Управление и его роль в обществе
Ф. 7.03.18
Кыдырова Ж.Ш.
Менеджмент
Лекционный комплекс
Шымкент, 2016
Министерство образования и науки Республики Казахстан
южно-казахстанский государственный университет им.м.ауЭзова
Кыдырова Ж.Ш.
Менеджмент
Лекционный комплекс
для магистрантовспециальностей ГПИИР
Шымкент, 2016
Кыдырова Ж.Ш. Лекционный комплекс.- Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, 2016г
Лекционный комплекс предназначен для магистрантов специальностей ГПИИР
Лекционный комплекс разработан в соответствии с программой дисциплины «Менеджмент» и утвержден на заседании кафедры «Менеджмент и маркетинг», протокол № 1_ от « 29» 08 2016г
Заведующая кафедрой ___________________ Кыдырова Ж.Ш.
Тема 1. Характеристика организации и управленческой деятельности
План лекции
Управление и его роль в обществе
Категории и метод науки управления
Развитие менеджмента в Казахстане
Принципиальные изменения организации управления в РК
Развитие менеджмента в Казахстане
Классическое понимание традиционного управления основано на разделении процесса управления по функциям.
Однако традиционное определение управления «управлять – это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:
■ изменения в характере современного управления
■ появление ряда новых функций, таких как развитие культуры управления, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использование индивидуальных внутренних ресурсов управляющего и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние управляющего на имидж своей организации;
■ нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий
■ внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;
■ радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и управлением: никто не должен «управлять людьми»; задача – вести людей за собой; цель – сделать продуктивными специфически сильные стороны личности и знания каждого индивида;
■ качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу управляющему-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;
■ новые интеллектуальные факторы современного управления
■ фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.
Принципиальные изменения организации управления в РК
В период перевода экономики Казахстана на рыночную основу сформировались новые принципы управления:
■ переход государства на управление лишь общими правилами предпринимательской деятельности - децентрализация. Для осуществления такого управления задействуются все три ветви власти: представительная – формирует законодательство; исполнительная – регулирует лицензирование, госзаказ и конкурс; судебная – разрешает споры между предприятиями, а также предприятиями и органами государственной власти;
■ смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую;
■ сочетание диспозитивного (договорного, рыночного) и императивного (административного) порядка управления предприятиями, основанными на государственной форме собственности;
■ создание и деятельность казахстанских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур, органично взаимодействующих с обществом на уровне удовлетворения его потребностей и извлечения прибыли, а также регулирование внутренних вопросов, социальные взаимосвязи внутри коллектива;
■ ограничение монополий и развитие конкуренции – состязательности хозяйствующих субъектов, когда их деятельность эффективно ограничивает возможность каждого односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров
Особенности казахстанского управления определяются:
■ комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению управления в Казахстане (таблица)
План лекции
Управление организациями
Виды организаций
Управление организациями
Организация — объединение людей (т. е. социум), совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил ипроцедур. Понятие организации связано с динамическими закономерностями, т. е. закономерностями, относящимися к функционированию, поведению ивзаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления (БЭС).
Организация — социальный организм, который направлен на достижение цели и осознанно структурирован
Организацию образуют и являются субъектами и одновременно объектами управления отдельные личности, группы (формальные и неформальные), весь трудовой коллектив (часто коллектив и принимается за организацию).
Восприятие организаций как социально-экономических систем изменил круг требований к современному менеджеру, который включает в себя:
• непременное и постоянное саморазвитие;
• развитие коммуникативных и представительских навыков;
• управление информацией;
• формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения;
• помощь работникам в условиях нестабильности;
• постоянное развитие персонала;
• правление командами, состоящими из представителей разных культур;
• а также выполнение традиционных функций: планирование, организация деятельности, управление финансами, материальными факторами производства, персоналом как ключевым фактором достижения целей, контроль и т. д.
