I. Определение понятия менеджмент
Менеджмент(англ.) – управление
1. Менеджмент – это современная наука и деятельность
2. Менеджмент – это специальные знания и искусство управления
3. Менеджмент – это функция и процесс
И т.д.
Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» в зарубежной практике
- менеджмент – это управление хозяйственной сферой (to manage)
- управление в политической сфере (to govern)
- управление в сфере техники (to control)
В российской практике «управление» и «менеджмент» также не тождественны.
__Отличия:
по объекту воздействия (мы не говорим менеджмент автомобиля, менеджмент станка и т.д.), по сферам реализации(мы не говорим менеджмент в биологической системе, менеджмент в кибернетической системе и т.д.), по уровням управления (мы не говорим менеджмент президента, менеджмент губернатора и т.д.)
Соотношение понятий «менеджмент» и «управление» на уровне предприятия
№ | Управление | |
В закрытых системах | В открытых системах | |
Как административное воздействие | Как процесс мотивации для активизации деятельности | |
По отношениям от плана с начальной постановки цели | Ситуационное управление по конечным результатам | |
Функциональное управление по стадиям пр-ва | Управление по бизнес процессам | |
В жестких, властных структурах | Управление в гибких, организационных структурах | |
Основано на жестких инструкциях и регламентациях | Адаптивное управление с использованием гибких технологий и с учетом индивидуальности чел. | |
Как жесткая система контроля | Как адаптивная, гибкая система контроля | |
Путем интеграции и ограничения по использованию внутренней системы конкуренции | Управление на основе диверсификации | |
Управление вертикального и горизонтального руководства, т.е. авторитарного руководства | Управление на основе корпоратизма, балансов стимулов и мотивов, а так же сочетания интересов владельцев различных форм собственности и различных форм предприятий | |
Управление с помощью системы маркетинга | Управление на базе концепции многоуровневого и много профессионального маркетинга |
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, в котором участвуют профессионально подготовленные управленцы, использующие современные методы, принципы управления, различные нововведения в области управления с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
II. Виды и модели менеджмента
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач:
1. По признаку объекта:
А) Общий менеджмент.
Б) Функциональный менеджмент. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По содержанию:
А) Нормативный
Б) Стратегический
В) Оперативный
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По уровням управления:
1) ТОП менеджмент –
2) Мидл менеджмент –
3) Уровень супервайзеров – _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модели менеджмента:
1. По особенностям менеджмента:
а) модель здравого смысла
б) западная модель
в) советская модель
г) модель менеджмента XXI века
2. По особенностям национальных экономик
а) Американская
б) Японская
в) Германская
г) Шведская
и т.д.
Сравнение Американской и Японской моделей менеджмента
№ | Япония | США |
Система пожизненного найма | Краткосрочная работа по найму | |
Принцип старшинства при оплате и назначении | Оплата по индивидуальным результатам работы | |
Неформальный контроль | Формальный контроль | |
Нечеткое описание рабочего задания | Четкое описание рабочего задания | |
Согласованные решения | Индивидуальные решения | |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность | |
Акцент на координацию и сотрудничество | Акцент на эффективность и результат | |
Обучение без отрыва от производства | Соц. программы повышения квалификации | |
Вербовка новых выпускников ВУЗов | Вербовка новых выпускников и более взрослых квалифицированных сотрудников | |
Долгосрочная ориентация | Повышенное внимание к текущим результатам |
III. Принципы менеджмента
Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми действующих закономерностей.
Принципы менеджмента – объективное начало (основа), которое необходимо учитывать при разработке любого управленческого решения или мероприятий по совершенствованию системы управления. Принципы менеджмента не являются застывшими догмами. В течение определенного времени принципы развиваются, конкретизируются, совершенствуются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления. Впервые принципы управления более детально были сформированы А. Файолем.
Современные принципы управления:
- Лояльность к работающим
- Ответственность – обязательное условие успешного управления
- Коммуникации, пронизывающие организацию сверху - вниз, снизу - вверх и по горизонтали
- Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников
- Долевое участие каждого работника в результатах деятельности предприятия
- Своевременная реакция на изменение во внешней среде
- Методы работы с людьми направленные на создание удовлетворенности от работы
- Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условия согласованности и слаженности
- Умение контактировать с поставщиками и исполнителями
- Честное отношение и доверие к людям
- Этика бизнеса
- Использование в работе фундаментальных основ менеджмента
- Четкое представление о роли и месте организации в будущем
- Качество личной работы и постоянное самосовершенствование