Тема 5. Риск-менеджмент в разрезе инвестиционной стратегии.
Примерные тесты
1. Интеграция, подразумевающая объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия,– это:
вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
горизонтальная интеграция;
круговая интеграция.
2. Интеграция, предполагающая объединение с конкурентами, – это:
вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
горизонтальная интеграция;
круговая интеграция.
3. Объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей, – это:
вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
горизонтальная интеграция;
круговая интеграция.
4. Процесс снижение риска за счет увеличения разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок носит название:
конвергенция;
фокусирование;
диверсификация;
дифференцирование.
5. Снижение риска за счет увеличения количества поставщиков, позволяющего ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика, – это:
диверсификация рынка сбыта (развитие рынка);
диверсификация видов хозяйственной деятельности;
диверсификация закупок;
диверсификация инвестиций.
6. Снижение риска за счет распределения готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами – это:
диверсификация рынка сбыта (развитие рынка);
диверсификация видов хозяйственной деятельности;
диверсификация закупок;
диверсификация инвестиций.
7. Снижение риска за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых услуг, спектра используемых технологий – это:
диверсификация рынка сбыта (развитие рынка);
диверсификация видов хозяйственной деятельности;
диверсификация закупок;
диверсификация инвестиций.
8. Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля, предполагающего реализацию одновременно нескольких проектов, носит название:
диверсификация рынка сбыта (развитие рынка);
диверсификация видов хозяйственной деятельности;
диверсификация закупок;
диверсификация инвестиций.
9. Прогнозирование внешней экономической обстановки, стратегическое планирование, мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды, создание системы резервов – все это инструментарий:
методов диссипации риска;
методов компенсации риска;
методов уклонения от риска;
методов локализации риска.
Критерии оценки тестов
1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.
2. Если правильных ответов в тестовом задании более одного (тесты второго типа), то количество баллов, за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:
Б2 – количество баллов за тестовое задание второго типа
ПВ – количество правильных вариантов, выбранных студентом
НВ – количество неверных вариантов
ОВ – общее количество правильных вариантов в тесте.
Например: ОВ = 3; ПВ = 2; НВ = 1. Количество баллов, присваиваемых студенту – 0,5.
3. По тестовым заданиям 3-го и 4-го типов балл начисляется в случае полностью правильного их решения. Если в тесте есть ошибки, баллы не начисляются.
4. На решение одного теста дается 2 минуты.
Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Показатель | Баллы | |||
Зачет | Оценки за экзамен или дифференцированный зачет | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | ||
Процент набранных баллов из 100% возможных | 55 и выше | 100 – 85 | 84 – 70 | 69 – 55 |
4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации[СС18]
1. Финансовые потоки и потоки рисков в финансовой системе.
2. Функции финансовой системы и их эволюция.
3. Ставки доходности рискованных активов.
4. Методы расчета рыночных индексов.
5. Стратегия индексирования.
6. Основные факторы, влияющие на уровень ставок доходности в экономике.
7. Безрисковые и рискованные активы.
8. Концепция эффективности портфеля.
9. Оптимальная комбинация рискованных активов.
10. Формирование наиболее предпочтительного инвестиционного портфеля.
11. Основы ценовой модели рынка капитала.
12. Факторы, определяющие величину премии за риск рыночного портфеля.
13. Коэффициент "бета" и премии за риск отдельных ценных бумаг.
14. Применение ЦМРК для формирования портфеля ценных бумаг.
15. Модификация ЦМРК и ее возможные альтернативы.
16. Хеджирование риска с помощью форвардных и фьючерсных контрактов.
17. Хеджирование валютного риска с помощью свопа.
18. Хеджирование риска невыполнения обязательств.
19. Основные характеристики страховых контрактов.
В качестве практических заданий на экзамене используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
Шкала начисления баллов за ответ на экзамене[СС19]
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
4.4.Методические материалы[СС20]
Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный экзамен должен проводиться без билетов, ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на экзамене такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Экзамены принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
Результаты сдачи экзамена оцениваются отметкой «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины[СС21]
В рамках освоения дисциплины С3.Б.19 «Оценка рисков» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях (мини-кейсах), выполнение практических заданий.
Дисциплина С3.Б.19 «Оценка рисков» разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа