Контроллинг и принятие решений
Появление контроллинга связано с необходимостью принятия решений в условиях динамичности рыночных отношений. Контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами, т.е. это управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Основные задачи контроллинга — выявление проблем и корректировка деятельности предприятия для предупреждения кризиса, контроль и регулирование, а также информационное сопровождение процесса планирования.
Стратегический контроллинг призван оказывать помощь менеджерам в принятии решений по эффективному использованию преимуществ предприятия и созданию новых потенциалов успешной деятельности в перспективе.
Основная задача текущего контроллинга — оказывать помощь менеджерам в принятии решений по достижению запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и прибыли. Текущий контроллинг ориентирован на краткосрочный результат. К методам контроля реализации решений в рамках текущего контроллинга можно отнести ABC-анализ, анализ объема заказов, анализ величин в точке безубыточности, метод расчета сумм покрытия, анализ узких мест, анализ отклонений и др.
Вывод:
Для эффективной реализации управленческих решений и получения запланированных результатов менеджеру необходимо осуществлять контроль выполнения принятых решений. В этих условиях требуется комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые бы позволили предопределить стабильные успехи в настоящем и будущем. В качестве такого инструмента выступает контроллинг, который призван оказывать помощь менеджерам в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Заключение
Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.
Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных стадий – разработки решения и его реализации – необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие «качество», а ко второму – эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.
Контроль управленческих решений — это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке .
Контроль — это фундаментальный элемент процесса управления . Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они — неотъемлемая часть общей системы контроля в данной организации. Все виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что можно назвать еще одним синонимом потери контроля.
Для эффективной реализации управленческих решений и получения запланированных результатов менеджеру необходимо осуществлять контроль выполнения принятых решений. В этих условиях требуется комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые бы позволили предопределить стабильные успехи в настоящем и будущем. В качестве такого инструмента выступает контроллинг, который призван оказывать помощь менеджерам в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Список литературы
1. Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
2. Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Брэддрик У. Менеджмент в организации – М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений : учебник / Е.П. Голубков. –
5. М. : Дело и сервис, 2005.
6. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. М.:
7. ИИК «Калита», 2005.
8. Ильин Н. П., Лукмапова И. Г. и др. Управление проектами /Под ред. В. Д. Шапиро. — СПб.:
9. ДваТри, 2004.
10. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-
11. ДАТА, 2005.
12. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие. СПб: МиМ, 2004.
13. Левина, С.Ш. Управленческие решения : практикум / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – М. :
14. Инфра-М, 2007.
15. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ «Экмос», 2005.
16. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. – М.: ФИНПРЕСС, 2005.
17. Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учеб. пособие. СПб: Спец. литер.,
18. 2005.
19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2006.
20. Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.:
21. ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
22. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
23. 2005.
[1] Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 2008
[2] Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ «Экмос», 2005
[3] Брэддрик У. Менеджмент в организации – М.: ИНФРА-М, 2004
[4] Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ «Экмос», 2005
[5] Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005
[6] Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. М.: ИИК «Калита», 2005
[7] Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 2008
[8] Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005
[9] Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ «Экмос», 2005
[10] Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учеб. пособие. СПб: Спец. литер., 2005