Безусловно, полезны фундаментальные знания из областей психологии, социологии, социальной психологии, педагогики.
Типологии организацийкак социальных систем различны. Приведем отечественную типологию хозяйственных организаций, в рамках которой в зависимости от способов утверждения авторитета приводятся четыре модели отношений между руководителями и подчиненными:
• бюрократизм (руководитель в роли начальника): взаимодействие на основе административной иерархии, жесткое
распределение обязанностей. Решения — за руководителями, исполнение — за подчиненными, контроль отлажен, ответственность на исполнителе, контакты по вертикали формальные, деперсонифицированиые, деловые;
• патернализм (руководитель в роли хозяина): четкая иерархия, права хозяина неоспоримы, решения и контроль — заним, информация неполная, организация труда достаточно гибкая, есть взаимозаменяемость, ответственность коллективная, единство организации — благодаря личному влиянию хозяина, взаимоотношениям придается личный характер, внерабочие проблемы подчиненных становятся предметом заботы хозяина;
• фратериализм (братство; руководитель в роли лидера);
• иерархия сглаживается, стремление к коллегиальному принятию решений, ориентация на осознанное выполнение, самостоятельность и доверие, гибкость и взаимопомощь, неуспех — коллективная беда, отношения подчеркнуто неформальные, деление проблем подчиненных на рабочие и нерабочие нет;
• партнерство (руководитель — координатор): иерархия явно не выражена, решения на основе общего и доброжелательного обсуждения, подчиненные понимают смысл решений и выполняют их в процессе самостоятельной работы, за каждым закреплены четкие функции, но текущего контроля нет, есть общая координация, ответственность за определенный участок — на конкретном исполнителе, отношения деперсонифицированы, переведены на служебно-контрактную основу, налаживание внеслужебных связей необязательно, так нее как и вникание в личные дела, особая преданность предприятию не требуется, нужно только хорошо выполнять свое дело.
Виды организаций
Фирма – экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования, имущественно, социально и организованно самостоятельный участник хозяйственной деятельности. Рыночная деятельность осуществляется на базе различных видов собственности: государственной, частной, кооперативной и т.д. различают следующие основные разновидности фирм:
- Брокерская – посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов.
- Венчурная – инвестиционная фирма, осуществляющая научные исследования, инженерные разработки.
- Инвестиционная – занятая инвестициями в производство и ценными бумагами.
- Инжиниринговая – специализируется на предоставлении инженерно-консультативных услуг.
- Инновационная – отрабатывает новые технологии.
- Производственная.
- Торговая.
- Риэлтерская – операции в сфере недвижимости.
Акционерное общество (АО) – организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Имеет уставной фонд, разделенный на определенное число акций, равное номинальной их себестоимости, участники АО несут ответственность, ограниченную своими вкладами; АО представляет форму предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций; общая номинальная стоимость акций составляет уставной фонд. Высший орган АО – общее собрание акционеров.
- акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) распространяет свои акции по закрытой подписке своих учредителей;
- акционерное общество открытого типа (АООТ) реализует свои акции посредством открытой продажи.
Товарищество – объединение граждан и (или) хозяйствующих субъектов для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. К ним относятся:
План лекции
Внешняя среда организации
Международное окружение
Внешняя среда организации
Международное окружение
Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования, контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.
Развитие управления международным бизнесом. Управление международным бизнесом распространяется на сферы деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы черезнациональные границы. К перемещаемым ресурсам относятся сырье, капитал, люди, технология. Если говорить о товарах, то это могут быть готовые компоненты, продукты, полуфабрикаты. В разряд перемещенных услуг попадают бухгалтерский учет, юридическая и банковская деятельность. Перемещаются и специалисты - в первую очередь технические и менеджеры. С 60-х годов сектор международного бизнеса приобретает особую значимость:
1. Более низкие производственные издержки. Наличие дешевой рабочей силы за рубежом позволяет организации снизить свои издержки.
