Характеристика поведения менеджеров
Характерис-тики пове- денческих действий | Формула стилей | |||||
1.1 | 9.1 | 1.9 | 5.5 | 9.9 | ||
Кредо | «Не видеть, не говорить, не слышать о недостатках, и тогда ты защи-щен, потому, что тебя не видно» | «Когда у меня достаточно полномочии, я могу навязывать свою волю дру-гим, каким бы сильным ни было сопротивление» | «Люди — это не товар, ценность которого можно измерить с по-мощью некоторой шкалы» | Если я буду мыслить и выглядеть как все, но при этом чуть-чуть выделяться то мой авторитет как руководителя гарантирован | Личный вклад во благо фирмы. «Успех фирмы — мои успех» | |
Разреше ние конфликтов | Стиль «избежание» | Стиль «соревнование» | Стиль «приспособле-ние» | Приспосабливает ся к конфликтной ситуации, меняя стиль от «избежа-ния», до «компромисса» | Стиль «сотрудни-чество» | |
Инициа- тивность | Апатичен, главное не препятство- вать естествен- ному ходу событий | Односторонняя реализация ини- циативы | Всегда готов прий ти на поимощь другим, сам избегает прояв-лять инициативу | Носит ограничен ный характер, старается сохра-нить существую- щий порядок вещей | Проявляет энер-гичность, твор-чество, обуждает подчиненных принимать ктив-ное участие в де-лах организации | |
Информи- рован- ность | «Чем меньше знаешь, тем лучше» | Сам собирает - количествен- ных пара- метрах | Ждет, когда ин-формация посту- пит «самотеком» | Часто использу-ет неформаль-ные источники | В курсе всех событий, осно- вательность и гла | |
Хороший слуша-тель,старается ос мыслить информа цию, хотя воспри нимает ее поверхностно | информации, чтобы быть в курсе всех собы-тий | глубина осве- домленности | ||||
Защита своего мнения | Мнение отсут- ствует, либо выражается в форме «вероят- но», «не уверен «полагаю, что вы правы» | Прямоли- нейность суждений и их де- монстра- ция | Робко, расплыв- чато, не- опреде- ленно | Убеждения не глубоки, аморф-ны, размыты. Тактика отступ- ления или «ложь во спасение» | Активная за шита своего мнения | |
Принятие решений | Сознательный уход от ответ- ственности. «Я здесь ничего не решаю» | Единоличное | Представляет серьезную про- блему, старается выполнить все так,как требует вы шестоящий руководитель | Полагается на ре- зультаты опроса, использует «груп повое мышление» | Направлено на достижение взаимопонимания и согласия между всеми, кого касается это решение |
Благоприятность (контролируемость) ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.
Ситуационные переменные:
· отношения в коллективе;
· структурированность работы;
· властные полномочия.
Принципиальная схема взаимодействия лидерского стиля с ситуационными переменными приведена на рис. 15.2.
Рисунок 15.2- Связь стиля управления и ситуационных переменных
Отношения в коллективе (отношения «лидер—последователь»): хорошие—плохие.
Эта переменная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, т. е. признание лидера последователями. Приняв лидера, последователь будут делать все возможное для достижения поставленных целей.
Структурированность работы: высокая—низкая.
Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой задач, который измеряется следующими показателями:
· ясность цели;
· множественность средств по достижению целей;
· обоснованность решений;
· специфичность решений.
Высокоструктурированная работа дает лидеру возможность иметь больший контроль над исполнителями.
Властные полномочия (должностная власть); сильная-слабая. Отражает уровень формальной власти лидера, необходимой для использования адекватных способов стимулирования (вознаграждение—наказание).
Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций, проанализировав которые, Фидлер пришел к следующим выводам.
Эффективность достигается, если:
· в наименее благоприятной ситуации лидеры демонстрируют стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР);
· в ситуации умеренной благоприятности — стиль, ориентированный на отношения (стиль с высоким НПР). Задачи структурированы, но должностная позиция у лидера достаточно слабая. Соответственно, в этих условиях лидер вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных;
· в наиболее благоприятной ситуации — стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР).
