Б1.Б.8.1. История управленческой мысли
направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
Профиль «Финансовый менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная (ускоренное обучение на базе СПО), заочная формы обучения
Год набора – 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор(ы)–составитель(и):
д.п.н., профессор кафедры менеджмента Чекунова Е.А.
Заведующий кафедрой менеджмента , к.э.н., доцент Некрасова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………….4
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО…………………………………………..4
3. Содержание и структура дисциплины ………………………………………………………5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине …………………………….………….………8
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …………………28
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ………….………………………………………………………………………………………42
6.1.Основная литература………………………………………………………………..42
6.2.Дополнительная литература…………………………………………………………42
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………43
6.4.Нормативные правовые документы……………………………………………….43
6.5.Интернет-ресурсы……………………………………………………………………43
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы…………………………………………………….43
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1.Дисциплина Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК–4 | способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; | ОПК-4.1 | способность использовать навыки делового общения и публичных выступлений, умение вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку |
ОПК ОС -8 | способность демонстрировать знания последних прорывных направлений в менеджменте и связанных с ними революционных открытий, технологий и продуктов | ОПК ОС -8.1 | способность использовать знания последних прорывных направлений в менеджменте |
УК- 6 | способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | УК-6.2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции тенденции и закономерности общественного развития; обобщать и интерпретировать нормативно-правовую и нормативно-справочную информацию |
1.2.В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
ТФ- Руководство проектами реинжиниринга бизнес-процессов промышленной организации с использованием современных информационных технологий | ОПК ОС-8.1 | знать: последние прорывные направления в менеджменте |
уметь: использовать знания последних прорывных направлений в менеджменте при руководстве проектами реинжиниринга промышленной организации | ||
владеть: уменить использовать знания последних прорывных направлений в менеджменте при руководстве проектами | ||
ТФ- поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения | ОПК-4.1 | Знать: навыки делового общения и публичных выступлений, умение вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку |
уметь: организовывать систему деловых коммуникаций в организации, обеспечивать выбор эффективных средств коммуникации с учетом конкретных требований; устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, осуществлять деловую переписку добиваться точного восприятия и понимания информации в процессе делового общения, прогнозировать поведение деловых партнеров; строить трудовые отношения с учетом норм делового этикет | ||
владеть: навыками эффективного делового общения, деловой переписки для результативного и успешного взаимодействия в управленческой среде с помощью современных технологий коммуникации для решения задач профессиональной деятельности | ||
управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении) | УК-6.2 | Знать: методы диагностики и анализа социально-политических процессов; анализирует информацию, представленную в разных правовых системах |
уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности. | ||
владеть: навыками анализа информации, представленной в разных правовых системах, и оценки качества источников нормативно-правовой и нормативно-справочной информации |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36 академических часа (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 8 академических часов (6 часов – лекции, 2 часа – практические занятия);
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) - 6 академических часов (4 часов – лекции, 2 часов – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 72 академических часа;
- заочной формы обучения – 96 академических часа;
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – 62 часов.
Место дисциплины (модуля)
Дисциплина Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли»относится к базовой части блока 1 учебного плана обязательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) для очной и на 2 курсе для заочной форм обучения, для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – на 1курсе во 2 семестре.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента, социально-гуманитарных наук.
3. Содержание и структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет и методология истории управленческой мысли | Д | ||||||
Тема 2 | Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | Д | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | Р | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920гг.) | Э | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) | Р | ||||||
Тема 6 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) | Д | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа) | Э | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в России | Док | ||||||
Тема 9 | Международные модели менеджмента | Док | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: | ||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет и методология истории управленческой мысли | Д | ||||||
Тема 2 | Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | Д | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | Р | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920гг.) | Э | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) | Р | ||||||
Тема 5 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) | Д | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук ( теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа) | Э | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в России | Док | ||||||
Тема 9 | Международные модели менеджмента | Док | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: | ||||||||
Заочная (ускоренное обучение на базе СПО) | ||||||||
Тема 1 | Предмет и методология истории управленческой мысли | Д | ||||||
Тема 2 | Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | Д | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | Р | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920гг.) | Э | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) | Р | ||||||
Тема 5 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) | Д | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа) | Э | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в России | Док | ||||||
Тема 9 | Международные модели менеджмента | Док | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: |
*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: дискуссия (Д); эссе (Э), реферат (Р), доклад (Док) и др.
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1Предмет и методология истории управленческой мысли
История управленческой мысли как научная и учебная дисциплина. Предмет и методы исследования истории управленческой мысли. Социально-экономические факторы возникновения и развития управленческой мысли. Периодизация истории управленческой мысли. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли. Менеджмент как передовая теория и практика управления. Классификация подходов и школ менеджмента. Современный менеджер, его деятельность и личность.
Тема 2. Исторические основы формирования менеджмента
Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока
Древние цивилизации, формирование основ управления. Зарождение идей управления в Древнем Египте. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Законы Навуходоносора II. Основы иерархической организации в работах китайского ученого Сан Цу. Работы Платона. Идеи универсального характера управления Сократа. Вклад Ксенофонта в развитие управленческих идей. Катон Старший и его научные труды.