2 Торговые барьеры. Ограничения на экспорт могут принимать форму налогов или их предельных уровней по политическим причинам. К средствам ограничения импорта относятся тарифы, квоты, стандарты, бюрократические проволочки. Функционирование на иностранном рынке дает компании возможность преодолеть такие ограничения.
3 Антитрестовские законы ограничивают максимальную долю рынка, которой может располагать компания.
4 Извлечение выгод из возможностей работать за рубежом. Высокие темпы развития и потребность в капиталовложениях означают повышенную прибыль на инвестиции в ряде развивающихся стран. Обслуживающие организации типа банков и бухгалтерско-ревизорских фирм последовали на международные рынки за своими клиентами.
План лекции
Виды управленческих решений
Виды управленческих решений
Общие решения относят ко всем элементам управляемой подсистемы.
Частные решения касаются отдельных элементов системы управления или устранения отдельных недостатков в работе в процессе реализации общих решений.
Локальныерешения принимаются управляющей подсистемой в отношении функционирования какого-либо структурного звена объекта управления. При этом они могут быть общими или частными.
По степени обязательности решения классифицируются на категоричные и рекомендательные.
Категоричные являются обязательными и проявляются в форме директивы, приказа, закона.
Рекомендательные не носят обязательного характера для выполнения.
Типовые принимаются в отношении регулярных, периодически повторяющихся аспектов деятельности.
Творческиепринимаются для реализации принципиально новых и неповторяющихся проблем.
Организационные решения- это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель- организационного решения - обеспечить движение организации к поставленным перед ней задачам.
Запрограммированные- решения, принимаемые согласно определённой процедуре или правилам. В этом случае число альтернативных решений сводится к минимуму.
Запрограммированные решения- являются ответной реакцией на периодически повторяющиеся организационные проблемы.
Незапрограммированные решения- являются ответной реакцией на возникновение уникальных, нечётко определяемых и неструктурированных ситуаций, которые имеют для организации важные последствия
Компромиссы- решения, которые сложно отнести либо к запрограммированным либо к незапрограммированным. Во многих решениях сочетаются как принятые в организации правила, так и творческое начало, которое позволяет адаптировать эти правила к ситуации.
Интуитивные решения- это выбор, сделанный на основе ощущений того, что он правильный. У хорошего руководителя должна присутствовать интуиция, которая основывается на опыте.
Решения, основанные на суждениях- это выбор, сделанный на основе знаний и опыта.
Рациональное решение - это решение, принятое на основе объективного аналитического процесса.
Уравновешенные решения- это решения, принятые менеджерами в процессе внимательного и критического отношения к своим действиям, выдвигаемым гипотезам.
Импульсивные решения- это те, авторы которых легко генерируют разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не способные их проверить.
Инертные решения- это решения осторожного поиска.
Рискованные решения- отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются и тщательном обосновании своих гипотез.
Осторожные решения- характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов.
Рациональные решения- основаны на методах экономического анализа, обосновании и оптимизации.
Дьявольские решения- это решения, принимаемые в условиях неопределённости.
Контрольные вопросы
1. Понятие решения. Роль и значение организационных решений в управлении.
2. Понятие и классификация управленческих решений:
3. Роль коммуникации в обеспечении эффективности управления организации.
4. Коммуникации между организацией и ее средой.
5. Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций.
Рекомендуемая литература
1. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И.,. Разработка управленческих решений. М.: КноРус, 2008 г, 168 с.
2. Герчикова. Менеджмент. М.' "Банки и биржи", ЮНИТИ, 1995.
3. Курс корпоративного управления / Под общей редакцией Н.Г. Сарсенова. - Алматы. - 2009.
План лекции
План лекции
План лекции
Тема 8. Функции управления
План лекции
1.Сущность и принципы планирования
Мотивация
Контроль
1. Сущность и принципы планирования. Содержание и задачи планирования.
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.
Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.
Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.
Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.
