Характеристика механистического и органического типов организационных систем
Характеристика организации | Механистический тип организации | Органический тип организации |
Специализация | Узкоспециализированная работа; разделение работ по операциям и действиям | Широкая специализация работ |
Стандартизация | Высокая степень стандартизации задач, работ и проце- ИУР | Неопределенность задач, временное закрепление задач за исполнителями |
Иерархия | Четкое выделение иерархических уровней; строгая соподчинен ность уровней иерархии | Уровни управления размыты |
Формализация | Высокая степень формализации; использование письменных заданий, инструкций, регламентов, правил | Низкая степень формализации; минимальное использование письменных инструкций |
Централизация | Централизация власти и ответственности | Децентрализованная организационная структура |
Внешняя среда | Стабильная, простая, определенная | Нестабильная, сложная, неопределенная |
Цели | Производительность | Эффективность, результативность |
Технология | Рутинная | Нерутинная |
Организационная культура | Формальные, обезличенные отношения, основанные на строгой подчиненности | Сотрудничество, групповая работа, неформальные отношения, готовность к изменениям |
сонала. Эти изменения отражают растущую необходимость в разделении труда, увеличении письменной документации, технической поддержке, большей степени самостоятельности среднего и низшего звена
Если гибкость является определяющей в деятельности вашей организации, разделите организацию на простые автоном-
ные подразделения, пользующиеся значительной самостоятельностью и преимуществами малых организаций.
Используйте механистические структуры в организациях с массовым производством и простыми технологиями и гибкие органические структуры для единичного или мелкосерийного производства, сложных и высоких технологий.
•Чтобы усилить заинтересованность и сплоченность сотрудников в больших бюрократических организациях, предоставляйте им возможность заниматься новой и интересной работой, продвигаться вверх по служебной лестнице, направляйте усилия на формирование ценностей, разделяемых всеми работниками.
ГЛАВА 8
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СИСТЕМЫ1
Ни одна фирма не живет без изменений. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие исчезают. Эффективная и устойчивая деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию. Организации зарождаются, развиваются, добиваются определенных успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Какие-то из них развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на какой стадии развития находится организация, и оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствуют этой стадии.
Жизненный цикл — это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?
Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.
При определении жизненного цикла организации важно учитывать жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции — это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объемов производства.
Важно различать:
♦ полный жизненный цикл продукции;
♦ жизненный цикл продукции в сфере производства;
♦ жизненный цикл продукции в сфере потребления.
Автор настоящей главы Д.О. Ефимов.
Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий у потребителей.
Понятие жизненного цикла продукции используется для:
♦ планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой
деятельности;
♦ организации послепродажного обслуживания изделий;
♦ выбора адекватных форм управления;
♦ создания необходимых структурных звеньев.