась кашица- паста; затем берут ее отсюда шпателем или проволокой, конец которой расплющен, и наносят на предмет равномерным слоем. Если эмаль прозрачная, то слой ее должен быть такой толщины, чтобы получить желаемый тон, чем толще слой эмали, тем тон ее получается гуще. В некоторых случаях (если изделие состоит из тонкой бляшки) накладывают эмаль и с обратной стороны (" контр-эмаль"), чтобы вещь не покоробилась при накаливании*.
Когда эмаль нанесена на предмет, ее хорошо высушивают и приступают к пожиганию изделия, что делается таким образом. Изделия вставляют в муфельную печь и кладут их не прямо на под муфеля, а на особую подставку: если вещь плоская и только с одной стороны эмалирована, то для подкладки употребляют глиняную плитку или из кирпичей; если предмет и с обратной стороны эмалирован, то его кладут на железный лист с загнутыми вверх краями* *. Жар в муфельной печи должен быть не очень высок, а только достаточный для расплавления эмали, потому что при сильном жаре эмаль быстро расплавится и может разлиться по поверхности изделия или смешаться, если на изделии несколько эмалей разных цветов; при необходи-
*Высушивание эмали производят осторожно, слабо нагревая изделие над жаровней или у устья муфеля.
** Предмет располагают так, чтобы он держался только на загнутых краях железного листа.
мом же жаре эмаль постепенно размягчается, и как только расплавится, что узнается по блестящему виду ее поверхности, изделие вынимается из печи сначала к устью, а потом совершенно; последняя предосторожность необходима, чтобы не охладить эмаль быстро*.
Не всегда удается эмалировка с одного пожигания: часто случается, что эмаль в некоторых местах вышла неровною, не вполне заполнила назначенные для нее углубления; в таких случаях на эти места шпателем или проволокой наносят новое количество эмали и изделие снова вставляют в муфельную печь.
При эмалироэании маленьких изделий, например колец, можно обойтись без муфельной печи; при этом пользуются паяльной трубкой и пламенем лампы. Изделие укрепляется железной проволокой на древесном угле; сначала направляют пламя на места вокруг эмали, при этом она постепенно нагревается, а затем пламя переносят на саму эмаль; когда эмаль расплавится, дутье прекращают, уголь накрывают другим раскаленным углем, чтобы предохранить эмаль от быстрого охлаждения. После охлаждения осматривают эмаль, и если заметят недостатки, то исправляют их наложением новой эмали и вторичной плавкой. При работе паяльной трубкой надо заботится, чтобы не закоптить изделие, так как копоть испортит цвет эмали (за исключением лишь того случая, когда накладывается черная эмаль). Дутье паяльной трубкой надо производить осторожно, чтобы эмаль постепенно расплавилась. Вообще, чрезмерно сильного жара для расплавления эмали надо избегать не только потому, что эмаль может сделаться слишком жидкой и залить изделие, но и потому, что некоторые эмали не выносят сильного жара и разлагаются, при этом совершенно меняют свой цвет.
Когда эмаль укреплена на изделии, ее смачивают водой и осторожно опиливают, потом шлифуют. После этого остается придать эмали глянец, для чего изделие снова помещают в муфельную печь и держат там столько, чтобы эмаль размягчилась (но не вполне расплавилась); если же пользуются паяльной трубкой и лампой, то пламя направляют вокруг эмали и продолжают нагревание, пока эмаль размягчится, при этом матовый ее вид переменится в глянцевый.
Чтобы придать эмали высокий глянец, поступают иначе, а именно: после опиливания и шлифования ее полируют отмученным трепелом с водой (или сухим); при этом также полируют и те части изделия, которые не покрыты эмалью.
Если эмаль вышла настолько плохо, что исправить ее нельзя (например, закоптилась или переменила цвет вследствие сильного жара), то ее вовсе удаляли, что делают таким образом: покрывают эмаль порошком, состоящим из смеси поваренной соли, квасцов и
*При скором охлаждении эмаль сильно сжимается и легко может дать трещины
селитры, и накаливают в муфеле или на пламени лампы (паяльной трубкой), после чего быстро погружают в холодную воду, эмаль при этом отскакивает.
Иногда на поверхности эмали делаются какие-нибудь украшения из золотых или серебряных гравированных листиков и полосок; для этого эмаль нагревают до размягчения и затем цангами накладывают на нее такие листики или полоски.