История управленческой мысли
1. Сущность, содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Предмет МО – человек в профессиональной среде. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.
Относятся: стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; разработка стратегии развития организации и реализация; определение конкретных целей развития организации; постоянный поиск и освоение новых рынков; осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Функции: Планирование.-Позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.
Организация.-Формирует структуру организации, а так же обеспечивает всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
Мотивация- экономическое и моральное стимулирование.
Контроль — оценка результатов деятельности.
Координация- ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Принципы управления - изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач. Включают в себя: принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию);
принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом);
принцип баланса власти (уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
принцип оптимального сочетания интересов организаций и территориальных интересов;
принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
Основные категории менеджмента.
Категории менеджмента* - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести:
· понятие и сущность менеджмента
· виды менеджмента*;
· объекты и субъекты менеджмента*;
· функции менеджмента*;
· иерархия менеджмента*;
· организационная структура* и схема управления;
· принципы менеджмента*;
· методы менеджмента*;
· стиль руководства*.
В научной методике используют 3 основных подхода к определению управления:
1.Структурно-функциональный
Управление- это процесс целенаправл. воздействия на коллектив людей для планирования организаций, мотиваций и контроле их совместных действий.
2.Содержательный
Управление-это система обществ.отношений управления, возникающих между людьми в процессе общественного производства.
3.Кибернетический.
Специфика управления выражается через понятие воздействия, которое рассматривается как влияние на человека с целью согласованностью его действий с действием других направлений достижения общей цели.
2. Сущность и особенности управленческой деятельности.
Управление – это целенаправленное внешнее воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое; это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей».
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д. Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.
Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).
Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей - по показателям работы отдела.
УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей. УД специфичнапо организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации — иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.
Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Функции управленческого цикла – планирование, организация, мотивация, контроль.
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении - сопоставление существующего состояния с желаемым, руководящие требования к действиям, критерии принятия решений, инструменты контроля.
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности (это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления). Нормативные требования к управлению включают - принципы предпринимательской деятельности, основные цели, объекты, сферы деятельности, требования к ее организации. Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
· К способу управления (например, авторитарный или демократичный).
· В области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование).
· В среде информации (открытость, секретность).
· Принципы мотивации.
· Организационные структуры.
· Принципы контроля.
Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
· Политику создания фирмы (цели, решения, средства);
· Политику места положения фирмы;
· Политику ее правовой формы;
· Политику отношения собственника к предприятию;
· Кооперационную политику с другими фирмами;
· Политику концентрации и разукрупнения;
· Политику ликвидации фирмы.
Конкретные политики действий включают:
· Политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
· Инвестиционную политику;
· Политику запасов;
· Политику в области оборудования;
· Кадровую политику;
· Финансовую политику;
· Производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
· Политику сбыта (цены, распределение, реклама);
· Политику отчетности о деятельности фирмы.
Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении, обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень — тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.