Принципы планирования
Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.
Выделяются следующие принципы планирования:
Принцип единства,.Принцип непрерывности.Принцип научности.Принцип гибкости.Принцип участия.
Принцип обоснованности целей.Принцип комплексности.Принцип сбалансированности.
Принцип точности планов. Принцип координации.Принцип интеграции.Принцип монетарности.
Мотивация
Мотивация – одна из основных функций управления, т. е. обособившийся вид деятельности, представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации.
Притязания - желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то, скорее всего, потребности не превращаются в мотивы;
Ожидания - оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Ожидания и притязания нужно тщательно учитывать, чтобы они не стали демотивирующим фактором;
Установки - психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;
Оценки - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Мотив – это то, что вызывает определённые действия человека. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определённых мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещаний, носители обязательств и возможностей и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённой работы.
Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространённых его форм является материальное стимулирование.
Современные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательныеосновываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе, то есть стараются определить потребности, побуждающие людей к действию.
Потребность – это ощущение физиологического или психологического недостатка чего-либо. Они подразделяются на первичные и вторичные.
Первичные потребности – по своей природе физиологические, к ним относятся пища, одежда, жильё и т.д.
Вторичные потребности – психологические, осознаются с опытом, к ним относятся успех, уважение, общение, власть.
Потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, то она пробуждает в нём состояние устремлённости.
Побуждение – это ощущение недостатка чего-либо, имеющую определённую направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель при этом – это то, что осознаётся как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворённой, удовлетворённой частично или неудовлетворённой.
Сложность мотивации через потребности состоит в том, что у различных людей они разнообразны и управляющим по возможности нужно постараться их все учесть.
4. Контроль
Контроль– это количественная и качественная оценка и учёт результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
Основой функции контроля является функция учёта. Она фиксирует состояние дел производственно-хозяйственной деятельности, отражает итоги выполнения планов и управленческих решений в виде количественных показателей на всех уровнях и во всех звеньях системы управления.
Контроль необходим по следующим причинам:
Во-первых, изменение факторов внешней среды (законов, социальных ценностей, технологий) могут повлиять на достижимость первоначальных планов.
Во-вторых, люди, выполняющие большинство работ в любой организации являются существенным фактором неопределённости. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью.
В-третьих, ошибки и проблемы, возникающие внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Что может привести к кризисной ситуации.
Существует три разновидности контроля:
■ Предварительный – позволяет проверить готовность компании к началу работы. При этом проверяется состояние материальных и финансовых ресурсов, гото6вность к работе персонала.
■ Текущий является основным видом контроля. Он проводится в процессе функционирования фирмы. При этом контролируется работа подчинённых и выполнение технологии производства. При текущем контроле фактическое ведение дел сравнивается со стандартами или нормативами.
Стандарты (нормативы)– критерии, по которым можно оценивать результаты деятельности.Существует три вида нормативов: натуральные, стоимостные и временные.
К натуральным относятся нормы расхода материалов на единицу продукции. К стоимостным нормативам можно отнести смету предстоящих расходов. Временные стандарты определяют время, необходимое для осуществления той или иной задачи.
Измерения – самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. Затраты, связанные с измерениями, зачастую предопределяют, стоит ли вообще заниматься контролем. Ведь основная цель контроля состоит не столько в том, чтобы установить, что же происходит на самом деле, а в том, чтобы снизить расходы на производство и увеличить прибыль.
■ Заключительный (итоговый) контроль с оценкой выполнения фирмой своих планов требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный этап осуществляется, когда работа уже закончена, при этом могут быть два типа контроля: внешний и внутренний.
Контрольные вопросы
1.Сущность и принципы планирования
2. Организация как функция менеджмента
3. Мотивация
4. Контроль
Рекомендуемая литература
1. Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000: Политика. Оценка. Формирование. - 2-е изд,- СПб.: Питер, 2004.- 125 с.
