Административная или классическая школа (1920-1950 г. г.)

Лекция №2

Развитие теории и практики менеджмента

(Лз-2 ч., пр. -4, сам. из.-2ч)

План:

1. Подходы на основе выделения различных школ

2. Процессный подход

3. Системный и ситуационный подходы

1.

Подходы на основе выделения различных школ

I. Подход с позиции выделения различных школ, который заключает в себя фактически 4 разных подхода:

1. Школа научного управления;

2. Административная или классическая школа;

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;

4. Школа науки управления или математическая школа управления.

II. Процессный подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (основными функциями менеджмента являются: организация, мотивация, планирование, контроль).

III. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.

IV. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

1. Школа научного управления (1885-1920 г. г.) Представители этой школы: Генри Гантт, Френк и Лилия Гилберт, Ф. Тейлор) Вклад этой школы:

-Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (используя наблюдения, замеры, логику и анализ, они решили, что можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения);

-Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучением;

-Обеспечение работников ресурсами, которые необходимы для выполнения их задач;

-Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

Административная или классическая школа (1920-1950 г. г.)

Её представители: Макс Вебер, Генри Фору, Линдалла Урвик, Алексей Гастев, Платон Корженцев. Вклад этой школы:

1. Развитие принципов управления

В 1911 году Эмерсон в своем труде “12 принципов производительности” рассматривает и формирует принципы управления предприятиями, обосновывает их примерами не только промышленных организаций.

Принципы управления, сформулированными Эмерсоном, являются:

1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремится каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.

2. Здравый смысл т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.

3. Компетентная консультация т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанными с производством и управлением.

4. Дисциплина – все члены коллектива должны подчиняться уставленным правилам и распорядку. 5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.
7. Диспетчирование, обеспечивающие четкое, оперативное управление деятельностью коллектива. 8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.

9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий, себестоимости, при котором достигаются лучшие результаты.

10. Нормирование операций, предлагающие установление времени и последовательности выполнения каждой операции.

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.

12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

3. Школа человеческих отношений (1930 -1950) и школа поведенческих наук (1950 - по настоящее время). Представители: Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет (1930 - 1950) Крис Аджирис, Ренсис Лайкерт, Мак Грегор, Фредерик Герцберг (1950 - по настоящее время)
Школа человеческих отношений

Исследователи этой школы полагали , что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда.

Школа поведенческих наук

Основной постулат этой школы в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

4. Школа науки управления или математическая школа (1950 - по настоящее время) Представители: Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер Вклад этой школы:

углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению математических моделей;

развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решение в сложных ситуациях.

Процессный подход

Управление – процесс, серии непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций.

Полагают, что процесс управления состоит из функций планирования,организации, контроля,мотивации. Эти четыре первичных функций объединены связующими процессамикоммуникации и принятия решения.

Планирование, его сущность состоит в том, что руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц.

Организация. Этот процесс осуществляется на основе принятых решений о начале деятельности. Он охватывает вопросы организационной структуры, кадровые, распределения полномочий и ответственности, определение деловых партнеров и производственных связей, проведения необходимых деловых переговоров, приема делегаций, организации рекламы и т. д.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Достаточным стимулом к труду является высокая заработная плата, премии, моральное поощрение, духовный комфорт, удовлетворение трудовым процессом и его результатами.

Контроль. Это функция позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.

Коммуникация - это обмен информацией между людьми. Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

Системный подход

Системный подход - способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами.

Люди – компоненты организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они назначаются социотехническими системами.

Все организации являются открытыми системами, потому что открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Системы состоят из подсистем (отделы), подсистемы, в свою очередь, состоят из более мелких подсистем. Т. к. все подсистемы взаимосвязанны, то неправильное функционирование любой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Организации – это сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, которые получают ресурсы из внешней среды, обрабатывают и выдают товары и услуги во внешнюю среду.

До этого каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации.
Они не могли правильно определить все основные компоненты организации, также ни одна из школ не задумывалась над воздействием среды на организацию.

4.

Ситуационный подход

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Ситуационный подход подчеркивает значимость “ситуационного мышления”. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ведущие ученые и руководители считают, что “лучшего способа” управления не существует.

Наши рекомендации