Сущность стратегического управления.
Эволюция стратегического мышления.
Конкурентные преимущества.
Особенности стратегического управления.
Содержание и структура стратегического управления.
1. Сущность стратегического управления :
Понятие «стратегическое управление» сегодня довольно распространенное и широко употребляется в сфере экономики. Сам термин «стратегия» был заимствован из военной лексики. «Стратегами», например, называли в Др.Греции военачальников, полководцев. Со временем понятие «стратегия» пришло и в экономику.
Долгое время под стратегией в экономике понимали управление ресурсами.
Предприятия стремились с максимальной отдачей использовать имеющиеся в наличии ресурсы, материалы, оборудование и т.п., произвести побольше товаров и предложить их потребителям на рынке. Так продолжалось до 30-х гг. 20 века, т.е. пока не начались проблемы со сбытом готовой продукции. После «великой депрессии» положение, как известно, сильно изменилось. Сегодня существует много определений стратегии. Приведем следующие из них :
1) Стратегия– это процесс формулирования долгосрочных целей и намерений предприятия, выбор надлежащих направлений деятельности, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения целей.
2) Стратегия– это искусство руководства, общий план ведения работы.
Сам термин «стратегическое управление» был введен в лексику в 60 – 70 гг. с целью подчеркнуть разницу между управлением на высшем и низшем уровнях (т.е. стратегическим и тактическим управлением).
Сегодня различают три уровня управления организацией, каждыц из которых требует менеджеров соответствующей подготовки :
МЕНЕДЖМЕНТ III ВШУБ РАЗДЕЛ 1
Качества руководителя идеи, -- стратегический уровень
интуиция,
творческий подход
количественные подходы, -- тактический уровень
алгоритмизация, анализ, опыт
умение решать проблемы, вовлеченность оперативный уровень
Стратегическое упраление появилось, когда организации столкнулись с серьезной проблемой : сбыт продукции. Сегодня необходимо уловить ожидания потребителей, научить их покупать продукцию фирмы.
В современных условиях внешнее окружение предприятия нестабильно и динамично. Поэтому руководителям необходимо искать новые способы и методы
решения проблем (интуиция, творч. подход).
Стратегическоеуправление– это такое управление организацией, которая ориентирует ее (организации) деятельность на запросы потребителей, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая своих
целей.
Нестратегическое управление базируется, исходит из того, что окружение предприятия не будет меняться и планы надо стороить опираясь на фактические данные. Например : завтра производим то, что пользовалось спросом вчера и сегодня. Применяя стратегическое упраление, мы скажем так : завтра будем производить новый товар.
2.Эволюция стратегического мышления :
Развитие стратегического мышления шло параллельно с эволюцией на предприятиях и во внешнем окружении. С изменением условий функционирования предприятий менялось и управление. Этот процесс носит непрерывный характер и можно выделить следующие фазы в развитии стратегического управления :
·краткосрочное планирование
·долгосрочное планирование
·стратегическое планирование
·стратегическое управление
1990….. | |||
краткосрочное планирование | долгосрочное планирование | стратегическое планирование | стратегическое управление |
финансовое планирование; расчет затрат; краткосрочные бюджеты | многолетние планы; анализ отклонений; экстраполяция результатов; бюджетный контроль | определение целей; исследование конкурентов; динамика явлений; анализ вариантов | Миссия фирмы; анализ рисков; мотивация персонала; культура и имидж фирмы; поиск новых возможностей развития |
Таким образом, стратегическое управление не есть стратегическое планирование.
3. Конкурентные преимущества :
Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Для этого ей должны быть присущи определенные качества, позволяющие справляться со своими задачами. Такие качества называют конкурентнымипреимуществами.
Конкурентные преимущества можно разделить на две составляющие :
1) Продукт (преимущества по продукту : цена, качество, отличительные особенности товара и т.д.);
2) Степень монополизации рынка или положение фирмы на рынке (конкуренция,
монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
При рассмотрении вопроса о создании и удержании конкурентных преимуществ уделяют внимание трем субъектам :
1) Наша фирма
2) Покупатель
3) Конкуренты
Т.е. необходимо знать : что нужно покупателям, каковы возможности нашей фирмы, кто наши конкуренты. Изучив эти факторы становится ясно, какими конкурентными преимуществами обладает наша фирма.
4. Особенности стратегического управления :
Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений в его использовании. Основные из них – это :
· Стратегическое управление не дает точной картины будущего; оно позволяет лишь определить : выживет ли организация в конкурентной борьбе или нет при данных условиях.
· Стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур;
у него нет теории, это скорее философия и идеология бизнеса (некоторые говорят, что это искусство).
· Чтобы начать процесс стратегического управления в организации необходимы огромные затраты времени, ресурсов и человеческих сил.
· В условиях стратегического управления резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения (на уровне стратегического управления надо просто угадать, что будет в будущем и на основании этого
строить свои финансовую политику, производство и т.д.).
· Стратегическое управление гораздо шире, чем просто стратегическое планирование (план – лишь малая часть стратегического управления).
5. Содержание и структура стратегического управления :
Схематично процесс стратегического управления можно представить так (см. ниже):
Анализвнутреннейивнешнейсреды– т.е. тут важен системный подход в управлении организацией. Окружение сильно влияет на предприятие. Окружение организации состоит из:
- внешнего окружения ( оно складывается из макроокружения и непосредственного окружения )
- внутренней среды.
Предприятие испытывает влияние макроокружения, но не может само повлиять на него (это политика государства, экономическое состояние страны и т.д.).
Непосредственное окружение фирмы составляют поставщики и покупатели. Они
тоже влияют на фирму, но иона тоже может на них повлиять.
Внутренняя среда – это кадры, маркетинг, различные параметры фирмы и т.д.
фмрма активно влияет и определяет её.
Анлизируя окружение фмрмы, мы получаем представление о ССВУ( т.е. Сильных
и Слабых сторонах фирмы, а также о её Возможностях и Угрозах; это – SWOT-
анализ).
АНАЛИЗ
ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
ССВУ
АНАЛИЗ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Миссия
Цели
Альтернативные
стратегии
Выбор
Реализация
Контроль
Миссияфирмы– это ключевое направление, в котором движется фирма, её
целевая ориентация. Она не может быть выражена количественно, каками-либо рамками. Это идеал, полная реализация которого практически невозможна. Не следует путать миссию и цели.
Цели –это уже нечто конкретное, что достижимо и имеет количественные рамки
(хотя и не всегда). Напр.: наша цель – завоевать 30% рынка стиральных машин к концу 2003-го года.
Цели могут быть количественными и качественными, финансовыми и нефинансовыми и т.д.
Альтернативныестратегии– это пути достижения целей. Их обычно существует
много, но из всех стратегий с помощью разных методов выбирается лучшая и происходит её реализация. Выбор стратегии происходит с учётом SWOT-анализа.
Реализациястратегии– главное внимание на этом этапе уделяется управлению
персоналом (мотивация, создание благоприятного морально-психологического климата и т.д.).
Контроль– это поиск и устранение отклонений.
Вся последовательность этих действий является логической, но не временной.
Так, контроль может осуществляться постоянно и т.д.