2. Айдаров Т.А Менеджмент, электр учебник, 2014г
3. Айдаров Т.А. УМКД по дисциплине. Менеджмент
План лекции
Власть и его виды
Лидерство
3.Стили лидерства
4.Сравнительная таблица стилей управления
Власть и его виды
Власть – это право и возможность влиять на поведение других, управлять ими в целях достижения организацией поставленных задач.
Существует несколько видов власти:
■ должностная;■ политическая;■ профессиональная;■ информационно-аналитическая;■ материально-финансовая;■ духовно-нравственная;■ традиционная.
Общая власть осуществляется при помощи пяти различных видов власти:
■ Экспертная власть – это возможность управляющего влиять на поведение подчинённых благодаря уровню образования, опыта, умений и навыков, т.е. она определяется компетентностью управляющего. Данная власть осуществляется, когда управляющий воспринимается как носитель специальных и полезных знаний либо его мнение подкреплено мнением экспертов.
■ Власть примера определяется харизмой управляющего, т.е. власть основана на силе личных качеств и стиля управления управляющего. это приводит к тому, что подчинённые стремятся подражать управляющему во всём. Чем больше управляющий является идеалом для кого-то, тем больше его уважают.
■ Законная власть – власть, полученная управляющим в соответствии с занимаемой должностью. Основывается на праве человека управлять другими в силу соответствующего положения в организации.
■ Власть вознаграждения – это один из самых давних и широко используемых видов власти в организации. Основано на вере и возможность вознаградить или отказать в этом. Сила этой власти определяется справедливостью. Она может быть ослаблена, если обещанное вознаграждение не последует или если поощряются работники не выполнившие задания.
■ Власть принуждения – способность оказывать влияние на других, при условии контроля величины или формы наказания, которое может быть к ним применено. Реализуется путём применения наказаний, выговоров, штрафов, понижение в должности. В основе такой власти – страх, который ограничивает инициативу, творчество. Наказание должно соответствовать проступку.
По мере того, как способности исполнителя подошли вплотную к способностям управляющего, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять.
Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, - это убеждение и участие сотрудников в управлении.
Лидерство
Каждая группа людей способна работать с полной отдачей. Имея во главе человека, владеющего искусством лидерства. Это искусство состоит по крайней мере из следующих трёх основных частей:
■ способности понимать, что людьми движут различные мотивы в разное время ив различных ситуациях;
■ способности вдохновлять;
■ способности действовать так, чтобы создавать атмосферу для возникновения мотивации и ответа на неё.
Лидерство – это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей.
Лидерство является одним из важных социально-психологических механизмов реализации власти в группе. Для того чтобы задействовать этот механизм, необходимо совместимость целей лидера и участников группы. В этом принципиальное отличие лидерства от власти. для существования власти не обязательно требуется совместимость целей.
Лидерство предполагает наличие отношений «лидер-последователь». Эти взаимоотношения не обязательно предполагают иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчинённый». Лидер – это тот, за кем идут.
Лидерство как явление является функцией лидера, последователей и ситуации. Ситуацию определяют любые изменения, препятствия на пути достижения групповых целей (изменение численности, состава группы, конфликты и т.п.). Именно ситуация во многих случаях играет решающую роль в проявлении механизма выдвижения группой лидера.
Для нормального функционирования группы очень важно, чтобы официальный управляющий был одновременно и не – официальным лидером.
Исторически сложились три подхода к решению проблемы лидерства:
■ Подход с позиций личных качеств.
■ Поведенческий подход.
■ Ситуационный подход.
3.Стили лидерства
Под стилем управления понимают устойчивую систему способов, приёмов, методов воздействия управляющего на коллектив, в которой проявляются и личные качества управляющего, и особенности коллектива.
В настоящее время выделяют три основных стиля управления, которые имеют разные названия:
■ директивный, авторитарный, автократический;
■ демократический, коллегиальный;
■ формальный, либеральный, анархический.
