Тема 3. Административная (классическая) школа (1920-1960 гг.)
Главные представители - А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Л. Гьюлик, Дж. Муни, А. Рейли, А. Слоун и др.
Ключевые категории – администрирование, функции управления, принципы управления, административная доктрина, рациональная бюрократия.
Целью классической школы было создание универсальных подходов к управлению, следование которым приведет организацию к достижению успеха.
В отличие от идеологов школы научного управления представители классической модели занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом, на уровне административной деятельности.
Родоначальником данного направления является видный предприниматель и организатор производства, французский инженер Анри Файоль (1841-1925), которого считают самым выдающимся европейцем, внесшим значительный вклад в развитие менеджмента. Он изучал деятельность организации в широком контексте и главное внимание уделял непосредственно процессу управления, который рассматривал как функцию администрирования, обеспечивающую достижение целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление» (1916), в которой он изложил свою административную доктрину. «Управлять, - утверждал Файоль, - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в распоряжении ресурсов».
Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, утверждая, что любая организация выполняет шесть основных видов существенных функций (управленческих операций):
- технические и технологические - производство, изготовление, переработка;
- коммерческие - закупка, обмен, реализация;
- финансовые - привлечение средств и распоряжение ими;
- страховые - страхование, обеспечение безопасности, охрана имущества и лиц;
- учетные - анализ, учет, статистика;
- административные - воздействие на работников.
Руководство данными видами деятельности Файоль назвал общим управлением. Он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Файоль выделил пять обязательных общих функций менеджмента:
- предвидение и планирование (по-французски прозорливость) – «изучение будущего и набросок плана действия»;
- организация – «выстраивание структуры предпринимательства, как материальной, так и человеческой»;
- распорядительство – «поддерживание активности в среде персонала»;
- координация – «работа вместе, в тесной взаимосвязи, объединение усилий»;
- контроль – «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями».
Помимо выделения функций Файоль разработал правила и технику осуществления каждой из них, обосновал, что именно функции определяют структуру организации. Тем самым он заложил основы принципиально нового - структурно-функционального - подхода в менеджменте. Сообразно пяти функциям в организации выстраивается система функциональных служб, т.е. формируется линейно-штабная структура, данный подход и сегодня преобладает в менеджменте.
Исследования А. Файоля позволили ему сформулировать 14 универсальных принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности. Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По выражению Файоля, принципы - это «маяк, помогающий ориентироваться».
Основные принципы управления, по Файолю:
- разделение труда;
- власть (полномочия и ответственность)
- дисциплина;
- единоначалие (единство распорядительства);
- единство руководства (программы действий);
- подчиненность личных интересов общим;
- вознаграждение персонала;
- централизация;
- иерархия;
- порядок;
- справедливость;
- стабильность персонала и рабочего места;
- инициатива;
- корпоративный дух.
Выделение данных принципов имело системообразующий характер, оно способствовало упорядочению всего управленческого процесса.
Исследуя «социальный организм предприятия», Файоль уделял внимание вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая за создание науки управления людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование». Он ставил задачу поднять образование менеджеров на новый качественный уровень, определив основные индивидуальные, психологические качества («установки»), которыми должен обладать руководитель. Многие положения административной доктрины А. Файоля не утратили своей актуальности и в настоящее время. Они оказались настолько плодотворными, что дали жизнь многим современным школам и направлениям.
Видным представителем первого поколения исследователей классической теории управления является немецкий ученый Макс Вебер (1864 -1920), автор концепции рациональной бюрократии. Ему принадлежит множество работ по социологии, политологии, религии, экономике, методологии науки. Основные сущностные положения его теории отражают труды «Теория социально-экономической организации» (1905), « Исследование по методологии наук» (1907), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919) и др.
Главная заслуга М. Вебера состоит в разработке концепции рациональной бюрократии (от фран. bureau – канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. kratos - власть, могущество). Вебер предложил создать бюрократическую систему управления, наиболее адекватную условиям крупносерийного или массового индустриального производства. Под бюрократической следует понимать систему управления, основанную не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на определенных формальных критериях, опирающихся на иерархию, разделение труда, установленные правила и предписания, детально проработанные процедуры. По Веберу, организация представляет собой закрытую жесткую модель, соответствующую стадиям машинного производства. Такой организации в большей степени соответствует бюрократия как наиболее общая форма правления. Ее основными признаками являются: деление управленческих задач на элементы (стадии процесса управления, конкретные мероприятия и функции), регламентация последовательности и выполнения, исполнительская дисциплина и минимизация свободы действий работников аппарата управления. Соблюдение этих требований в совокупности гарантирует возможность осуществления контроля, качественное и своевременное выполнение поставленных задач.
