Особенности организации управления в американских
И западноевропейских фирмах
Система управления в американских фирмах жестко организована. Это машинно-конвейерная, электронно-формализованная система управления, пригодная для любой капиталистической фирмы.
Структура управления зависит от различных факторов. С одной стороны, это рост масштабов производства, усложнение выпускаемой продукции, территориальная разобщенность, а с другой — исторические особенности формирования конкретных фирм. Она определяется сочетанием этих факторов. В структурах можно выделить общие черты, присущие структурам управления любой капиталистической фирмы. Но на них оказывают влияние и специфические особенности.
Большинство американских фирм носит на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях их развития. Это в первую очередь определяет характер взаимоотношений между внутрифирменными подразделениями.
В западноевропейских компаниях, так же как и в американских, управление основано на принципах децентрализации. Однако под влиянием научно-технического прогресса они охвачены процессом концентрации и централизации.
В последние десятилетия западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления с использованием американского опыта. Они отошли от узкой специализации производства. В рамках компаний создаются производственные отделения или группы подразделений по различным сферам деятельности. Однако в западноевропейских фирмах все же сохраняются свои особенности, главным образом связанные с их историческими условиями развития.
Ранним американским фирмам была присуща трестовская организация, поэтому и сейчас в таких известных компаниях, как «Дженерал моторе», «Крейслер», «Форд мотор», предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители таких предприятий полностью находятся в зависимости от руководителей производственных отделений. В функции производственного отделения входят распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за выполнением таких общих функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.
Производственные отделения в компаниях западноевропейских стран играют большую роль. В децентрализованной форме управления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. Дочерние компании выступают одновременно центрами прибыли и центрами ответственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры они ведут научные исследования, находят потребителей продукции, осуществляют ее производство и сбыт, используя при этом экономические методы управления. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность закрепленных за ними дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, финансам.
Между отдельными компаниями устанавливаются производственные связи, и тогда западноевропейские концерны (германские, французские, шведские) называются «промышленными группами».
В составе большинства германских концернов имеется большое количество юридически независимых дочерних компаний. Они облагают большой оперативной самостоятельностью. Территориальная разобщенность и узкая специализация этих компаний обусловливают координацию деятельности через централизованное управление. Благодаря ему, обеспечивается единство производственных целей.
Каждая американская и западноевропейская компания имеет свои особенности в организационной структуре.
Американский менеджмент в 80-е гг. претерпел изменения, которые вызвали структурную перестройку и перераспределение полномочий при принятии управленческих решений. Все крупные компании на первый план ставят стратегическое планирование, которое является следствием разработки долгосрочных целей. В современных рыночных отношениях требуются разработка и внедрение принципиально новой продукции. Она должна не только отвечать потребностям рынка, но и быть приспособленной к законодательству в области регулирования цен, контроля за инвестициями, охраны окружающей среды, энергосбережения. Это изменило хозяйственную политику американских компаний. Усиление процессов поглощения и слияния приводит к систематической перестройке организационных структур.
Имеет свои особенности и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании.
Стратегическое планирование в американских фирмах сосредоточено на разработке конкурентных сегментов рынка, которые носят название стратегических центров хозяйствования (СЦХ). На первых этапах фирма исследует рынок с точки зрения нормы прибыли в перспективе и вне связи со своей текущей деятельностью. На втором этапе определяется конкурентоспособность фирмы.
Главной заботой СЦХ является определение соотношения между старой и новой технологией и его влияние на конкурентоспособность продукции. Изучению подвергаются также однотипность и взаимозаменяемость продукции, обеспеченность ресурсами для ее разработки, производства и реализации, наличие сопоставимых по профилю и потенциалу конкурентов.
Управляющие СЦХ имеют право для выполнения стратегических планов мобилизовать ресурсы входящих в них производственных отделений, но несут ответственность как за их разработку, так и выполнение. Раньше американские корпорации составляли стратегические планы с учетом тенденций прошлого периода. В настоящее время этот процесс моделируется с помощью методов математического программирования.
Некоторые отличия от американского и западноевропейского управления в целом имеет управление фирмами в Финляндии. Здесь цели имеют количественные показатели. Стратегия на достижение конечных целей носит название «управление по результатам». Особенностью этого управления является то, что в определении целей наравне с высшим руководством участвуют исполнители и рабочие. Подчиненные сами выбирают пути и методы их достижения.
Ключевыми результатами могут быть:
· функциональная организация, производительность труда;
· уровень обслуживания, качество продукции, объем реализации;
· удовлетворение запросов потребителей.
Одновременно составляется три вида планов: стратегический, годовой, графики работы. Стратегическое планирование включает прогноз на 10—15 лет и планирование целей на 3—5 лет. План целей на очередной год разрабатывается на основе ситуационного анализа. Графики работы составляются на основе годового плана целей. Оценка ключевых результатов производится два раза в год на всех уровнях управления.
Вопросы для обсуждения
В чем суть японского менеджмента?
1. В чем заключаются особенности планирования в японских фирмах?
2. Назовите специфические особенности внутреннего рынка Японии.
3. В чем заключаются особенности менеджмента в американских и западноевропейских фирмах?
Задание к теме 5:А) Изучите нижеследующий материал, раскрывающий содержание метода «Дельфы», направленный на выявление лучшей альтернативы в процессе выбора стратегии.
