Б1.Б.8.1. История управленческой мысли

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

Профиль «Финансовый менеджмент»

бакалавр

квалификация

очная, заочная (ускоренное обучение на базе СПО), заочная формы обучения

Год набора – 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор(ы)–составитель(и):

д.п.н., профессор кафедры менеджмента Чекунова Е.А.

Заведующий кафедрой менеджмента , к.э.н., доцент Некрасова В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………….4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО…………………………………………..4

3. Содержание и структура дисциплины ………………………………………………………5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине …………………………….………….………8

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …………………28

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ………….………………………………………………………………………………………42

6.1.Основная литература………………………………………………………………..42

6.2.Дополнительная литература…………………………………………………………42

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………43

6.4.Нормативные правовые документы……………………………………………….43

6.5.Интернет-ресурсы……………………………………………………………………43

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы…………………………………………………….43

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1.Дисциплина Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК–4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;   ОПК-4.1 способность использовать навыки делового общения и публичных выступлений, умение вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку
ОПК ОС -8 способность демонстрировать знания последних прорывных направлений в менеджменте и связанных с ними революционных открытий, технологий и продуктов   ОПК ОС -8.1 способность использовать знания последних прорывных направлений в менеджменте
УК- 6 способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-6.2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции тенденции и закономерности общественного развития; обобщать и интерпретировать нормативно-правовую и нормативно-справочную информацию

1.2.В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы знания, умения и навыки:



ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
ТФ- Руководство проектами реинжиниринга бизнес-процессов промышленной организации с использованием современных информационных технологий ОПК ОС-8.1 знать: последние прорывные направления в менеджменте  
уметь: использовать знания последних прорывных направлений в менеджменте при руководстве проектами реинжиниринга промышленной организации
владеть: уменить использовать знания последних прорывных направлений в менеджменте при руководстве проектами
ТФ- поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения ОПК-4.1 Знать: навыки делового общения и публичных выступлений, умение вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку
уметь: организовывать систему деловых коммуникаций в организации, обеспечивать выбор эффективных средств коммуникации с учетом конкретных требований; устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, осуществлять деловую переписку добиваться точного восприятия и понимания информации в процессе делового общения, прогнозировать поведение деловых партнеров; строить трудовые отношения с учетом норм делового этикет
владеть: навыками эффективного делового общения, деловой переписки для результативного и успешного взаимодействия в управленческой среде с помощью современных технологий коммуникации для решения задач профессиональной деятельности  
управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении) УК-6.2 Знать: методы диагностики и анализа социально-политических процессов; анализирует информацию, представленную в разных правовых системах
уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности.
владеть: навыками анализа информации, представленной в разных правовых системах, и оценки качества источников нормативно-правовой и нормативно-справочной информации


2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)

На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- очной формы обучения – 36 академических часа (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);

- заочной формы обучения – 8 академических часов (6 часов – лекции, 2 часа – практические занятия);

- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) - 6 академических часов (4 часов – лекции, 2 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- очной формы обучения – 72 академических часа;

- заочной формы обучения – 96 академических часа;

- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – 62 часов.

Место дисциплины (модуля)

Дисциплина Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли»относится к базовой части блока 1 учебного плана обязательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) для очной и на 2 курсе для заочной форм обучения, для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – на 1курсе во 2 семестре.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента, социально-гуманитарных наук.

3. Содержание и структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Предмет и методология истории управленческой мысли     Д
Тема 2 Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).     Д
Тема 3 Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента     Р
Тема 4 Школа научного направления (1885-1920гг.)     Э
Тема 5 Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)     Р
Тема 6 Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)       Д
Тема 7 Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа)     Э
Тема 8 Разработка научных основ управления в России     Док
Тема 9 Международные модели менеджмента     Док
Промежуточная аттестация           Зачет с оценкой
Всего:      
Заочная форма обучения
Тема 1 Предмет и методология истории управленческой мысли         Д
Тема 2 Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).       Д
Тема 3 Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента       Р
Тема 4 Школа научного направления (1885-1920гг.)       Э
Тема 5 Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)       Р
Тема 5 Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)           Д
Тема 7 Школа поведенческих наук ( теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа)         Э
Тема 8 Разработка научных основ управления в России         Док
Тема 9 Международные модели менеджмента         Док
Промежуточная аттестация           Зачет с оценкой
Всего:      
Заочная (ускоренное обучение на базе СПО)
Тема 1 Предмет и методология истории управленческой мысли         Д
Тема 2 Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).       Д
Тема 3 Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента       Р
Тема 4 Школа научного направления (1885-1920гг.)         Э
Тема 5 Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)       Р
Тема 5 Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)           Д
Тема 7 Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа)         Э
Тема 8 Разработка научных основ управления в России         Док
Тема 9 Международные модели менеджмента         Док
Промежуточная аттестация           Зачет с оценкой
Всего:      

*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: дискуссия (Д); эссе (Э), реферат (Р), доклад (Док) и др.

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1Предмет и методология истории управленческой мысли

История управленческой мысли как научная и учебная дисциплина. Предмет и методы исследования истории управленческой мысли. Социально-экономические факторы возникновения и развития управленческой мысли. Периодизация истории управленческой мысли. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли. Менеджмент как передовая теория и практика управления. Классификация подходов и школ менеджмента. Современный менеджер, его деятельность и личность.

Тема 2. Исторические основы формирования менеджмента

Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока

Древние цивилизации, формирование основ управления. Зарождение идей управления в Древнем Египте. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Законы Навуходоносора II. Основы иерархической организации в работах китайского ученого Сан Цу. Работы Платона. Идеи универсального характера управления Сократа. Вклад Ксенофонта в развитие управленческих идей. Катон Старший и его научные труды.