М. Вебер разработал принципы, определяющие подходы к построению организационных структур бюрократического типа:
- четкая иерархия управления и контроль работы исполнителей;
- регламентация работы на основе формальных установок (правил и предписаний);
- разделение труда и специализация работников;
- формализация и стандартизация деятельности на основе норм и нормативов;
- беспристрастность оценки работы с целью исключения субъективизма;
- отбор и оценка персонала по квалификационным требованиям;
- рациональность, т.е. использование наиболее эффективных средств выполнения работы.
Вебером и его последователями были разработаны такие важные принципы управления, как «скалярный» принцип передачи команд и распоряжений, принципы единства распоряжения, исключения рутинных проблем и др. В известной мере эти установки ограничивали власть руководителей над подчиненными, заставляли действовать в рамках установленных правил и процедур. Вебер придавал большое значение разработке прав и обязанностей каждого работника, правил и процедур поведения в любой ситуации. По его мнению, процедуры и правила должны регламентировать все направления деятельности организации и каждого работника в ней, а также порядок принятия конкретных решений, поддерживать стабильность организационных структур независимо от конкретных сотрудников, обеспечивать контроль и оценку процесса управления.
Он считал недопустимыми любые отступления от формально установленных структур, процедур, стандартов и правил, будучи уверенным, что неформальные отношения не могут оказывать положительного влияния на результаты деятельности организации. Однако последующие исследования привели к выводам о значительном воздействии неформальных отношений на эффективность организации.
Бюрократические модели получили широкое внедрение в практику построения организаций в 19030 – 1940-х гг. Неэффективное их использование в дальнейшем привело к созданию громоздких управленческих структур, не отвечающих требованиям гибкости и оперативности управленческих действий. Таким образом, главный вклад М. Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке теории бюрократического построения организации и структуры управления в целом.
Исследования представителей второго поколения классической школы - Дж. Муни, А. Рейли, Л. Урвика и Л. Гьюлика - велись в рамках уже сформировавшейся научной теории. Их усилия были направлены на расширение и детализацию основополагающих принципов, уточнение понятий и методов, расширение практических возможностей применяемого научного инструментария. Результатом этой работы стало появление так называемой синтетической концепции управления, представляющей собой систематизацию и обобщение всех предшествующих концепций менеджмента.
Джеймс Муни (1884-1957), опытный практик и инженер, работал в знаменитой компании General Motors. Вместе с единомышленником Алленом Рейли (1869-1947) они выпустили две книги – «Прогрессирующая индустрия» (1931) и «Принципы организации» (1939).
Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация - это система, построенная на строго формальных принципах. Причем термин «формальные принципы» понимался ими в узко прагматическом ключе - как совокупность неких математических абстракций, применимых к любой ситуации. Будучи инженерами по образованию, они стремились сконструировать модель организации так, как конструируют машину, т.е. на основе логически взаимосвязанных между собой и непротиворечивых принципов. Муни и Рейли дали общее определение понятия организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Они обосновали, что «без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса». Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно, прежде всего, считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников.
Логические законы организации, согласно Муни и Рейли, предполагают неукоснительное соблюдение следующих принципов:
- «скалярная цепь» - иерархия власти;
- функциональный - разделение труда по функциям;
- координация - объединение усилий.
Потенциально каждый принцип содержит в себе все другие принципы, что требует определенных и строго увязанных между собой действий. В такой согласованности и выражается преимущество организации. Кроме того, Муни и Рейли указывали, что принципы формальной организации универсальны, они применимы во всех сферах деятельности. В целом они внесли заметный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента. Их основное достижение заключается в создании причинно-следственной модели организации, характеризующейся систематичностью отношений и точностью логических связей.
Линдал Фаунс Урвик (1891-1983) и Лютер Гьюлик (1892-1993) проявили себя как систематизаторы и популяризаторы классической школы управления. В 1930-1950-х гг. они опубликовали ряд книг, в которых пытались обобщить и систематизировать основополагающие идеи менеджмента, содержащиеся в трудах их предшественников.
