Стратегия всеобщего менеджмента качества
Данный вид стратегии — стратегия развития компании на основе выдвижения качества продукции и услуг в качестве главной цели и приоритетного критерия оценки эффективности развития.
Каждое нововведение оценивается, прежде всего, с точки зрения его влияния на рост качества продукции и услуг.
Под всеобщим управлением качеством (TotalQualityManagement, TQM) понимают общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. Термин TQM появился в 1960-е гг. для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных областях деятельности — производстве, закупках, сбыте, организации работы и др. В современном понимании TQM рассматривают как философию управления организацией. TotalQualityManagement — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование качества продукции, качества организации процессов и уровня квалификации персонала позволяет достичь более быстрого и эффективного развития компании.
Стратегия репозиционирования
Данный вид стратегии основывается на изменении позиции продукта в сознании потребителей за счет рекламы, изменения его некоторых свойств, цены.
В результате продукт перемещается из одного сегмента в другой. Эта стратегия отражает принцип перехода на более высокие позиции в новом сегменте. Если продукт не может добиться лидерства в своем сегменте, он может стать одним из лидирующих в новых сегментах.
Известны четыре метода репозиционирования: выделение новых областей применения, придание нового функционального имиджа, переход в новую товарную категорию, акцент на новых свойствах продукта.
Стратегия кастомизации
Данный вид стратегии предусматривает увеличение ценности продукта за счет привязки его к индивидуальным потребностям и характеристикам потребителей. Кастомизация имеет разные формы. Так, она может осуществляться в виде привлечения потребителей к участию в производстве продукта или услуги, путем индивидуального подбора компонентов товара или услуги, привлечения к дизайну конечного продукта.
Весьма перспективной является стратегия массовой кастомизации, т.е. изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами и принадлежностями. Сущность стратегии массовой кастомизации сводится к совмещению элементов массового производства и производства на заказ.
Стратегия реинжиниринга
Данный вид стратегии предусматривает полное перепроектирование существующего бизнеса. Ревизии и сомнению подвергаются все продукты и услуги, бизнес-процессы, системы управления. Главная цель -создать новые более результативные и эффективные производство, сбыт и систему управления. Стратегия реинжиниринга предполагает не частичное улучшение продуктов и услуг, бизнес-процессов, систем управления, а радикальное их изменение.
Стратегию реинжиниринга связывают, прежде всего, с переосмыслением бизнес-процессов с целью повышения конкурентных преимуществ, резкого улучшения таких показателей, как качество и цена продуктов и услуг, оперативность их предоставления, уменьшение издержек, повышение производительности труда.
Стратегия реструктуризации
Данный вид стратегии - изменение внутренней структуры компании, прежде всего, за счет освобождения от малорентабельных и непрофильных производств, устранения избыточных звеньев в управлении. В результате реструктуризации, как правило, сокращается численность работников на 20—40%, часто приходят новые собственники и менеджеры, создастся новая структура компании, более простая, экономичная и производительная.
Практика показывает, что цели реструктуризации конкретной компании могут быть различными. Выделяют две разновидности изменения структуры: стратегическую и спекулятивную реструктуризацию.
Стратегическая реструктуризация направлена на приведение структуры в соответствие со стратегией развития, с ее миссией, стратегическими целями, задачами и приоритетными направлениями деятельности.
Спекулятивная реструктуризация направлена на решение краткосрочных задач, среди которых: отказ от централизованного управления; уход от долгов материнской компании; создание условий для сокращения численности персонала; создание «атмосферы преобразований» для осуществления тех или иных последующих спорных или «непопулярных» мер идр.1