Инновации в сфере внеорганизационного обучения
Инновационные подходы в сфере обучения, напрямую не связанной с деятельностью организации (например, обучение в вузах, колледжах, различных обучающих центрах и т. п.), бази-руются в основном на выборе соответствующих методологиче-ских моделей обучения. В настоящее время имеются две основ-ные методологические модели обучения — адаптивная и генера-тивная.
Адаптивная модель обучения— это технология обуче-ния, основанная на системной и пролонгированной передаче ин-формации. При обучении по этой технологии основными функ-циями педагога являются передача адаптированных знаний (в том числе и в предписывающей форме), контроль усвояемости знаний и дополнительный инструктаж в сфере усвоения особо сложных знаний.
Генеративная (андрагогическая) модель обучения— это технология обучения, построенная на принципах «открыто-го» или исследовательского обучения, с равным коммуникатив-ным статусом педагога и обучающегося, с учетом личностного и профессионального статуса обучающегося.
При этом главное условие успешности обучения такого рода заключается в поощрении исследовательской активности обучающегося и создании соответствующих условий для обу-чения. Адаптивная модель обучения в целом характеризует пе-
дагогическую направленность в обучении, генеративная — ан-драгогическую. Таким образом, классическая педагогическая школа связана с обучением в основном подрастающего поколения, а андрагогические подходы, напротив, направлены на обучение взрослых. Андрагогическая модель нам наиболее интересна, так как именно она содержит основные значимые инновации во внеорганизационном обучении специалистов. При этом следует учитывать, что одной из основных причин неэффективного обучения взрослых является именно применение иерархической модели обучения.
В этой связи переход к генеративной модели и как следствие — к андрагогическим принципам в обучении можно рассматривать как инновационный процесс, а конечное внедрение данных технологий — как серьезнейшую инновацию в сфере внеорганизационного обучения.
Андрагогическая модель обучения, только в последние
годы получившая признание в нашей стране, имеет, по мень
шей мере, 40-летнюю историю разработки. Так, например, еще
в 50-х годах ХХ в. в США вышла небольшая по объему, но
очень информативная по содержанию книга Элтона Снайдера
«Обучение взрослых»50. В разработке андрагогических техно
логий участвовали также ряд известных американских ученых,
таких, как Гари Дикенсон, Дэвид Минтон, Алан Роджерс51.
(3) [Инновационный менеджмент, организационно-управ-
ленческие инновации, инновации в сфере обучения персонала, инновации в сфере внеорганизационного обучения.]
Работы А. Роджерса, связанные с андрагогическими принципами в обучении, наиболее интересны. Особенную известность приобрел ряд андрагогических постулатов
50 Snyder A. G. Teaching adults.— Philadelphia: Judson Press, 1959.— 96 p.
51 Rogers A. Teaching adults. 2nd ed.— Buckingham [England]; Philadelphia:
Open University Press, 1996.— 249 p.; Dickinson G. Teaching adults: a handbook
for instructors.— Toronto: New Press, 1973.— 108 p.; Minton D. Teaching adults:
an approach to competence and effectiveness.— Buckingham [England]:
Macmillan Education, 1991.— 288 p.
А. Роджерса52, в частности, он выделял 7 характеристик обу-чающихся взрослых53, которые мы здесь приводим:
1. Андрагогические принципы универсальны. По мне-нию А. Роджерса, все обучающиеся (независимо от возраста) являются по своей сути взрослыми и любые программы обуче-ния должны учитывать процесс взросления и самовыражения каждого учащегося. Все участники процесса обучения должны проявлять взрослость во взаимоотношениях.
2. Взрослые находятся в непрерывном процессе разви-тия, они не перестают развиваться в течение всей своей жизни, при этом все люди активно вовлечены в динамичный процесс происходящих вокруг них изменений. Эффективное обучение должно согласовываться с этим процессом.
3. Вектор обучения должен совпадать с вектором лич-ностных ценностей человека. Чтобы быть эффективным, обу-чение должно быть построено именно на тех ценностях, кото-рые вносят взрослые в свое обучение.
4. Андрагогическое обучение подразумевает и включает в себя признание целей и мотивации обучающихся, какими бы они не были. А. Роджерс считал, что все эти факторы лежат в основе решения каждого учащегося учиться, при этом смысл и значение их обучения обусловливаются этими намерениями.
