Подходы к определению понятия менеджмента.
Существует несколько подходов к толкованию понятия менеджмент:
1.Менеджмент – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение поставленных целей;
2.Менеджмент – это процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты строят организацию и управляют ей. Сущность этого процесса раскрывается через функции менеджмента:
1. планирование – процесс постановки целей и создание схемы действий для ее достижения.
2. организация – процесс построения структуры фирмы – распределение между работниками прав использовать ее ресурсы для достижения целей, а так же создание необходимых для этого условий.
3. мотивация – процесс побуждения и активизации работника на эффективные труды.
4. контроль – процесс определения качества выполняемой работы и ее корректирование для достижения целей.
5. координация – деятельность по обеспечению согласованности действий работников и организации.
3.Требования предъявляемые к менеджерам.
1. Знание специальности: знание технологии производственного процесса и его функционирования; знание теории менеджмента, основных законов и приемов; знание общей экономической теории; знание теории маркетинга; а также общая эрудиция по специальности; знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества: умение быть в форме;выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации;коммуникативность;умение слушать;интуиция;приспособляемость к ситуации;восприимчивость критики, самокритичность;уверенность в себе;авторитетность;стремление к успеху и готовность работать для этого;возраст и внешние данные;сила воли;
3. Личные способности: умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма); умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников; легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности: ум и рассудительность;творческий потенциал; умение принять нужное решение;логическое, структурное, системное мышление; интуиция;
5. Рабочие приемы: рациональность и системность в работе;умение максимально концентрироваться;умение принятия решений и снятия проблем;умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности: активность и подвижность;энергичность;сила и здоровье.
4,Виды разделения труда менеджеров:
1.функциональное разделение- комплекс работ между различными категориями работников в зависимости от характера и специфики выполняемых ими работ, в соответствии с той ролью, которую, работник выполняемых;
2.профессионально-квалификационное- разделение труда осуществляемое с учетом специализации работников и сложности выполняемых ими работ;
3.предметное (технологическое)-разделение труда между работниками , специализирующимися на выполнение относительно законченного объема работ;
4.пооперацинное разделение труда- обусловленноерасчленением процесса изготовления изделия на составные части, выполняемые различными работниками.
5,Управленческие революции в истории развития менеджмента:
Религиозно-коммерческая (5-е тысяч-е до н.э.)
Суть: зарождение письменности в Древнем Шумере, что привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, ведущих торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчёты.
Светско-административная (1792-175 г. до н.э.)
Суть: период деятельности Вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования отношений между различными социальными группами общества. Таким образом, был введён светский стиль управления. Отсюда название данной революции.
Производственно-строительная (605-562г. до н.э.)
Суть: период правления Навуходоносора II, данная революция была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
Индустриальная (17-18 в.н.э)
Суть: зарождение капитализма и начало индустриализации европейской цивилизации. Результат – отделение управления от собственности (от капитала), зарождение профессионального управления.
Бюрократическая (кон. 19-нач. 20 вв.)
Суть: в её основе лежала концепция рациональной бюрократии. Результат – формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, формирование норм, стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.
Школа научного управления .
Школа научного управления окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
2. Разработка формальной структуры организации.
3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
Основателями школы научного управления являются: Ф. У. Тейлор; Френк и Лилия Гилберт; Генри Гантт.