Раздел 1. История развития управленческой мысли

Методические указания к изучению дисциплины

И выполнению контрольной работы

Для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки 080200 «Менеджмент»

Квалификация (степень) Бакалавр

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. С.В.Хохлова

Подготовлено на кафедре

менеджмента организации

Одобрено научно-методическим советом

факультета менеджмента

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

ã СПбГИЭУ, 2012

Содержание

1.Общие положения………………………………………….….….4

2. Методические указания к изучению дисциплины……….……..4

3. Содержание контрольной работы и

контрольные задания ……………………………………….….…...5

3.1. Содержание теоретической части ……………………….……5

3.2. Содержание практической части……………………………...5

3.2.1. Практическое задание 1. Определение основных различий понятий «управление», «менеджмент», «руководство» и функциональных областей объекта управления…………………..6

3.2.2. Практическое задание 2. Определение функциональных областей структурных подразделений предприятий в соответствии с их видами деятельности и в конкретных организациях…………………………………………………………7

3.2.3. Практическое задание 3. Определение уровней иерархии менеджеров в конкретной организации……………………………8

3.2.4. Практическое задание 4. Формирование календарного плана мероприятий услуги по проведению праздника…………...9

3.2.5. Практическое задание 5. Разработка организационной структуры агентства «Ваш праздник»……………………………12

4. Требования к оформлению контрольной работы……………..13

5. Список литературы………………… …………………….……13

Приложение 1. Содержание дисциплин (и з в л е ч е н и е из рабочей программы дисциплины)……………………………………………………..16

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы ……………………………………………….23

Общие положения

Цель дисциплины - усвоение основных понятий и категорий менеджмента, формирование системных представлений о менеджменте, а также знаний и умений, связанных с осуществлением управленческой деятельности.

Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

· знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

· способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования (ПК-2);

· готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

· способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

· способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

· владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

· способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

· способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

· готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

· знанием основ межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25).

Методические указания к изучению дисциплины

Перед выполнением контрольной работы необходимо ознакомиться с содержанием дисциплины, указанным в приложении 1. В процессе ознакомления с основной литературой по темам дисциплины рекомендуется кратко законспектировать прочитанный материал. Когда о дисциплине сложится общее представление можно перейти к выполнению контрольной работы.

3. Содержание контрольной работы и контрольные задания

Содержание контрольной работы состоит из двух частей: теоретической и практической.

Содержание теоретической части

Теоретическая часть включает в себя детальную проработку вопросов одной из тем дисциплины после ознакомления с основной и дополнительной литературой. По её результатам необходимо сформировать презентацию, выполненную в Microsoft Power Point, которую необходимо представить на практических занятиях по дисциплине. Варианты контрольных тем приведены в таблице 1. Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента.

Таблица 1

№ ва-рианта Темы дисциплины для выполнения презентации
История развития управленческой мысли
Субъекты и объекты менеджмента.
Функции формирования целей и планирования в процессе менеджмента
Функция организовывания в процессе менеджмента
Функции контроля и регулирования в процессе менеджмента
Функция разработки и принятия решения в процессе менеджмента
Функция установления коммуникаций в процессе менеджмента
Функция мотивирования персонала в процессе менеджмента
Групповая динамика и руководство
Эффективность и парадигмы менеджмента

Содержание практической части

Практическая часть работы включает выполнение практических заданий.

3.2.1. Практическое задание 1. Определениеосновных различий понятий «управление», «менеджмент», «руководство» и функциональных областей объекта управления.

Цель выполнения:

1)Закрепление знаний по теме «Категории менеджмента»: менеджмент,управление, руководство, основные различия понятий, объекты и субъекты менеджмента, функциональные области объекта менеджмента.

2)Приобретение навыков:

1. определения основных различий понятий «управление», «менеджмент», «руководство»;

2. определения функциональных областей объекта управления;

Исходные данные к выполнению задания:

1) Примеры объектов управления: здравоохранение, издательство «Лидер», инвестиционный проект, образование, муниципальная поликлиника, отделение банка, автомойка, жилищно-коммунальное хозяйство города, Северо-Западный регион, город Новосибирск, почтовое отделение, кафедра, муниципальное образование, Российская Федерация, отделение хирургии, средняя общеобразовательная школа, Пермский край, сборочный цех, управляющая компания, коллектив цеха.