Любое планирование, как известно, предполагает набор пакета альтернатив. Такие альтернативы выявляются разными методами: а) простым набором на основании опросов или высказываний; б) путем обсуждения выдвинутых проблем в малых группах. Все это относится к процедурам принятия решений. Процедура работы малых групп сводится к следующему.
Для участия в обсуждении привлекаются 25—30 человек (можно и меньше). В группе менее 15 человек — эффективность снижается. Всем участникам должна быть известна тема обсуждения. Детали обычно выясняются в ходе общения.
Процедура обсуждения состоит из четырех этапов:
1. Подготовка к дискуссии (10 минут):
а) участники обсуждения делятся на 5-6 человек в группе. Желательно, чтобы было не менее 5 групп, иначе обсуждение проблемы будет сильно заформализовано; б) в каждой группе выбираются ведущие: при выборе лучше не обращать внимания ни на ранги, ни на должности;
в) руководитель дает указание «ведущим» групп провести обсуждение проблемы.
2. Обсуждение в группах (30 минут):
а) каждый участник составляет список альтернатив;
б) обсуждение подготовленных списков;
в) из всех предложенных отбираются 4—5 альтернатив (на одну меньше количества участников в группе).
3. Доклад ведущих (20 минут):
а) каждый ведущий докладывает собравшимся о результатах выявления альтернатив;
б) желающие выступают с критическими замечаниями.
4. Принятие решения (25 минут):
а) отбирается набор значимых альтернатив из предложенных группами;
б) выявленные альтернативы считаются значимыми.
Выбор наилучшей альтернативы. Для целей планирования
обычно бывает необходима наилучшая альтернатива. Выбрать ее обычным способом или голосованием часто бывает довольно затруднительно. К примеру, при планировании развития у работников интереса к работе выдвинуто четыре альтернативы:
1. Надо больше платить за работу.
2. Следует организовать соревнование.
3. Нужно помогать людям в работе.
4. Нужно время от времени менять характер работы.
Применяется метод Дельфы. Процедура состоит из ряда этапов. Сначала ранжируются предлагаемые варианты по степени важности, в нашем случае от 1 до 4. Затем каждый участник обсуждения оценивает альтернативу за альтернативой с точки зрения их важности для предприятия (организации) в десятибалльном измерении: 1 балл присваивается наиболее важной альтернативе, 10 баллов — наименее важной. После этого данные каждого участника обсуждения (по иерархии и по важности) перемножаются, затем находится сумма произведений по каждой
альтернативе. Наименьшая сумма укажет на предпочтение. Для простоты подсчета предлагается форма (См. рис. 1):
№ п/п | Фамилии экспертов | Предлагаемые альтернативы | |||||||||||
Надо больше платить | Следует организовать соревнование | Нужно помогать людям | Нужно менять характер работы | ||||||||||
И | О | Пр | И | О | Пр | И | О | Пр | И | О | Пр | ||
1. | Иванов | ||||||||||||
2. | Петров | ||||||||||||
3. | Никитин | ||||||||||||
4. | Бодров | ||||||||||||
5. | Грибов | ||||||||||||
6. | Зверев |
* Примечание: И — ранг альтернативы по иерархии; О — оценка в 10-и балльном
измерении; Пр — произведение ИхО.
Рисунок 1 - Метод Дельфы
Ввод и исполнение плана. Известно, что сама альтернатива, как бы хороша она ни была, не может привести к желаемому результату. Она должна по возможности пройти испытание делом, а потом уже занять достойное место в плане.
После завершения разработки план должен быть преобразован в логическую последовательность целенаправленных действий. Затем менеджер должен прозондировать подготовленный план на его эффективность. При этом целесообразно протестировать его по известной нам формуле: Эп = П х К, где «Эп» — эффективность плана; «П» — степень принятия плана исполнителями; «К» — качество плана, его профессионализм (см.рис. 1) Только при высоких степенях «П» и «К» на план можно возлагать определенные надежды.
Памятка. Осуществляя функцию планирования, надо продумать ответы на следующие вопросы:
· Имею ли я ясные цели?
· Достаточно ли хорошо я обдумал план действий?
· Собрана ли вся информация, относящаяся к плану?
· Могут ли мои подчиненные, засучив рукава, работать вместе со мною над совершенствованием плана?
· Заложена ли в плане идея на его коррекцию?
· Могу ли я проверить исполнение плана по рубежам?
· Кто привлекается для этой работы?
· Могу ли я достаточно точно прогнозировать конечные результаты?
· Что мне еще необходимо сделать?
Б) Используя метод «Дельфы» в малых подгруппах выполните следующую задачу.
Для успешного выживания в долгосрочной перспективе фирма должна постоянно предпринимать усилия, направленные на то, чтобы делать свой продукт более дешевым либо обладающим какими-то отличительными потребительскими свойствами. Постарайтесь определить, чем должно отличаться управление, ориентирующегося на создание ценового преимущества, от управления фирмами, ориентирующееся на создание конкурентных преимуществ за счет качественных отличий своей продукции. А какой точки зрения придерживаетесь лично Вы? Выясните общее мнение группы на этот счет с применением метода «Дельфы».
Задание к теме 6:А) Практикующее упражнение: Установка целей в малой учебной группе.
Заполните приведенную форму.