5. Учет ожиданий обучающихся. Эффективное обучение обязано учитывать изначальные ожидания людей не только с точки зрения процесса обучения, но и с точки зрения представ-лений о своих пределах и возможностях в обучении.
6. Учет «социального следа» в обучении. Какова бы не была причина обучения, все взрослые приходят обучаться из конкретной социальной среды, при этом они предъявляют к обу-чению требования, которые обусловлены социальными взаимо-отношениями и стереотипами (например, взаимоотношениями с родными, друзьями, соседями, коллегами по работе).
52 Постулаты А. Роджерса в профессиональном обиходе получили название
«система 7-4» (7 характеристик обучающихся взрослых и 4 особенности обу-
чения взрослых).
53 Rogers A. Указ. соч.
7. Учет личностных обучающих стереотипов. Взрослые ученики уже имеют собственные стереотипные модели (стили) обучения, сформировавшиеся в процессе личностного развития. Эффективный процесс обучения должен строиться с учетом предпочитаемых стиля или модели обучения.
Говоря об особенностях андрагогического обучения, А. Роджерс выделял несколько наиболее важных, в частности, он указывал на эпизодичность андрагогического обучения, ко-торое проходит в виде коротких интенсивных периодов, по-глощающих все внимание и заканчивающихся как только цель достигнута. Кроме того, при обучении взрослых важнейшее значение имеет построение курса, сконцентрированного на конкретных целях, задачах, проблемах. Необходимо учитывать стилевую стереотипизацию учебной деятельности взрослых, а также меньший интерес к теоретическим основам и больший — к приобретению практических навыков и умений54. Реализацию особенностей андрагогического обучения, с точки зрения при-менения конкретных педагогических техник, вы можете видеть в табл. 4.
Таблица 4
Применение андрагогических техник, ывающих особенности обучения взрослых55
№ п/п | Особенности андрагогического обучения | Практические навыки (техники) преподавателя, учитывающие особенности андрагогического обучения |
Эпизодичность | Создавать модульные технологии обу-чения (модули должны быть неболь-шими по размеру) Эмоционально насыщать учебный ма-териал, чтобы поддержать период ак-тивного слушанья |
Rogers A. Указ. соч.
Адаптировано автором по: Rogers A. Указ. соч.— 1996.— P. 96–97.
Продолжение табл. 4
№ п/п | Особенности андраго-гического обучения | Практические навыки (техники) препода- вателя, учитывающие особенности андра- гогического обучения | |
Концентрация на кон-кретных проблемах, целях и задачах | Учитывать мотивационные факторы в обу-чении. Обучать с учетом намерений и целей обу-чающегося относительно текущего курса. Отступать по мере необходимости от по-следовательности в изложении материала, если это совпадает с мотивационной на-правленностью, целями и задачами обу-чающихся (например, можно начинать курс с наиболее интересного для обучаю-щихся материала) | ||
Основные стилевые стереотипы в обуче-нии взрослых: | Стиль, основанный на аналогии (на использовании имеющегося опыта и знаний) | Проводить монито-ринг текущего опы-та у обучающихся в контексте изучаемо-го курса. Связывать новый материал с имею-щимся у обучаемых опытом | |
Наличие у обу-чающихся стерео-типных моделей и образов | Идти от простого к сложному. Отделять значимую информацию от малозначимой | ||
Стереотип, сло-жившийся в рамках стиля, основанного на эмпирической проверке доказа-тельств (метод проб и ошибок) | Проводить исследо-вательское, активное обучение. Проводить практи-ческие занятия, кейс-технологии. Поощрение, осно-ванное на обратной связи | ||
Стереотип плохой памяти | Обучать, основыва-ясь на понимании, а не на заучивании. Использовать совре-менные демонстра-ционные технологии |
Окончание табл. 4
№ п/п | Особенности андраго-гического обучения | Практические навыки (техники) препода- вателя, учитывающие особенности андра- гогического обучения |
Отсутствие интереса к теоретическим аспек-там обучения | Использовать дедуктивные формы обуче-ния. Поощрять интересы к теоретическим ас-пектам курса |
При этом основная задача андрагогического обучения за-ключается в содействии наиболее полному погружению обучае-мых в образовательную среду, формированию навыков само-стоятельного познания и обеспечению интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций.
