Принципы управления 80-90-х гг. ХХ в.
Наименование | Содержание принципов |
Адаптивность | Своевременная реакция на изменения во внешней среде, позволяющая гибко реагировать в управлении |
Деловое партнерство | Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями, клиентами и заказчиками |
Доброжелательность | Доброжелательная атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих |
Коммуникативность | Эффективные коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз и по горизонтали |
Лояльность | Лояльность к работающим со стороны менеджеров на основе теории человеческих отношений |
Мотивация | Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы |
Ответственность | Ответственность каждого сотрудника организации как обязательное условие успешного управления и корпоративной культуры |
Перспективность | Четкое представление о месте и роли организации в будущем, работа в соответствии со стратегическим планом |
Саморазвитие | Качество личной работы и постоянное самосовершенствование личности |
Согласованность | Непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности |
Участие в прибыли | Долевое участие каждого работающего в общих результатах как средство материальной заинтересованности |
Честность | Честное отношение и доверие к людям, соблюдение норм общественной морали |
Этичность | Соблюдение деловой этики и внутренней философии организации |
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури делают акцент на следующих принципах:
единоначалие – люди лучше реагируют на то, что ими руководит один начальник;
мотивация – чем тщательнее реализуется структура поощрений и наказаний, с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее программа мотивации;
лидерство – люди склонны идти за теми, в ком они видят средство удовлетворения своих личных потребностей;
научность – построение всей системы управления на новейших данных науки менеджмента;
ответственность – необходимо иметь определенные инструкции, положения, систему материальной и другой ответственности;
правильный подбор и расстановка кадров – подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам;
экономичность – прибыль – это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов;
обеспечение обратной связи – получение информации о результатах работы, позволяющей сравнивать фактическое состояние с заданным планом.
По мнению современных российских специалистов (Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных), принципами управления являются следующие [10]:
- лояльность к работающим;
- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
- атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;
- обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
- своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
- непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;
- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и др.;
- этика бизнеса;
- честность и доверие к людям;
- опора на фундаментальные основы менеджмента;
- видение организации;
- качество личной работы и её постоянное совершенствование.
Знание и использование указанных принципов управления позволяет правильно реализовывать законы и закономерности управления и обеспечить эффективную работу организации.
Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения и учета частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики.
Например, выделяют принципы:
- планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.);
- контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.);
- в производстве, социальной сфере, образовании и т.п.
Функции управления
Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.
Функции менеджмента— виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности. Впервые основные функции управления были описаны А. Файолем, который выделил 5 функций менеджмента, связанные с содержанием управленческой деятельности:
1) планирование и предвидение;
2) организация;
3) управление;
4) координирование;
5) контроль.
В настоящее время в литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).
Так одна из классификаций позволяет дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на осуществляемые в организации процессы. С этой точки зрения выделяют три группы принципов:
1) предметные – целеполагание, планирование, организация производственных процессов, контроль и регулирование – эта группа функций отражает общую технологическую схему управления в рамках и стратегического и оперативного менеджмента;
2) социально-психологические – делегирование, мотивация – определяют характер производственных отношений в коллективе;
3) процессуальные – решения, коммуникации – определяют основные средства реализации предметных и социально-психологических функций.
В таблице 3 представлены различные основания классификации функций менеджмента.
Таблица 3