Пять общих стратегий конкуренции.
1. Общие подходы к определению стратегии :
Стратегия– это направление развития, которое выбирает организация, учитывая
соотношения между её внутренними силами и слабостями и внешними возможностями и угрозами для того, чтобы достичь поставленных целей.
Стратегия фирмы состоит из действий управленческого персонала по достижению заданных показателей (целей).
Стратегия состоит из двух частей :
Запланированная
стратегия
Реальная стратегия
Адаптивная реакция на
изменения
Хороший разработчик стратегии всегда должен стремиться сыграть на условиях
внешней среды, а не замыкаться на внутренних проблемах.
Стратегия компании динамична : она постоянно обновляется по мере развития компании. Поэтому для менеджера-стратега важно не действовать по плану, а
следить за внешней средой и “ловить момент”.
Стратегии компании – как айсберг : основная часть их скрыта и только небольшая часть доступна для окружающих.
Основными элементами стратегии фирмы являются :
- действия по использованию новых возможностей (выход на зарубежные рынки,
новые технологии, заключение сделок и др.);
- изменение ассортимента продукции, диверсификация продукта;
- защитные меры против действий конкурентов и других внешних угроз;
- усилия по интеграции “вперёд” (покупка каналов сбыта ) и “назад” (покупка каналов снабжения).
Стратегии можно классифицировать по нескольким признакам :
1. поиерархическомупризнакувыделяютстратегии:
- корпоративная
- деловая
- функциональная
- операционная
2. по направлению в выборе конкурентного преймущества (конкурентные
стратегии) :
- лидерство в снижении затрат
- стратегия широкой дифференциации и др.
3.понаправлениюдолгосрочногоразвития(стратегииразвитиябизнеса) :
- концентрация
- интеграция
- диверсификация
- сокращение
4. стратегии конкурентной борьбы в сфере продукта :
- продукт-лидер
- продукт-последователь
2. Стратегическая пирамида:
В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырёх
различных уровнях:
1. Корпоративная стратегия (КС) – стратегия для компании в целом.
2. Деловая стратегия (ДС) – стратегия для каждого вида деятельности компании.
3. Функциональная стратегия (ФС) – для каждого функционального направления определённой сферы деятельности.
4. Операционная стратегия (ОС) – более узкая стратегия для основных
структурных единиц.
Если компания одноотраслевая, то в пирамиде будет 3 уровня (уровни 1 и 2
совпадут).
КС
ДС
ФС
ОС
Уровень стратегии | Ответственные лица | Мероприятия |
КС | Совет директоров или орган, ему аналогичный | Управление высокопродуктивным портфелем структурных подразделений (покупка и продажа других фирм и собственных подразделений); достижение синергизма среди структурных подразделений; установление инвестиционных приоритетов. |
ДС | Совет директоров или руководители подразделений | Усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преймуществ; формирование механизма быстрого реагирования на изменения; объединение действий основных фнкциональных подразлелений. |
ФС | Руководители среднего звена | Контроль за достижением целй подразделения; обзор предложений менеджеров на местах. |
ОС | Руководители на местах | Решение узкоспециальных вопросов и проблем |
3. Пять общих стратегий конкуренции:
Стратегии конкуренциииспользуются для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления позиций компании на рынке. Они предусматривают различные действия : наступательные и оборонительные, долгосрочные и мгновенную реакцию на изменения ситуации.
Конкурентная стратегия близка по своей сути к деловой стратегии (из пирамиды),
но является более узкой по масштабу : она затрагивает только вопросы конкурентной борьбы и не касается вопросов развития бизнеса.
При классификации конкурентных стратегий рассматривают два параметра : 1)
целевой рынок и 2) тип конкурентного преймущества.
В соответствии с этими параметрами различают пять типов стратегии конкуренции:
Стратегия “Лидерство по издержкам” (1).Она предусматривает снижение издержек производства, что привлекает большое количество покупателей. Эта
стратегия опирается на “эффект масштаба” : при удвоении совокупно-накопленного
объёма производства издержки снижаются на 30%.
Издержки,I
I1
I2
V1 V2 Объём производства, V
Кривая накопленного опыта.
Стратегия широкой диферениации (2).Она направлена на придание товарам компании специфическихчерт (параметров), которые отличали бы их от товаров- конкурентов. Это способствует привлечению большего количества покупателей. Стратегия оптимальных издержек (3).Она сочетает низкие издержки с широкой диференциацией продкции.
Стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках (4).Данная
стратегия ориентирует фирму на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счёт более низких издержек.
Стратегия рыночной ниши, основанная на диференциации продукции (5).Она
ставит целью обеспечить узкий сегмент покупателей продукцией, полностью соответствующей их вкусам.
Все эти стратегии можно представить в виде следующей схемы :
Тип конкурентного преймущества | |||||
Низкие издержки | Диференциац ия | ||||
Целевой рынок | широкий | ||||
узкий | |||||