Практическая значимость модели состоит в том, что она позволяет, в зависимости от сложившийся ситуации, подбирать руководителя. При этом основным критерием подбора является соответствие стиля руководителя конкретной производственной ситуации. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если по каким-то причинам нельзя сменить руководителя.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1 [512-565]; 2 [402-409; 469-511].
Доп.: 4 [291-249]; 6 [241-247]
Контрольные вопросы :
- Дайте определение понятия «власть».
- Перечислите виды власти и раскройте их содержание.
- Какая взаимосвязь существует между влиянием и властью.
- Что представляет собой лидерство?
- Перечислите и охарактеризуйте подходы к решению проблем лидерства.
- Какие два подхода предложил Мак Грегор к сущности человека?
- Какие пять лидерских стилей выделяют Блейк и Моутон с помощью решетки управления?
- Раскройте ситуационную модель Фидлера.
Планы семинарских занятий
Задание 1: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Теоретические основы менеджмента.
а) Раскрыть содержание терминов: «менеджмент» и «управление», «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель», «раньтье»
б) Объективные законы развития менеджмента.
в) Принципы менеджмента.
г) Основные категории менеджмента: субъекты, система, механизмы и процесс управления; уровни управления
д) Проблемы взаимодействия между управляющей и управляемой системами организации.
Методические рекомендации:В процессе подготовки обратить внимание на сущностное содержание вопросов. При раскрытии терминов постараться дать сравнение нескольких формулировок, из разных источников. Действие объективных законов и принципов управления в организации постараться подтвердить примерами из реальной практики.
Рекомендуемая литература:
Осн:1 [15-30; 45-68]; 2 [11-14; 23-24].
Доп: 4[5-12; 40-62]; 5[12-39]; 6[9-39].
Контрольные вопросы:
1. Есть ли разница между управлением и менеджментом?
2. Управление: наука или искусство?
3. Управляющая система: это объект или субъект управления?
4. Есть ли разница между объективными законами общества и организации?
Задание2: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Исторические аспекты развития менеджмента
а) Выявить истоки эволюция научной мысли в сфере менеджмента.
б) Основные достижения научной школы управления и ее приверженцы.
в) Основные достижения классической школы управления и ее приверженцы
г) Основные достижения школы человеческих отношений и ее приверженцы
д) Основные достижения школы поведенческих наук и ее приверженцы
е) Основные достижения количественной школы науки управления и ее приверженцы
ж) Основные подходы в управлении.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару постараться изучить труды ученых, имеющих отношение к достижениям той или иной школы управления. Выявить главные достижение каждой из школ управления и попытаться проследить их наличие в деятельности современных организаций.
Рекомендуемая литература:
Осн:1 [72-98]; 2[43-56].
Доп:4 [31-40]; 6 [39-43, 68-84].
Контрольные вопросы:
1. Есть ли разница между классической и административной школами управления?
2. Есть ли разница между школой науки управления и количественной школой?
3. Какие принципы управления были выявлены А.Файолем?
4. Что представляет собой бихевиоризм?
Задание 3: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Представление об организации как объекте управления и подготовиться к дискуссии.
а) Организация как система управления.
б) Внешняя среда и ее влияние на организацию.
в) Внутренняя среда организации (менеджмента).
г) Организация: условия и результат управления, основные черты организации.
д) Жизненный цикл организации.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару постараться изучить труды ученых, имеющих отношение к достижениям той или иной школы управления. Выявить главные достижение каждой из школ управления и попытаться проследить их наличие в деятельности современных организаций.
Рекомендуемая литература:
Осн.:1. [39-45; 101-155]; 2[14-19; 24-43; 419-425].
Доп.: 4 [15-31; 197-201]; 5[39-58]; 6[152-158].
Контрольные вопросы:
1. Какие уровни внешней среды организации можно выделить?
2. Перечислите переменные внутренней среды организации.
3. В каких двух смыслах используется термин «организация» в управлении.
4. Перечислите основные виды организаций, используемые в практике Казахстана.
Задание 4: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Функции и методы управления
а) Сущностное содержание, взаимосвязь и динамизм функций управления.