Английский исследователь и консультант по вопросам управления, Л. Урвик внес значительный вклад в развитие классической школы управления. Он является автором около 40 работ и многочисленных статей, посвященных вопросам организации управления производством. Наиболее значимые «Значение рационализации» (1927), «Менеджмент завтрашнего дня» (1933), «Элементы администрации» (1934), «Проблемы руководства в двадцатом веке» (1957). В них автор в обобщенном виде представил ряд положений классической концепции. Под его редакцией в 1956 г. вышла «Золотая книга менеджмента», в которой содержится много сведений по истории научного управления в разных странах.
В своей научной и практической деятельности Урвик уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, К ним он относил планирование, организацию, комплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Указанные функции до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.
Урвиком разработаны следующие принципы построения формальной организации:
- соответствие людей структуре;
- создание специального и «генерального» штаба;
- сопоставимость прав и ответственности;
- диапазон контроля;
- специализация;
- определенность.
Данные принципы не потеряли своей актуальности в настоящее время. В частности, предложенный Урвиком термин «диапазон контроля» означает число лиц, которыми может эффективно управлять один руководитель. Эта норма управляемости определялась им в количестве не более пяти-шести человек для руководителя крупного предприятия.
Урвик продолжил разработку принципов управления, в результате чего он интерпретировал систему А. Файоля и вместо 14 предложил 29 принципов, углубив их содержание. Также он проработал вопросы рационального построения организации, резюмировав, что «организационная структура‚ должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект».
Его соратник и сподвижник Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами. Он заявил, что управление является наукой, потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».
Л. Урвик и Л. Гьюлик указывали на необходимость следования принципу соответствия, который гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Кроме того, отмечали, что «в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей». Значение работ Урвика и Гьюлика состоит в том, что они смогли соединить работы Тейлора, Файоля и Вебера, привели в соответствие друг другу различные принципы управления. Хотя они не внесли ничего кардинально нового, благодаря им теория менеджмента стала более систематизированной.
Следующий заметный вклад в развитие менеджмента внес президент автомобилестроительной компании General Motors Альфред Причард Слоун (1875-1966), который так же, как и Г. Форд, вошел в тройку лидеров крупнейших предпринимателей ХХ в. (по данным американского делового журнала Fortune). Свой опыт управления Слоун изложил в книге «Мои годы в General Motors» (1964) и других работах.
А. Слоун сочетал в себе гений организатора с гением новатора. Используя свои личностные и профессиональные достижения, опираясь на научный опыт управления, он создал колоссальную организацию, которая до сих пор занимает одно из первых мест на мировом рынке автомобилестроения. Слоун разработал технологию и принципы управления крупной корпорацией, которая выпускает разнородную продукцию. В отличие от своего главного конкурента Г. Форда он выработал совершенно иную стратегию: выпускать автомобили «для каждого кармана и назначения - от аристократического «кадиллака» до пролетарского «шевроле»». Для ее реализации он разделил корпорацию на самостоятельные оперативные подразделения, деятельность которых строилась на принципах полного хозяйственного расчета. Главным критерием успеха их работы были рентабельность и получение прибыли, поэтому отделения именовались центрами прибыли. При этом процедуры планирования, прогнозирования, финансирования, снабжения, контроля и отчетности были строго централизованы. Благодаря такой организации управления General Motors имела оптимальное сочетание централизации контроля и самостоятельности отделений. Стратегия сочетания преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции с учетом различных социальных категорий покупателей принесла свои результаты. В 1927 г. General Motors захватила ведущие позиции в автомобилестроении, завоевав 43,5% автомобильного рынка США, оставив далеко позади своего главного конкурента Ford Motors.
Созданием «многопредприятиевых» корпораций еще в начале ХХ в. А. Слоун блестяще продемонстрировал, что в современной рыночной экономике без больших организаций и планирования не обойтись. Таким образом, «синтетический» подход позволил систематизировать и обобщить все предшествующие концепции менеджмента. Благодаря усилиям его представителей классическая теория управления приобрела целостность и единство. Последователи административной модели не игнорировали роль и значение человеческого фактора, но и не сделали ее предметом непосредственного изучения. Они рассматривали человека в круге интересов, целей и задач организации как собственности предпринимателя.
В целом главный вклад представителей классической парадигмы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией, выделив управление как особый вид деятельности.