Сравнительная таблица названных стилей управления (таблица) даёт возможность сделать следующие выводы.
В условиях производства в зависимости от особенностей коллектива указанные стили управления могут применяться в их сочетании
На практике в чистом виде редко встречается определённый стиль управления. Чаще всего применяется комбинация, созданная управляющим с целью использования положительных сторон того или иного стиля управления
Стили лидерства могут быть автократичными, демократичными и либеральными.
Возможны два подхода:
- поведенческий: эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения с подчинёнными.
- ситуационный: эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых заданием, внешней средой, личными качествами подчинённых и т.д.
Автократичный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и управление.
Демократичный стиль: разделение власти, участие работников в управлении.
Либеральный стиль: полная свобода группы, коллегиальность в управлении.
Существует две теории – теория X и теория Y. Стиль руководства определяется взглядами и представлениями данного руководителя, а представления могут быть различными.
Теория X основывается на представлениях автократичного руководителя: а) люди не любят трудиться; б) люди предпочитают, чтобы ими руководили (боятся брать ответственность на себя); в) больше всего люди хотят защищённости; г) чтобы заставить трудиться необходимо принуждение, контроль, наказание.
Теория Y основывается на представлениях демократичного руководителя: а) труд – процесс естественный; б) если условия благоприятные, то люди будут стремиться к самостоятельности и ответственности; в) люди могут и будут использовать самоуправление и самоконтроль, если они приобщены к общей цели; г) приобщение к общей цели есть функция вознаграждения; д) интеллектуальный потенциал и способность к творчеству используется людьми частично, следовательно, необходимо раскрыть эти стороны в человеке.
4.Сравнительная таблица стилей управления
Параметры управления | Стиль руководства | ||
Авторитарный | Демократический | Формальный | |
Порядок принятия решений | Решения принимаются только самим управляющим | Решения принимаются управляющим при участии коллектива и общественных организаций | Решения принимаются подчинёнными при молчаливом одобрении управляющего |
Способ доведения принятого решения до исполнителей | Приказ, команда доложить об исполнении | Рекомендации, дружеский совет, убеждение | Просьба, упрашивание |
Порядок использования управляющим его прав | Права использует только сам управляющий | Часть прав управляющий передаёт подчинённым | Управляющий рассчитывает, что подчинённые воспользуются его правами |
Распределение ответственности | Управляющий перекладывает её на своих подчинённых | Управляющий несёт ответственность сам, перекладывая на подчинённых часть её в соответствии с преданными им правами | Управляющий старается переложить ответственность на вышестоящих начальников |
Побуждающий стимул к управлению | Команда сверху или необычные обстоятельства | Собственная инициатива или предложения снизу | Только инициатива подчинённых |
Степень общения с подчинёнными | Всячески избегает общения, держится на расстоянии | Общителен | Общается с подчинёнными только по их инициативе |
Характер общения с подчинёнными | Управляющий понукает, допускает окрики, публичные выговоры | Помогает при затруднениях, благодарит за хорошую работу | Не мешает работать, предоставляет работникам полную свободу действий |
Контрольные вопросы
1.Власть и его виды
2.Лидерство
3. Стили лидерства
4.Сравнительная таблица стилей управления
Рекомендуемая литература
1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента /Пер.с англ. - М.: Дело, 1994.
2. Шеметов П.В. Чередникова Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М., Омега-Л, 2008.
3. Акофф В. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002.
План лекции
План лекции
Культура управления
Культура управления
Главный элемент в управлении – человек. От его знаний, квалификации, опыта зависят действенность управленческого труда и конечные результаты производства. От уровня подготовки управленческих кадров зависит уровень культуры производства и управления, от которой зависит экономическое и социальное развитие производства. Культура управления производством и культура производства являются разными понятиями.
Культура производства – это совокупность нормативных требований к технико-экономическому уровню производства, т.е. внедрение прогрессивной техники и техноло