в) Сущностное содержание методов управления.
г) Подходы к классификации методов управления.
д) Особенности организационно-распорядительных методов управления и их применение.
е) Особенности социально-психологических методов управления и их применение.
ж) Методы управления применительно к различным странам.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару обращать внимание не только на определения основных понятий темы, но, главное, на практическое применение функций и методов управления в практике.
Рекомендуемая литература:
Осн.:1 [84-87],
Доп: 4 [62-110]; 5 [70-77, 77-109]; 6 [214-235]; 8 [33-68].
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание процесса управления как совокупность управленческих функций менеджера.
2. Какие методы управления Вы наблюдали в нашем учебном заведении? Подтвердите примерами.
Задание 5: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Планирование - основная из общих функций управления
а) Планирование как функция менеджмента.
б) Стратегия – 2030. Механизм планирования в Казахстане.
в) Модель стратегического планирования.
г) Этапы планирования.
д) Ключевые компоненты планирования.
е) Составные элементы планирования.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару подробно рассмотреть стратегию Казахстана 2030. Обратить внимание на механизм стратегического планирования в Казахстане. Подробно рассмотреть и запомнить механизм стратегического планирования в организации.
Рекомендуемая литература:
Осн:1 [281-330]; 2 [181-202; 202-246];
Доп: 5 [132-202]; 6 [183-185]; 7 [4-27].
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой индикативное планирование?
2. На сколько лет рассчитана стратегия 2030?
3. Разработаны ли подобные стратегии в других государствах СНГ?
4. Почему необходимо стратегическое планирование?
Задание 6: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Целеполпгание в планировании.
а) Цели и целеполагание управленческой деятельности.
б) Определение ориентира. Система целей.
в) Оценка конфликтности целей.
г) Классификация целей предприятия.
д) Сложность цели. Специфика цели. Приемлемость цели.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару обратить внимание на классификацию целей и порядок реализации целей.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1 [288-297]; 2 [204-217];
Доп.: 5 [58-70].
Контрольные вопросы:
1. Какое место занимают цели в стратегическом планировании?
2. Какие цели являются приоритетными при их выполнении: долгосрочные или краткосрочные?
3. Что представляет собой миссия организации?
Задание 7: Раскрыть содержание следующих вопросов по темеЦели и содержание функции управления «организация»
а) Понятие и типы организаций.
б) Формальные и неформальные отношения в организации.
в) Характеристики групп, причины появления неформальных групп.
г) Механизм образования формальных и неформальных организаций.
д) Организационная культура.
е) Понятие и сущность функции управления «организация».
ж) Содержание категорий делегирование, ответственность и полномочия. Власть и полномочия.
З) Отношения между уровнями полномочий: линейные, аппаратные (штабные).
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару особое внимание обратить на то, что термин «организация» употребляется в управлении в двух смыслах. Для того, чтобы изучить типы организаций, применяемые в Казахстане, внимательно ознакомьтесь с положениями Гражданского кодекса Республика Казахстан по данному вопросу.
Рекомендуемая литература:
Осн.:1 [338-360]; 2 [285-327].
Доп.: 6 [91-94; 32—231-235; 190-191].
Контрольные вопросы:
1. В каких двух смыслах употребляется термин «организация» в менеджменте?
2. Какие типы организаций применяются в Казахстане?
3. Дайте определение категориям «делегирование», «ответственность» и «полномочия»?
4. Какая взаимосвязь существует между полномочиями и властью ?
Задание 8: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Традиционные формы организационных структур.
а) Рациональная бюрократия Макса Вебера.
б) Департаментализация и ее место в формировании структуры управления. Линейно-функциональная и дивизиональная структуры управления.
в) Адаптивные структуры управления.
г) Матричная структура управления: достоинства и недостатки, область применения.
д) Принципы проектирования структур организации (Факторы выбора).
Методические рекомендации:В процессе изучения организационных структур обратить внимание на вертикальные и горизонтальные связи, а так же достоинства и недостатки структур управления.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1. [365-391]; 2 [334-344]
Доп.: 4 [110-136]; 5 [111-119]; 6 [97-103]
Контрольные вопросы:
1. Какой тип структуры породила система М. Вебера.