Анализ эволюции управленческих взглядов в эпоху переходного периода. Внутренний обмен в Египте Переходного периода. Вклад индийской цивилизации в развитие идей менеджмента. Учение о хозяйстве и государственном управлении в труде «Артхашастра»

Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).

Развитие идей управления в Древней Греции. Народное собрание Солон, его вклад в развитие идей менеджмента. Афинская демократия: свод законов Перикла. Методы управления эллинистическими государствами. Управленческая политика в работах Аристотеля. Греческая экономическая философия. Управление в Древнем Риме. Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность. Методика управления в практике работы органа республиканского строя - народного собрания. Правление Августа. Управление в Средневековой Европе. Цех как общественная организация управления. Принципы управления в работах Н.Макиавелли. Работы Н. Макиавелли как основа теории бюрократии.

Тема 3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента

Индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли. А.Смит о государственном регулировании экономике в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) .Теория Дж. Локка о гражданском обществе в работе «О гражданском правительстве» (1690 г.). Теория факторов производства Ж.Б. Сэй .

Роберт Оуэн об управлении трудовыми ресурсами. Ричард Аркрайт — «пионер эффективного менеджмента». Управленческие идеи в трудах Т. Гоббса, Дж. Стюарта, И. Бентама. Предпосылки возникновения идей менеджмента в работах Р. Оуэна, Ч. Бэббиджа, Р. Аркрайта, Э. Уитни, Э. Юра.

Тема 4. Школа научного управления(1885-1920)

Ф.Тейлор - основатель школы научного менеджмента. Прогрессивные методы и приемы работы в организации, предложенные Тейлора. Система повышения производительности труда Ф.Тейлора. Двенадцать принципов эффективности Г. Эмерсона и их значение для современного менеджмента. Революционное изобретение Г. Ганта. Исследование Ф. и Л. Гилберт по изучению движений и оптимизации производственного процесса.

Тема 5. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)

А. Файоль как основатель школы административной теории менеджмента. Универсальность организаторских функций, возможности их реализации в современном менеджменте. Особенности построения иерархии управления. 14 принципов управления Файоля. Элементы управления Файоля. Долгосрочное планирование и его эффективность в работах Файоля. Отличительные черты концепций Ф. Тейлора и А. Файоля. Элементы идеальной бюрократии М. Вебера. Типы законной власти М. Вебера. Рационально - юридические основы власти в организации М. Вебера.

Тема 6.Школа человеческих отношений ( 1930-1950 гг.)

Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Критика концепции Э. Мэйо. Новый взгляд на индустриального человека (по Э.Мэйо и Ротлисбергу). «Психология и промышленная эффективность» Г. Мюнстерберга. Социология производственных отношений Ф. Ротлистберга. «Эра социального человека» М. Фоллетт.

Тема 7. Школа поведенческих наук ( теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время).

Иерархия потребностей А. Маслоу и ее использование для мотивации персонала. Достоинства и недостатки модели А. Маслоу и возможности ее применения в современном менеджменте. Мотивационная модель ожидания В. Врума. Мотивационная теория МакКлеланда-Аткинсона. Теория справедливости Д.Адамса.

Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Сущность комплексной модели Портера-Лоулера.

Мотивационные теории российских ученых и возможности их применения в современном менеджменте (В.А. Ядов, Здравомыслов, Наумов, Кокин, Катульский, Беляева, Выготский, Виханский).

Тема 8. Разработка научных основ управления в России

Развитие управленческой мысли до революции 1917 г.: А.Л. Ордин- Нащокин, Петр I, И.Т. Посошков, А.П. Волынский, В.Н. Татищев, Екатерина II, М.В. Ломоносов, Д.М. Голицын и др).

Развитие управления в советский период: В.И. Ульянов (Ленин), А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, О.А. Ерманский и др. Теоретико-методологические исследования в области управленческой науки. Вклад A.A. Богданова в развитие науки управления: «Очерки всеобщей организационной науки (тектология)». Основные понятия и методы организационной науки (принципы тектологии), разработанные А.А. Богдановым. О.А. Ерманский и его вклад в научный менеджмент: практическое применение закона организационной суммы. А. Гастев и его научная концепция социальной инженерии (социального инженеризма).

Развитие управления в постсоветский период: Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.Д. Шапиро, Э.А. Уткин, Б.З. Мильнер, Д.С. Львов и др.)

Тема 9.Международные модели менеджмента

Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, западноевропейский менеджмент. Особенности американской модели менеджмента. Японская модель менеджмента: сущность и специфика. Модель арабского менеджмента. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности скандинавской модели менеджмента.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и

фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Тема (раздел) Методы текущего контроля успеваемости
1. Предмет и методология истории управленческой мысли Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Дискуссия
2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Дискуссия
3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента. Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Реферат
4. Школа научного управления (1885-1920гг.) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Эссе
5. Административная (классическая) школа(1920-1950 гг) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Реферат
6. Школа человеческих отношений (1930-1950гг.) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Дискуссия
7. Школа поведенческих наук (теория социальных систем) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента. Школа науки управления(количественный подход) Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Эссе
8. Разработка научных основ управления в России Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа     Доклад
9. Международные модели менеджмента Занятие лекционного типа Занятие семинарского типа   Доклад

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачет проводится в письменной форме. Для проведения зачета разрабатываются билеты. Билет состоит из двух частей: 1) теоретический вопрос, 2) практическое задание.

Наши рекомендации