Важное значение для практической реализации техник ан-драгогического обучения имеют уровни активизации познава-тельной деятельности обучаемых. Выделяют следующие уровни познавательной активности:
1. Репродуктивный. Активизируется в основном операци-онная сфера обучения, она же и находится в зоне наибольших изменений. Преобладают объяснительно-иллюстративные мето-ды преподавания. Используется стандартный набор дидактиче-ских средств, в основном решается образовательная задача обу-чения.
2. Интерпретирующий. Деятельность преподавания связа-на с управлением информационно-поисковой активностью обу-чаемых. Активизируется и подлежит изменению операционная и мотивационная сфера личности обучаемого. Отбор содержания материала отличается разнообразием источников, частично этот материал формируется преподавателем. Широко используются информационно-поисковые методы обучения с опорой на апро-бированные средства преподавания.
3. Творческий. Уровень активизации познавательной дея-тельности связан с управлением исследовательской деятельно-стью обучаемых. Активизируется операционная, мотивационная и эмоциональная сферы личности, они гармонично развиваются. Содержание материала проходит через призму собственного восприятия педагогического процесса, преобладает исследова-тельский метод преподавания.
Важнейшей задачей андрагогических обучающих техноло-гий является формирование интерпретирующего и творческого уровня познавательной активности у обучаемого, что реализует-ся в мотивации к самостоятельному поиску, обработке и воспри-ятию новой информации, ее использованию. Кроме того, внима-ние необходимо сконцентрировать на самостоятельном обуче-нии. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образователь-ным принципом андрагогической технологии.
Задание 5.1.1.Перечислите основные характеристики
«модели андрагогического обучения 7-4» А. Роджерса. Можно
ли, на ваш взгляд, применять данные принципы в условиях рос-
сийской образовательной системы? Обоснуйте ответ.____
В настоящее время в связи с бурным развитием телекоммуникаций появилось значительное количество современных инновационных технологий образования, или MET-технологий (modern education technology).
[^Информационные технологии в обучении.]
Одной из самых широко применяемых MET-технологий является технология открытого обучения (open education).
Открытое обучение— это специальная система обуче-
ния, доступ к которой могут иметь все желающие (без учета их
возрастных характеристик, уровня образования, наличия опреде
ленных специфических знаний); базируется на модульных и дис-
танционных (дистантных) обучающих технологиях._______
В свою очередь, дистанционное обучение(ДО), окончательно сформировавшееся в начале 70-х годов ХХ в. в США, Франции и Англии, явило собой технологию открытого обучения с применением современных обучающих методов, с присутствием определенных особенностей в обучении. Главными особенностями дистанционного обучения (кроме того, что большая его часть осуществляется без непосредственного контакта с преподавателем) является, во-первых, его высокая открытость по сравнению с классическим заочным обучением (учиться по системе ДО может любой желающий, без всяких ограничений), во-
вторых, ДО имеет в своей основе модульную организацию обучения. Обучающие модулисостоят из нескольких дисциплин и изучать их (теоретически) можно в любой временной последовательности (в некоторых организациях, ведущих обучение по дистанционной технологии, выдается удостоверение об окончании каждого модуля, другие ведут балльную оценку модулей). Кроме того, изучение какого-либо модуля не имеет «срока давности», т. е. студент может продолжить дистанционное обучение даже через несколько лет после окончания этого модуля.
[^Некоторые аспекты истории дистанционного и открытого обучения.]
Таким образом, открытое обучение основывается на предоставлении учащимся возможности выбора:
— среды и медиа-средств — печатных, онлайновых, телевизионных или видео;
— места обучения — дома, на рабочем месте, в учебном заведении;
— темпа обучения — с четко заданным или не имеющим четкой структуры;
— механизмов поддержки — помощи тьюторов по требованию, проведения аудиоконференции или обучения с опорой на компьютер;
— сроков начала и завершения56.
Главной задачей при реализации открытого обучения на базе дистанционных технологий является оптимальное распределение учебной нагрузки между различными формами дистанционного обучения. Наиболее наглядно особенности такого взаимодействия можно проследить на примере, предоставленном международным интернетпорталом Commonwealth of learning (табл. 5)
56 Introduction to open & distance learning. Интернет портал Commonwealth of learning. Open and distance learning for development.— 2000 [Электронный ре-сурс] — Режим доступа: http://www.col.org/resources/startupguides/introlearning.htm.