2. В основе каких структур управления лежит департаментализация?
3. Какие типы структур мы называем адаптивными?
4. Перечислите достоинства и недостатки матричной структуры управления.
5. Бывают ли чисто централизованные и децентрализованные организации?
Задание 9: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме:Современные типы организационных структур управления. Эффективность организации.
а) Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
б) Потенциал предприятия (внутренние переменные организации).
в) Параметры эффективности организации.
г) Фирмы будущего: эдхократическая, многомерная, партисипативная, , ориентированная на рынок и предпринимательского типа.
Методические рекомендации:При подготовке к данной теме обратить внимание, как на дизайн новых организаций, так и на особенности отношений в них, которые так же являются основанием для появления новых структур управления.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 2 [336-333; 349-376].
Доп.: 5 [119-130].
Контрольные вопросы:
1. Какие внутренние переменные организации Вы знаете?
2. Какие показатели определяют эффективность организации?
3. Какие две структуры включает в себя партисипатиная организация?
4. В чем отличие принимательской структуры управления от традиционной?
Задание 10: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Содержательные и процессуальные теории мотивации
а) Мотивация: определение и назначение. Процесс мотивации
б) Первоначальные концепции мотивации.
в) Потребности и вознаграждение.
г) Современные теории мотивации.
д) Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Системы стимулирования.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару постараться изучить все теории мотивации, применив исторический подход, поскольку эти теории развивались эволюционно.
Рекомендуемая литература
Осн.: 1 [397-423]; 2 [131-178].
Доп.: 4 [210-221]; 6 [192-196].
Контрольные вопросы:
1. Какой вклад в развитие теорий мотивации внес Ф. Тейлор?
2. Какая теория мотивации является самой древней?
3. Что общего есть в содержательных теориях мотивации?
4. Какую процессуальную теорию мотивации мы называем комплексной?
Задание 11: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Контроль как функция управления
а) Понятие и необходимость контроля, виды контроля.
б) Процесс контроля:Установление стандартов.
в) Процесс контроля: Сопоставление достигнутых результатов.
г) Процесс контроля: Принятие корректирующих результатов действий
д) Поведенческие аспекты контроля.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару обратите внимание на то, что функция контроля занимает особое место в процессе управления. Она вытекает из процесса планирования, сопровождает его, а так же функции организация и мотивация. Затем функция контроля занимает последнее место в процессе управления. Именно от работы этой функции зависит конечный итог управления.
Рекомендуемая литература :
Осн.: 1. [431-459].
Доп.: 4 [167-189]; 6 [196-198].
Контрольные вопросы:
1. На основании какой функции управления определяются показатели результативности?
2. Какие виды контроля Вы знаете?
3. Из каких трех этапов складывается процесс контроля?
4. В чем суть поведенческого аспекта контроля?
Задание 12: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Информационно - управляющие системы в планировании и контроле
а) Управленческая информация: роль, сущность, содержание и классификация.
б) Необходимость формальных информационных систем.
в) Компьютерная революция и ИУС.
г) Проектирование ИУС.
д) Повышение эффективности ИУС.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару рассмотрите все виды информации, используемые в производственной организации.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1 [184-210]; 2 [379-389]
Доп.: 6 [167-183]
Контрольные вопросы:
1. Какие виды информации используются в процессе функционировании организации?
2. Что принято понимать под информационными управляющими системами?
3. Какие ИУС применяются в современном управлении?
4.Какие существуют способы повышения эффективности ИУС?
Задание 13: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Принятие решений в процессе управления организацией
а) Решения в процессе менеджмента: сущность, содержание и классификация
б). Основные подходы к принятию решений.
в) Процесс принятия решений
г) Система принятия управленческих решений
д) Методы и способы принятия решений.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару обратите внимание на классификацию управленческих решений, точнее, тонкую грань, которая разделяет один вид от другого вида. Особенно обратите внимание на программируемые и непрограммируемые решения.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1 [216-238; 246-270]; 2 [391-402].