2) Примерные виды воздействия на объект управления: распоряжение, бюджетирование, предоставление социального пакета, добровольное медицинское страхование, похвала начальника, дисциплинарное порицание, премирование, нематериальное стимулирование.

Задачи для выполнения задания:

1) исходя из перечня объектов управления заполнить таблицу 2:

Таблица 2

  понятия Примеры объектов управления
управление  
менеджмент  
руководство  

2) Исходя из примерных видов воздействия на объект управления определить соответствие методов менеджмента видам воздействия на объект управления. Заполнить таблицу 3.

Таблица 3

  Методы менеджмента Виды воздействия
Административные  
Экономические  
Социально-психологические  

3.2.2. Практическое задание 2. Определение функциональных областей структурных подразделений предприятий в соответствии с их видами деятельности и в конкретных организациях.

Цель выполнения:

1)Закрепление знаний по теме «Организация как объект менеджмента»: хозяйствующие субъекты в РФ и их виды, виды организаций, коммерческие и некоммерческие организации, цели и виды деятельности организаций, структура производства, элементы внутренней среды организации, функциональные области деятельности, структурные подразделения организации, специализация подразделений, производственный процесс.

2)Приобретение навыков:

1. определения хозяйствующих субъектов и видов организаций по организационно-правовой форме;

2. определения функциональных областей структурных подразделений предприятий по видам деятельности и конкретных организаций;

Исходные данные к выполнению задания:

1) Примеры хозяйствующих субъектов: индивидуальный предприниматель «Иванов П.И.», ООО «Волна», муниципальное унитарное предприятие «КХ-1», производственный кооператив «Луч», общественная организация «Общество знаний» ЗАО «Альфа», фонд «Надежда», ОАО «Российские железные дороги», полное товарищество «Собственники», государственное унитарное предприятие «МК», муниципальное учреждение начального образования, общественная организация «Союз предпринимателей», ИП «Петров К.В.».

2) Примерные виды деятельности предприятий: производство хлебобулочных изделий, оказание юридических услуг, производство строительных материалов, мойка автомобилей, парикмахерские услуги, строительные услуги, стоматологические услуги, производство макаронных изделий, образовательные услуги, мебельное производство.

3) Конкретная реально действующая организация по выбору студента.

Задачи для выполнения задания:

1) исходя из приведенного перечня хозяйствующих субъектов, определить соответствие и заполнить таблицу 4:

Таблица 4

Виды хозяйствующих субъектов Примеры хозяйствующих субъектов
Хозяйствующий субъект (физические лица)  
Хозяйствующий субъект (юридические лица)  
Коммерческая организация  
Некоммерческая организация  

2) исходя из приведенного перечня видов деятельности предприятий и конкретной заданной организации определить их структурные подразделения и заполнить таблицу 5:

Таблица 5

Наимено-вание объекта определения Управлен-ческие подразде-ления Подразде-ления основного производства Подразде- ления вспомога-тельного производства Обслужи-вающие подраз-деления
Вид деятель-ности        
Заданная организация        

3) определить элементы внешней среды конкретной заданной организации.

Практическое задание 3. Определение уровней иерархии менеджеров в конкретной организации.

Цель выполнения:

1)Закрепление знаний по теме «Субъекты менеджмента»: менеджер как субъект управления, личность менеджера, уровни иерархии и типы менеджеров, группы ролей, выполняемых менеджером, органические функции руководителя, основные качества менеджера, основные правила поведения менеджера.

2)Приобретение навыков: определения уровней иерархии менеджеров в конкретной организации.

Исходные данные к выполнению задания: конкретная, реально действующая организация по выбору студента.

Задачи для выполнения задания: определить иерархию и типы менеджеров, исходя из конкретной выбранной организации, и заполнить таблицу 6:

Таблица 6

Наименование организации Названия должностей
Топ-менеджеры  
Менеджеры среднего звена  
Менеджеры низшего уровня  
Линейные менеджеры  
Функциональные менеджеры  

3.2.4. Практическое задание 4. Формирование календарного плана мероприятий услуги по проведению праздника.