Анализ эволюции управленческих взглядов в эпоху переходного периода. Внутренний обмен в Египте Переходного периода. Вклад индийской цивилизации в развитие идей менеджмента. Учение о хозяйстве и государственном управлении в труде «Артхашастра»
Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).
Развитие идей управления в Древней Греции. Народное собрание Солон, его вклад в развитие идей менеджмента. Афинская демократия: свод законов Перикла. Методы управления эллинистическими государствами. Управленческая политика в работах Аристотеля. Греческая экономическая философия. Управление в Древнем Риме. Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность. Методика управления в практике работы органа республиканского строя - народного собрания. Правление Августа. Управление в Средневековой Европе. Цех как общественная организация управления. Принципы управления в работах Н.Макиавелли. Работы Н. Макиавелли как основа теории бюрократии.
Тема 3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента
Индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли. А.Смит о государственном регулировании экономике в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) .Теория Дж. Локка о гражданском обществе в работе «О гражданском правительстве» (1690 г.). Теория факторов производства Ж.Б. Сэй .
Роберт Оуэн об управлении трудовыми ресурсами. Ричард Аркрайт — «пионер эффективного менеджмента». Управленческие идеи в трудах Т. Гоббса, Дж. Стюарта, И. Бентама. Предпосылки возникновения идей менеджмента в работах Р. Оуэна, Ч. Бэббиджа, Р. Аркрайта, Э. Уитни, Э. Юра.
Тема 4. Школа научного управления(1885-1920)
Ф.Тейлор - основатель школы научного менеджмента. Прогрессивные методы и приемы работы в организации, предложенные Тейлора. Система повышения производительности труда Ф.Тейлора. Двенадцать принципов эффективности Г. Эмерсона и их значение для современного менеджмента. Революционное изобретение Г. Ганта. Исследование Ф. и Л. Гилберт по изучению движений и оптимизации производственного процесса.
Тема 5. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)
А. Файоль как основатель школы административной теории менеджмента. Универсальность организаторских функций, возможности их реализации в современном менеджменте. Особенности построения иерархии управления. 14 принципов управления Файоля. Элементы управления Файоля. Долгосрочное планирование и его эффективность в работах Файоля. Отличительные черты концепций Ф. Тейлора и А. Файоля. Элементы идеальной бюрократии М. Вебера. Типы законной власти М. Вебера. Рационально - юридические основы власти в организации М. Вебера.
Тема 6.Школа человеческих отношений ( 1930-1950 гг.)
Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Критика концепции Э. Мэйо. Новый взгляд на индустриального человека (по Э.Мэйо и Ротлисбергу). «Психология и промышленная эффективность» Г. Мюнстерберга. Социология производственных отношений Ф. Ротлистберга. «Эра социального человека» М. Фоллетт.
Тема 7. Школа поведенческих наук ( теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время).
Иерархия потребностей А. Маслоу и ее использование для мотивации персонала. Достоинства и недостатки модели А. Маслоу и возможности ее применения в современном менеджменте. Мотивационная модель ожидания В. Врума. Мотивационная теория МакКлеланда-Аткинсона. Теория справедливости Д.Адамса.
Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Сущность комплексной модели Портера-Лоулера.
Мотивационные теории российских ученых и возможности их применения в современном менеджменте (В.А. Ядов, Здравомыслов, Наумов, Кокин, Катульский, Беляева, Выготский, Виханский).
Тема 8. Разработка научных основ управления в России
Развитие управленческой мысли до революции 1917 г.: А.Л. Ордин- Нащокин, Петр I, И.Т. Посошков, А.П. Волынский, В.Н. Татищев, Екатерина II, М.В. Ломоносов, Д.М. Голицын и др).
Развитие управления в советский период: В.И. Ульянов (Ленин), А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, О.А. Ерманский и др. Теоретико-методологические исследования в области управленческой науки. Вклад A.A. Богданова в развитие науки управления: «Очерки всеобщей организационной науки (тектология)». Основные понятия и методы организационной науки (принципы тектологии), разработанные А.А. Богдановым. О.А. Ерманский и его вклад в научный менеджмент: практическое применение закона организационной суммы. А. Гастев и его научная концепция социальной инженерии (социального инженеризма).
Развитие управления в постсоветский период: Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.Д. Шапиро, Э.А. Уткин, Б.З. Мильнер, Д.С. Львов и др.)
Тема 9.Международные модели менеджмента
Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, западноевропейский менеджмент. Особенности американской модели менеджмента. Японская модель менеджмента: сущность и специфика. Модель арабского менеджмента. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности скандинавской модели менеджмента.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и
фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
1. Предмет и методология истории управленческой мысли Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Дискуссия |
2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Дискуссия |
3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Реферат |
4. Школа научного управления (1885-1920гг.) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Эссе |
5. Административная (классическая) школа(1920-1950 гг) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Реферат |
6. Школа человеческих отношений (1930-1950гг.) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Дискуссия |
7. Школа поведенческих наук (теория социальных систем) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента. Школа науки управления(количественный подход) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Эссе |
8. Разработка научных основ управления в России Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Доклад |
9. Международные модели менеджмента Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа | Доклад |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачет проводится в письменной форме. Для проведения зачета разрабатываются билеты. Билет состоит из двух частей: 1) теоретический вопрос, 2) практическое задание.