Доп.: 4 [127-144].
Контрольные вопросы:
1. Какие решения называются программируемыми, а какие непрограммируемыми решениями?
2. Чем отличаются коллективные решения от индивидуальных решений?
3. Перечислите основные подходы к принятию управленческих решений.
4. Раскройте содержание процесса принятия управленческих решений.
Задание 14: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Коммуникации в менеджменте
а) Понятие коммуникаций в управлении. Роль коммуникаций в менеджменте.
б) Виды коммуникаций.
в) Основные элементы коммуникационного процесса.
г) Барьеры коммуникаций.
д) Структура деловой беседы.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару обратите внимание, на составные элементы коммуникационного процесса и обратную связь.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1 [459-470].
Доп.: 4 [176-178]; 6 [247-261]
Контрольные вопросы:
1. Какие виды коммуникаций мы выделяем в производственной организации?
2. Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.
3. Что мы понимаем под помехами и барьерами в коммуникациях?
4. Что понимается под дебютом в деловой беседе?
Задание 15: Раскрыть содержание следующих вопросов по теме: Власть, влияние и лидерство в менеджменте
а) Понятие власти как центрального звена системы управления.
б) Власть и влияние, виды власти.
в) Подходы к лидерству как социально-психологическому явлению.
г) Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.
д) Решетка менеджмента.
е) Модель ситуационного лидерства Фидлера.
Методические рекомендации:В процессе подготовки к семинару обратите на соотношение таких понятий как влияние, власть, лидерство и управление.
Рекомендуемая литература:
Осн.: 1 [512-565]; 2 [402-409; 469-511].
Доп.: 4 [291-249]; 6 [241-247]
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под властью?
2. Дайте определение лидерству.
3. Какие подходы к лидерству Вы знаете?
4. Какие пять стилей управления помогает определить решетка менеджмента?
2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)
Задание к теме 1:
А) Практикующее упражнение к теме 1: Управление деловой организацией в ХХ1 в.
Цель: Научить студентов подмечать и развивать происходящее в управлении бизнесом тенденции по принципу: управлять – значит предвидеть.
Процедура:
Шаг1 – в течение 10 – 15 минут студенты индивидуально составляют список указанных тенденций, обдумывая доказательную сторону своего списка.
Шаг11 – в малых группах в течение следующих 20 – 30 минут студенты составляют групповой список, основанный на общем согласии участников обсуждения с его содержанием.
ШагШ – в классе преподавателем в течение 15 – 20 мин. Проводится обсуждение полученных в группах результатов и выработка на этой основе общего представления об управлении деловой организацией в ХХ1 в.
Б) Письменное задание: Моя лучшая организация.
Студент должен описать организацию любой сферы деятельности, в которой, по его мнению, он нашел условия, сформировавшие у него данное представление. Текст должен состоять из фактов организационной жизни, а не из умозрительных оценок и заключений, не являющихся чаще всего результатом глубокого анализа фактов и событий.
Задание к теме 2:Заполните следующую таблицу на основе изученного Вами лекционного материала.
Школа управления | Вклад школы в науку управления | Ведущие открыватели |
Школа научного управления | ||
Классическая школа управления | ||
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук | ||
Школа науки управления |
Задание к теме 3:А) Выполнить следующее практикующее упражнение Менеджер XXI в.
Цель:Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти изменения к работе менеджера в будущем.
Процедура:
Шаг I. В течение 10—15 мин студенты индивидуально составляют «портрет» менеджера XXI в., принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.
Шаг II. В малых группах в течение следующих 20—30 мин студенты вырабатывают групповое решение в отношении «портрета» менеджера XXI в.
Шаг III. В классе под руководством преподавателя в течение 15 - 20 мин проводится обсуждение и вырабатывается общее видение требований к менеджеру XXI в.
Б) Письменно описать образ с Вашей точки зрения лучшего менеджера. Для чего необходимо указать качества менеджера, которые сформировали у вас данное представление о нем. Качества не только должны быть названы, но и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к фактам и событиям. Для ранее не работавших студентов в качестве менеджера могут выступать работники или руководители учебных или спортивных учреждений, а также учреждений культуры.