Цель выполнения:

1)Закрепление знаний по теме «Функции целеполагания и планирования в процессе менеджмента»: природа и состав функции менеджмента, процесс менеджмента, функция установления целей, функция планирования, план, виды планирования,процесс планирования, методы планирования.

2)Приобретение навыков: определения подцелей проекта, формирование задач, формирование плана мероприятий, формирование календарного плана мероприятий.

Исходные данные к выполнению задания: представлены в таблице 7, по вариантам.

Задачи для выполнения задания:

1. определить подцели проекта (согласно сценарию) согласно заполненной морфологической матрице (табл. 8);

2. сформировать задачи согласно подцели проекта;

3. сформировать план по достижению цели проекта в форме табл. 9;

4. представить календарный план реализации проекта.

Таблица 7

Субъект менеджмента Менеджер агентства «Ваш праздник» (Студент Ф.И.О.)
Объект менеджмента Проект проведения праздника (по варианту)
Новый год (корпоративный) Свадьба Юбилей (50 лет) Встреча одноклассников День рождения (5 лет) Школьный выпускной 8 марта (корпоративный) Новый год (семейный) 23 февраля (корпоративный) 1 сентября (первоклассника)
Цель Обеспечение проведения праздника
Принятие заказа по проекту Дата (по варианту)
1 декабря 1 июня 15 августа 2 мая 15 марта 15 мая 15 февраля 15 декабря 10 февраля 15 августа
Срок реализации проекта Дата (по варианту)
29 декабря 1 июля 30 августа 25 мая 1 марта 15 июня 7 марта 31 декабря 22 февраля 1 сентября

Таблица 8

Морфологическая матрица проекта проведения праздника

Критерий признака Разновидность признака
праздник государственный профессиональный семейный личный
время проведения утро день вечер ночь
место гос. учреждение арендованное собственное
Приглашенные  
Отношение к совершеннолетию совершеннолетний несовершеннолетний
Возрастная категория Более 50-31 30-18 18-11 10-6 5-1
Отношение к группе организация группа лиц физ. лицо
Кол-во приглашенных До 10 11-30 31-50 Более 51
приглашение гостей требуется не требуется
способ доставки приглашений По почте По эл. почте курьером По телефону
транспорт требуется не требуется
Назначение транспорта доставки сопровождения
Отношение к приему пищи требуется не требуется
Форма устройства стола банкет фуршет швец. стол др.
торжество  
официальная часть требуется не требуется
отношение офиц части к приему пищи до после
развлекательная программа, тамада требуется не требуется
музыкальная программа требуется не требуется
костюмы требуются не требуются
фотосессия требуется не требуется
Отношение ко времени проведения фотосэссии До начала проведения Во время проведения После проведения
                                   

Таблица 9

ПЛАН проведения праздника

Подцель проекта задачи мероприятия ресурсы ответственный Сроки контроля
предварит. закл.
               
               
               

3.2.5. Практическое задание 5. Разработка организационной структуры агентства «Ваш праздник»

Цель выполнения:

1)Закрепление знаний по теме содержание функции организовывания, структура управления, производственная структура, организационная структура, структуры бюрократической и адаптивной модели управления.

2)Приобретение навыков:

1. разработки организационной структуры (состава подразделений и функционеров, взаимосвязи между ними);

2. установления целей и функций для каждого подразделения;

Исходные данные к выполнению задания: представлены в таблице 10.

Таблица 10

Субъект менеджмента Руководитель агентства «Ваш праздник» (Студент Ф.И.О.)
Объект менеджмента Агентство «Ваш праздник» (организация проведения праздников по заказу клиента)
Цель Обеспечение услуг по проведению праздников
План проекта проведения праздника Результаты выполнения практической работы 4

Задачи для выполнения задания:

1. разработать организационную структуру организации (состав подразделений и исполнителей, установить взаимосвязь между ними);

2. установить задачи и функции для каждого подразделения;

4. Требования к оформлению контрольной работы

В отчет по контрольной работе включаются:

1. Титульный лист (см. приложение 2 к методическим указаниям)

2. Распечатанные слайды презентации по теме дисциплины (допускается в редакторе Word).

