История управленческой мысли

1. Сущность, содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Предмет МО – человек в профессиональной среде. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.

Относятся: стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; разработка стратегии развития организации и реализация; определение конкретных целей развития организации; постоянный поиск и освоение новых рынков; осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Функции: Планирование.-Позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.

Организация.-Формирует структуру организации, а так же обеспечивает всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.

Мотивация- экономическое и моральное стимулирование.

Контроль — оценка результатов деятельности.

Координация- ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Принципы управления - изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач. Включают в себя: принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию);

принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);

принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом);

принцип баланса власти (уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

принцип оптимального сочетания интересов организаций и территориальных интересов;

принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

Основные категории менеджмента.

Категории менеджмента* - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

· понятие и сущность менеджмента

· виды менеджмента*;

· объекты и субъекты менеджмента*;

· функции менеджмента*;

· иерархия менеджмента*;

· организационная структура* и схема управления;

· принципы менеджмента*;

· методы менеджмента*;

· стиль руководства*.

В научной методике используют 3 основных подхода к определению управления:

1.Структурно-функциональный

Управление- это процесс целенаправл. воздействия на коллектив людей для планирования организаций, мотиваций и контроле их совместных действий.

2.Содержательный

Управление-это система обществ.отношений управления, возникающих между людьми в процессе общественного производства.

3.Кибернетический.

Специфика управления выражается через понятие воздействия, которое рассматривается как влияние на человека с целью согласованностью его действий с действием других направлений достижения общей цели.

2. Сущность и особенности управленческой деятельности.

Управление – это целенаправленное внешнее воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое; это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей».

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д. Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей - по показателям работы отдела.

УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей. УД специфичнапо организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации — иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Функции управленческого цикла – планирование, организация, мотивация, контроль.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении - сопоставление существующего состояния с желаемым, руководящие требования к действиям, критерии принятия решений, инструменты контроля.

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности (это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления). Нормативные требования к управлению включают - принципы предпринимательской деятельности, основные цели, объекты, сферы деятельности, требования к ее организации. Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

· К способу управления (например, авторитарный или демократичный).

· В области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование).

· В среде информации (открытость, секретность).

· Принципы мотивации.

· Организационные структуры.

· Принципы контроля.

Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.

К структурной политике относят:

· Политику создания фирмы (цели, решения, средства);

· Политику места положения фирмы;

· Политику ее правовой формы;

· Политику отношения собственника к предприятию;

· Кооперационную политику с другими фирмами;

· Политику концентрации и разукрупнения;

· Политику ликвидации фирмы.

Конкретные политики действий включают:

· Политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);

· Инвестиционную политику;

· Политику запасов;

· Политику в области оборудования;

· Кадровую политику;

· Финансовую политику;

· Производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);

· Политику сбыта (цены, распределение, реклама);

· Политику отчетности о деятельности фирмы.

Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении, обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень — тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Наши рекомендации