I. Определение понятия менеджмент

Менеджмент(англ.) – управление

I. Определение понятия менеджмент - student2.ru

1. Менеджмент – это современная наука и деятельность

2. Менеджмент – это специальные знания и искусство управления

3. Менеджмент – это функция и процесс

И т.д.

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» в зарубежной практике

- менеджмент – это управление хозяйственной сферой (to manage)

- управление в политической сфере (to govern)

- управление в сфере техники (to control)

В российской практике «управление» и «менеджмент» также не тождественны.

__Отличия:

по объекту воздействия (мы не говорим менеджмент автомобиля, менеджмент станка и т.д.), по сферам реализации(мы не говорим менеджмент в биологической системе, менеджмент в кибернетической системе и т.д.), по уровням управления (мы не говорим менеджмент президента, менеджмент губернатора и т.д.)

Соотношение понятий «менеджмент» и «управление» на уровне предприятия

Управление  
В закрытых системах В открытых системах
Как административное воздействие Как процесс мотивации для активизации деятельности
По отношениям от плана с начальной постановки цели Ситуационное управление по конечным результатам
Функциональное управление по стадиям пр-ва Управление по бизнес процессам
В жестких, властных структурах Управление в гибких, организационных структурах
Основано на жестких инструкциях и регламентациях Адаптивное управление с использованием гибких технологий и с учетом индивидуальности чел.
Как жесткая система контроля Как адаптивная, гибкая система контроля
Путем интеграции и ограничения по использованию внутренней системы конкуренции Управление на основе диверсификации
Управление вертикального и горизонтального руководства, т.е. авторитарного руководства Управление на основе корпоратизма, балансов стимулов и мотивов, а так же сочетания интересов владельцев различных форм собственности и различных форм предприятий
Управление с помощью системы маркетинга Управление на базе концепции многоуровневого и много профессионального маркетинга

Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, в котором участвуют профессионально подготовленные управленцы, использующие современные методы, принципы управления, различные нововведения в области управления с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
II. Виды и модели менеджмента

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач:

1. По признаку объекта:

А) Общий менеджмент.

Б) Функциональный менеджмент. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По содержанию:

А) Нормативный

Б) Стратегический

В) Оперативный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. По уровням управления:

1) ТОП менеджмент –

2) Мидл менеджмент –

3) Уровень супервайзеров – _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модели менеджмента:

1. По особенностям менеджмента:

а) модель здравого смысла

б) западная модель

в) советская модель

г) модель менеджмента XXI века

2. По особенностям национальных экономик

а) Американская

б) Японская

в) Германская

г) Шведская

и т.д.

Сравнение Американской и Японской моделей менеджмента

Япония США
Система пожизненного найма Краткосрочная работа по найму
Принцип старшинства при оплате и назначении Оплата по индивидуальным результатам работы
Неформальный контроль Формальный контроль
Нечеткое описание рабочего задания Четкое описание рабочего задания
Согласованные решения Индивидуальные решения
Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
Акцент на координацию и сотрудничество Акцент на эффективность и результат
Обучение без отрыва от производства Соц. программы повышения квалификации
Вербовка новых выпускников ВУЗов Вербовка новых выпускников и более взрослых квалифицированных сотрудников
Долгосрочная ориентация Повышенное внимание к текущим результатам

III. Принципы менеджмента

Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми действующих закономерностей.

Принципы менеджмента – объективное начало (основа), которое необходимо учитывать при разработке любого управленческого решения или мероприятий по совершенствованию системы управления. Принципы менеджмента не являются застывшими догмами. В течение определенного времени принципы развиваются, конкретизируются, совершенствуются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления. Впервые принципы управления более детально были сформированы А. Файолем.

Современные принципы управления:

  1. Лояльность к работающим
  2. Ответственность – обязательное условие успешного управления
  3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху - вниз, снизу - вверх и по горизонтали
  4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников
  5. Долевое участие каждого работника в результатах деятельности предприятия
  6. Своевременная реакция на изменение во внешней среде
  7. Методы работы с людьми направленные на создание удовлетворенности от работы
  8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условия согласованности и слаженности
  9. Умение контактировать с поставщиками и исполнителями
  10. Честное отношение и доверие к людям
  11. Этика бизнеса
  12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента
  13. Четкое представление о роли и месте организации в будущем
  14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

Наши рекомендации