3. Выполненные практические работы.

3.1. Результаты выполнения практического задания 1

3.2. Результаты выполнения практического задания 2

3.3. Результаты выполнения практического задания 3

3.4. Результаты выполнения практического задания 4

3.5. Результаты выполнения практического задания 5

4. Список использованных источников (учебной литературы, материалов сети Интернет).

Отчет о контрольной работе, скрепляется степлером и вкладывается в прозрачный пакет-файл. Работа сдается преподавателю.

Совпадение номеров вариантов у разных студентов не является основанием для идентичности контрольных работ.

Список литературы

Основная литература

1. Цветков А.Н. Менеджмент.-СПб.:Питер,2010.-251 с .-(Учебник для вузов).

2. Виханский О.С. Менеджмент:Учебник/О.С. Виханский, А.И.Наумов.-4-е изд., перераб. и доп .-М. :Экономистъ, 2006.-669 с.- (Homo Faber). Рекомендовано Министерством образования РФ.

3. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / А.В.Тебекин, Б.С.Касаев.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Кнорус, 2010.-414 с. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Дополнительная литература

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте: пер с англ. Под ред. Л.А.Волковой – СПб.: Питер, 2002.

2. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2009.- 288 с.

3. Дафт Р.Л. Менеджмент=Management/Пер. с англ. С.Жильцова.-6-е изд.-СПб:Питер,2006.-863 с.:ил.-(Классика MBA).

4. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебник/ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов.- 10-е изд., стер..- М.: Академия, 2009.- 288с.

5. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: пер с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 270 с.

6. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер с англ. – М.: Дело, 1996. – 272 с.

7. Исаев В.В. Общая теория систем: Учебное пособие/ СПбГИЭУ.- СПб.: СПбГИЭУ, 2001.- 139 с.

8. КАРНЕГИ Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.- М.: Прогресс, 2002.-714с.

9. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2006.- 582 с..-(disciplinae)

10. Кисляков Г.В. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь/Г.В.Кисляков, Н.А. Кислякова.-М. :Высшая школа, 2009 .-264 с.

11. Комаров Е.И. Общий менеджмент: Учебное пособие/ АНХ при Правительстве РФ, факультет инновационно-технологического бизнеса.- М.: Риор: Инфра-М, 2010.- 269 с.

12. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.:Кнорус, 2009.-512 с. Рекомендовано ГОУ ВПО "Государственный университет управления".

13. МАЙСТЕР Д. Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 246 с.

14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – Дело, 2002. – 704 с.

15. ПИТЕРС Т., УОТЕРМАН-мл., Р. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 560 с.

16. Пужаев А.В. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2010.- 192 с.

17. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений.- М.: ИКАР, 2009.- 245 с.

18. Рой О.М. Теория управления: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.- 256 с.: ил..-(Учебное пособие)

19. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 304 с..-(Высшее образование)

20. Самойлович В.Г. Организация производства и менеджмент: Учебник. - М.: Академия,2008.-336 с.-(Высшее профессиональное образование).

21. Теория системного менеджмента: Учебник/ Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова; Под ред. В.П.Журавлева, Р.С.Седегова, В.Г.Янчевского.- М.: Экзамен, 2006.- 511 с.

22. Тьетар Р.А. Менеджмент: Пер с франц./ Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.

23. Хохлова С.В. Основы экономики предприятия: Учебное пособие.- СПб.: ООО "Издательство"ЛЕМА", 2010.- 126с.

24. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. / пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – СПб.: Питер, 2001.

Приложение 1

Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Цели и задачи ее изучения. Место дисциплины в системе подготовки бакалавров менеджмента.

Определение менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Менеджер и результат его деятельности. Соотношение менеджмента и социального управления. Соотношение понятий «управление», «менеджмент» и «руководство».

Раздел 1. История развития управленческой мысли

Наши рекомендации