Формы открытого обучения на базе дистанционных технологий57
Таблица 5
Форма обучения | В конкретный отрезок времени | В разное время |
Очное (непо-средственное) обу-чение | Преподавание в аудитории, консуль-тации и семинары при очном общении, прак-тические занятия в форме заочной сессии | Учебные цен-тры, которые уча-щиеся могут посе-щать в свободное время |
Удаленные (дистанционные) формы обучения | Аудио- и видео-конференции; телеви-дение с односторонни-ми видеопередачами; двустороннее исполь-зование аудиозаписей; радио с возможностью получать ответы от учащихся; общение по телефону и консультации | Занятия на дому, конферен-ции с помощью компьютера и ин-тернета, консульта-ционная поддержка по электронной поч-те, общение по факсимильной почте |
Открытое и дистанционное обучение предоставляет также ряд преимуществ как преподавателям, так и учащимся, создавая новые возможности в обучении58:
помогает преодолевать обучающимся трудности, связан-ные географической удаленностью от места учебы.
может помочь решить проблемы, связанные с нехваткой времени для посещения занятий, для следующих групп обучаю-
щихся:
работающих на условиях |
учащихся, одновременно полной или частичной занятости;
людей, ограниченных в своих действиях семейными или общественными обстоятельствами.
57 Адаптировано автором по: Introduction to open & distance learning. 2000
[Электронный ресурс].
58 Адаптировано автором по: Introduction to open & distance learning. 2000
[Электронный ресурс].
Открытое и дистанционное обучение решает также проблему нехватки учебных мест и помогает преодолеть такие проблемы, как:
— низкие показатели набора учащихся на обучение, продолжающиеся в течение длительного времени;
— низкие показатели набора учащихся в одном географическом районе при избыточном числе желающих учиться в других районах.
Открытое и дистанционное обучение позволяет более эффективно использовать малочисленные преподавательские кадры в условиях, когда, например, преподаватели географически сосредоточены в одном месте.
Еще одной активно применяемой сегодня инновационной обучающей технологией является технология ситуационного анализа (или кейс-технология) 59.
[^Применение кейс-технологий в обучении.]
Обучающие технологии ситуационного анализа (ТСА)
представляют собой описание различных реально существую
щих или смоделированных организационных ситуаций или про
блем, диагностику или решение которых необходимо провести в
ходе обучения.______________________________________
При этом у обучающего (кейс-тренера) имеется упорядоченная совокупность эталонных данных о диагностике ситуации, массив знаний и навыков консультантов, анализировавших подобную ситуацию ранее, набор методов и способов решения проблемной кейс-ситуации, а также правила применения решений для дальнейшей успешной практической деятельности.
Как правило, ситуация излагается письменно, затем анализом ситуации занимается обучаемая группа, а не каждый ее
59 В настоящее время существует путаница в применении терминов, основан-ных на базе case study, case technology. В нашей стране под кейс-технологиями также понимаются учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия для дистанционного обучения, созданные с примене-нием поддерживающих электронных средств сопровождения (например, ЭОС — электронная обучающая система), что не согласуется с принятым в большинстве западных стран понятием кейс-технологий как метода ситуаци-онного анализа.
член в отдельности. После анализа ситуации обучаемые выдви-гают свой вариант ее анализа либо вариант решения представ-ленной в ситуации проблемы. В ходе дискуссии и сравнения ответов обучаемых с эталонными ответами, имеющимися в распоряжении кейс-тренера, возникает ситуация формирования у обучаемых знаний, основанных на практике, закрепленных с помощью ситуативного анализа и дающих основу для реализа-ции тех или иных действий в сходных ситуациях, имеющих ме-сто в реальной работе обучаемых.
Необходимо отметить, что среди технологий ситуацион-ного анализа существуют и так называемые открытые техноло-гии (открытые кейсы) (open case study (method)), в которых от-сутствует четко выраженный набор исходных данных, необхо-димых для получения единственно правильного решения, вме-сто этого следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самому выявить проблему и поставить вопросы, тре-бующие разрешения. Таким образом, обеспечивается развитие самостоятельности и инициативности, отрабатывается умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с раз-личными аспектами управления и исследований.
Задание 5.1.2.Проанализируйте, насколько технология дистанционного обучения, в рамках которой вы обучаетесь, соответствует основным принципам дистанционного и от-крытого образования, описанным выше. Обоснуйте ответ, приведите примеры.