Сущность управленческих решений и их разновидности.
Менеджмент как теория и практика управления человеческой деятельностью предполагает, что действия исполнителей всегда изначально определены руководителем на основе принятого им решения. Процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, по сути, и есть процесс управления, в котором функция планирования рассматривается как подготовка и принятие решения, тогда как остальные функции объединены в процесс исполнения.
Управленческое решение по своему существу и содержанию является побуждением к началу (в том числе к изменению характера или направленности) профессиональной деятельности по достижению определенных целей и решению конкретных задач.
Принятие решений — составная часть любой управленческой функции.
Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки.
В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений:
— по масштабам объекта — глобальные (охватывающие все звенья управляемой системы), локальные (адресованные определенному звену или подразделению);
— по характеру целей — стратегические (определяющие генеральные задачи), тактические (сфера частных задач, направленных на осуществление ранее выработанной стратегии), оперативные (направленные на осуществление первоочередных задач);
— по периоду осуществления — долгосрочные (рассчитанные на длительный период), текущие или среднесрочные (являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных задач), краткосрочные (направленные на обеспечение выполнения текущих задач);
— в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении, — комплексные (связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта), частные, или тематические (относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта);
— по функциональному назначению — организационные; регулирующие (в определенных ситуациях предписывающие те или иные действия, отраженные в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т. д.); контролирующие (оценивающие результаты тех или иных действий исполнителей); координирующие (имеющие оперативный характер, например, распределение текущей работы среди исполнителей);
— по степени самостоятельности — инициативные (принимаемые менеджерами под воздействием складывающихся или сложившихся обстоятельств) и предписанные (обычно конкретизирующие поступающие “сверху” указания);
— по методам обоснования — формализованные; неформализованные;
— по форме принятия — единоличные; коллегиальные; коллективные.
2. Основные требования к принимаемым решениям
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления представляет собой последовательность проведения определенных операций. Это разработка вариантов действий, сознательный выбор из имеющихся вариантов одного варианта, его принятие (утверждение) и осуществление. Решение является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практическим опытом руководителя.
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее принятого решения, действия по которому либо завершились, либо вошли в противоречие с изменениями во внешней среде.
Классическая технология управления рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий их трех основных стадий: подготовки, принятия и реализации решения.
Основой эффективности системы управления является качество управленческого решения — совокупность параметров, обеспечивающих реальность его выполнения.
Управленческие решения должны удовлетворять ряду общих требований. Основные из них:
— высокий уровень проработанности решения;
— своевременность цели, ситуации и момента принятия решения;
— оптимальность решения (оно - как наилучший вариант обоснованных действий в данной ситуации);
— лицо, принимающее решение должно обладать необходимыми полномочиями;
— законность решения (соответствие решения действующим правовым нормам и установленным правилам).
Высокое качество решения достигается тщательным анализом возможных его вариантов по следующим признакам:
— функции управления (плановые, организационные, учетные, контрольные, мотивационные, регулирующие, координирующие решения);
— сфера действия (экономические, технические и другие решения);
— цель (коммерческие и некоммерческие решения);
— ранг управления (верхний, средний, низший);
— масштабность (комплексные и частные решения);
— продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
— причины возникновения (плановые или программные, ситуационные, инициативные решения);
— объекты воздействия (внешние и внутренние);
— методы формализации (текстовые, графические, математические);
— формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
— сложность (стандартные и нестандартные решения);
— способ передачи (вербальный, письменный, электронный).
Постоянно нарастающая конкуренция объективно вынуждает каждого предпринимателя (инвестора) повышать качество и эффективность управленческих решений. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий и факторов (обеспечивающих многовариантность сопоставимых альтернативных решений) на основе автоматизации процессов системы управления.