Общая модель функциональной стратегии может быть представлена следующим образом.

1. Результаты реализации предыдущей функциональной стратегии.

2. Оценка состояния внешней среды и ее влияние на функциональную стратегию.

3. Оценка состояния внутренней среды и ее влияние на функциональную стратегию.

4. Принципы разработки функциональной стратегии.

5. Стратегические цели и ключевые показатели результативности и эффективности функциональной стратегии.

6. Стратегические задачи функциональной стратегии.

7. Основные направления деятельности (приоритетные направления деятельности) по решению стратегических задач и достижению стратегических целей функциональной стратегии.

8. Финансовое и иное ресурсное обеспечение основных направлений деятельности по реализации функциональной стратегии.

9. Развитие системы управления данной функциональной областью деятельности.

10. Развитие системы управления рисками в данной функциональной области деятельности.

11. Совершенствование системы бизнес-процессов в данной функциональной области деятельности.

12. Организационное развитие в данной функциональной области деятельности.

13. Особенности и приоритеты совершенствования системы управления персоналом в данной функциональной области деятельности.

14. Особенности и приоритеты развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий в данной функциональной области деятельности.

15. Основные методы и средства реализации функциональной стратегии.

16. Ожидаемые результаты реализации функциональной стратегии.

Безусловно, выше представлена самая общая модель функциональной стратегии без учета специфики конкретных функциональных областей деятельности.

После разработки, согласования и утверждения функциональной стратегии формируют «дорожную карту» - план реализации, с указанием ответственных за реализацию проектов и мероприятий, исполнителей и соисполнителей, сроков, целей, достигаемых в результате реализации проектов и мероприятий, целевых показателей (КПЭ) и их связи с целевыми стратегическими КПЗ компании, а также с указанием необходимых финансовых ресурсов.

Модели ряда функциональных стратегий более детально рассмотрены во второй части данного учебника.

Тема МИССИЯ, ЦЕННОСТИ, ВИДЕНИЕ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР КОМПАНИИ

Определение миссии и ценностей компании

Миссия - утверждение, определяющее смысл существования организации, ее предназначение, систему ценностей, принципы работы, уникальность, подразумевающее постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Универсального правила для формулирования миссии, подходящего для любой компании, не существует.

Вмиссии должны быть сформулированы следующие положения:

1) покупатели. Указывается, кто является покупателями компании;

2) продукция или услуги. Описание основных видов продукции и услуг компании;

3) рынки. Формулируется сфера конкуренции компании;

4) технология. Сообщается о том, является ли технология предметом внимания компании;

5) формулирование широких экономических задач компании;

6) философия. Подтвержденяе основных убеждений, этических ценностей и философских приоритетов компании;

7) самооценка. Формулирование недостатков компании и ее конкурентных преимуществ;

8) забота об имидже. Формулирование того, как компания хотела бы выглядеть в глазах общественности;

9) отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.

Содержание миссии организации. Для того чтобы выражать смысл существования компании, содержание ее миссии должно соответствовать определенным требованиям.

1. Формулировка миссии должна быть краткой, простой, достаточно конкретной, но в то же время не должна ставить жестких ограничений для ее деятельности, кроме того, она не подразумевает определения временного интервала ее реализации.

2. В миссии должны учитываться интересы основных стейкхолдеров: собственников, сотрудников компании, клиентов, бизнес-партнеров, органов власти и местного сообщества. При этом степень влияния каждой из заинтересованных групп на формирование миссии зависит от отраслевой специфики компании, масштабов деятельности, месторасположения и ряда других факторов. Наиболее устойчивое и значительное влияние, как правило, оказывают собственники, сотрудники, покупатели поэтому в содержании миссии организации должны отражаться в сочетании друг с другом интересы прежде всего этих трех групп.

Понятие ценности компании

Корпоративные ценности - это принятые и разделяемые всеми или почти всеми сотрудниками компании правила, принципы и убеждения, которые определяют взаимоотношение сотрудников между собой и с клиентами, партнерами и другими представителями внешней среды.

Ценности неразрывно связаны с корпоративной культурой.

Корпоративная культура — это уникальная совокупность формальных и неформальных правил, норм поведения, установок и ценностей, определяющих отношения персонала с клиентами, руководством, самой компанией и ее конкурентами.

В компаниях корпоративную культуру отражают во внутреннем нормативном документе в форме кодекса корпоративной (деловой) этики, или кодекса корпоративного (делового) поведения.

Корпоративные ценности обеспечивают реализацию стратегии компании.

При формировании корпоративных ценностей следует проводить работы в следующей последовательности:

· диагностика текущих корпоративных ценностей;

· анализ видения, миссии, стратегических целей и ключевых компетенций компании;

· создание расширенного списка возможных корпоративных ценностей исходя из видения, миссии, стратегических целей и ключевых компетенции компании;

· привлечение персонала с разных уровней управления для работы со списком возможных ценностей;

· проведение стратегической сессии для формирования окончательного списка корпоративных ценностей;

· перевод каждой корпоративной ценности на уровень поведения (например: что конкретно надо делать, чтобы быть клиентоориентированным; какие действия надо осуществлять, чтобы проявлять проактивность в своей работе?);

· утверждение финального списка корпоративных ценностей, декомпозированных на уровень поведения;

· вовлечение персонала компании в осознание, принятие и следование корпоративным ценностям организации.

Таким образом, принятие ценностей компании, осознанное отношение к ее миссии ведет к удовлетворенности условиями труда и самой работой, соблюдению принятых в организации правил, норм и требований высшего руководства, а следовательно, поведению, направленному на повышение своей результативности и эффективности в интересах развития организации. В компаниях, уделяющих внимание культивированию единых для всех базовых принципов взаимодействия, каждый сотрудник отвечает за меру своего личного вклада, реализацию миссии и стратегического видения компании. В отличие от стратегии ценности компании остаются неизменными длительное время. Ситуация, когда компания отказывается от организационных ценностей, чаще всего означает отказ от своей миссии, ведущий к исчезновению или полной трансформации организации.

.

Наши рекомендации