Задание к теме 4:Ознакомьтесь с нижеследующим материалом о зарубежном опыте управления и ответьте на поставленные в конце вопросы. Письменно оформите свои сложившиеся представления о методах управления в каждой из этих стран. В конце предложите свое видение методов, применяемых на Казахстанских предприятиях.
Японский менеджмент
В последние десятилетия стремительно повышается конкурентоспособность японской экономики. В литературе приводится множество факторов экономического роста Японии: отсутствие в течение многих лет существенных военных расходов; низкие темпы роста реальных доходов трудящихся по сравнению с темпами накопления; активное вмешательство государства в экономическую жизнь; протекционизм, национальные особенности и традиции и др.
Несомненно, положительную роль оказал и японский менеджмент. Система японского менеджмента оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система.
Выделим особенности, которые характеризуют японский менеджмент.
Во-первых, максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые ориентировались на применение передовой техники и психологических методов, разработанных в Европе и Америке. Для этого используется масса литературных источников и посылается за рубеж множество делегаций. Эта большая работа проводится во имя того нового, что уже есть или может появиться за рубежом. Главный лозунг японского бизнеса - нововведения. В нем в течение десятилетий отражалось стремление японцев преодолеть экономическую отсталость.
В Европе и Америке много говорят о склонности японцев «заимствовать». Но заимствуют и другие страны и народы. Особенность японского заимствования заключается в том, что оно в кратчайшие сроки внедряется в производство. Это способствует повышению его эффективности. Современное японское производство ориентировано, с одной стороны, на то, чтобы «перенимать», а с другой — чтобы создавать собственные нововведения.
Во-вторых, японский менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Он учитывает и использует десятки специфических, неповторимых элементов. И вполне естественно, что такая система управления, которая больше ориентирована на «искусство», чем другие, оказалась лучше приспособленной к постоянным изменениям производства в конце XX в.
Выделяют ряд элементов второй отличительной черты. Прежде всего, это особая групповая организация управления. Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответственность, индивидуальный учет производительности. Следующий элемент - система пожизненного найма. Учет каждой тенденции или особенностей в менеджменте сказывается на повышении эффективности производства. Именно реализация этих особенностей сделала управление более гибким и целенаправленным.
В японском менеджменте, например, не человека подбирают под должность (четко описанный и закрепленный круг обязанностей), а наоборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.
Или положение «должность не по должности», когда должностное положение руководителя в иерархии управления не изменяется много лет, хотя опыт и знания с годами растут. Чтобы повысить статус и заработную плату таких руководителей, вводится система рангов и званий, позволяющая работнику расти по «горизонтали».
Но важны не те или иные элементы, а сама идея учета социальных, исторических, национальных особенностей. Опыт японского менеджмента показал, что управление, основанное на учете этих особенностей, более гибко, динамично, эффективно.
В целом японский менеджмент ориентируется на самые новые подходы в управлении в условиях научно-технической революции.
Так, заслуживает внимания подход к планированию в японских фирмах, где преобладает ориентация на долгосрочное планирование. Долгосрочные планы составляют 70% крупных компаний. Работу по планированию выполняют плановые отделы центральных служб.
Характер планирования определяется структурой фирмы. В фирмах, которые специализируются на узком ассортименте выпускаемой продукции, основное значение при планировании имеют разработка структуры и обеспечение новых инвестиционных проектов.
В таких компаниях планирование осуществляется централизованно и «сверху вниз». Главное внимание уделяется целям. Например, если ставится цель увеличить долю на рынке, то планируют такие показатели, как объем продаж, темпы роста, масса прибыли. Долгосрочный план охватывает пятилетний период, а прогнозирование -более длительные периоды.
В компаниях с широким ассортиментом продукции задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Оценка деятельности этих компаний ведется по прибыли. В планах отрабатываются такие показатели, как объем продаж, темпы роста, масса прибыли, норма прибыли, прибыль в расчете на единицу объема продаж. Эти компании чаще используют среднесрочное планирование (на три года).
Модель планирования в японских компаниях состоит из четырех стадий: формирование предпосылок, постановка проблем, долгосрочная стратегия, среднесрочные планы.
В первую очередь составляются прогнозы на будущее. На стадии долгосрочной стратегии исследуются возможности развития новых производств по трем элементам: долгосрочные цели, долгосрочные стратегические проекты, долгосрочная политика в основных областях.
Долгосрочные планы компаний включают три раздела.
1. Масштабы производства (на 5 лет):
новые заказы, сбыт, чистый доход, численность занятых рабочих;
инвестиции в оборудование и связанные с этим показатели.
1.2. Долгосрочная стратегия деловой активности (на 5 лет):
внешнее окружение; анализ номенклатуры; новые рынки; новые продукты; устаревшие продукты; методы увеличения сбытовых возможностей; стратегия и тактика зарубежной активности.
2. Ситуационный план (на 3 года).
3. Выводы и план внедрения.
Среднесрочные планы разрабатываются в рамках долгосрочного планирования. Они тоже состоят из трех частей: распределение ресурсов, составление планов по укрупненной номенклатуре продукции и функциональные планы, которые составляют функциональные службы. Сюда входят планы развития производственных мощностей, планы по труду и прибыли.
Отметим и особенности управления развитием производства. В японских фирмах первостепенное значение придается контролю и управлению непосредственно в цехе, на производственном участке. В обязанности рабочих входит выполнение стандартных и нестандартных операций. К нестандартным относятся: переналадка, выявление и устранение причин перебоев, контроль за качеством продукции. Японские фирмы к услугам сторонних специалистов прибегают лишь в крайних случаях, когда свои рабочие не могут решить проблему. Это экономит издержки производства и поддерживает бесперебойность производственного процесса.
В японском менеджменте особую роль играет передача знаний, опыта, идей производственных рабочих в подразделения, занимающиеся нововведениями. Новшества, накапливаемые в цехах, оказывают влияние на стратегию фирмы в целом.
Особенностью является и то, что инженерно-технический персонал часто комплектуется из бывших квалифицированных рабочих фирмы.
К особенностям управления в японских фирмах также относятся:
· изготовление сложных изделий на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций (для этого используется универсальное, легко переналаживаемое оборудование);
· ориентация на повышение уровня автоматизации, но при рационализации работы производственных подразделений, минимизации числа незапрограммированных отклонений;
· создание механизма управления «снизу», позволяющего осуществлять контроль над ходом производственного процесса.
Разработку новых товаров осуществляют эксперты, объединенные в группы по специальностям и взаимодействующие между собой.
Японцы считают конкурентоспособной на мировом рынке только ту продукцию, которая конкурентоспособна на внутреннем рынке.
Можно выделить ряд специфических особенностей внутреннего рынка Японии.
1. На внутреннем рынке наблюдается более высокая конкуренция, которая стимулирует постоянные нововведения и высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке.
2. На внутренний рынок поступают только высококачественные изделия.
3. Японский потребитель выделяет такие качества товара, как надежность, удобство, размер изделия. Так, например, бесшумность и малые габариты - обязательное требование к стиральным машинам, холодильникам, электроприборам, автомашинам.
4. На внутреннем рынке находится большое количество компаний, которые не могут выйти на мировой рынок из-за высоких транспортных издержек (пиво, цемент, продукция стекольной промышленности).
Текстильная промышленность, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная, алюминиевая, деревообрабатывающая, авиастроение практически полностью ориентированы на внутренний рынок. Из-за высоких издержек производства эта продукция на мировом рынке неконкурентоспособна.
На мировом рынке японские корпорации, используя технологические преимущества товара, применяют тактику постепенного расщирения доли рынка. Такие характеристики товара, как форма, цвет, материал, надежность в работе, отражают его полезность и должны соответствовать эстетическим потребностям.
Благодаря высокой надежности изделий японские фирмы захватили рынки бытовой электроники, добившись нулевого количества дефектов на миллион изделий. Это же избавило их от создания сети обслуживания приборов.
Наиболее высокой конкурентоспособностью на мировом рынке обладают такие отрасли, как судостроение, приборостроение, автомобильная, металл