Тема: Деформации личности в управленческой деятельности

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.
  2. Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.
  3. Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.
  4. Профессиональные заболевания, их специфика.
  5. Способы профилактики и преодоления деформаций.

Литература:

  1. Абабков В.А., Пере М. Адаптацтя к стрессу: основы теории, диагностики, терапии.- Спб., 2006.
  2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.- Спб., 2006.
  3. Лупьян Я.А. Барьеры общения – стресс.- Р/н/Д, 1991.
  4. Психология профессионального здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- Спб., 2006.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства- М., 2004
  6. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия.-М., 2004.
  7. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов.-М., 2004.
  8. Зеер Э.Ф. Профессиональные деформации.-М., 2005.

Задания для самостоятельной работы:

1. выписать в словарь понятия: деформация, деструкция, синдром эмоционального выгорания, синдром психического выгорания.

2. Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 267 -275) (конспект)

3. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 246-254) (конспект)

4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.-1994.-№6.-с.57-64 (выписки)

5. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов // Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.-25-28 июня 2003 г. –в 8т.-СПб., 2003- т.7.-с.425-429 (доклад)

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал.-2002.-№3.-85-95 (конспект)

7. Психология труда / под ред. А.В.Карпова.-М., 2004- гл.3,- §10-«Регрессивная стадия профессионального становления личности»-с.256-266 (конспект)

8. Носкова О.Г. Психология труда-М., 2004-п.4.10.»Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии-с.133-135 (конспект)

9. Анцыферова Л.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человыека / Психология личности: новые исследования/ под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой.-М., 1998 (конспект)

10. ответить на вопросы теста В.В.Бойко «Синдром эмоционального выгорания» (литература Ильин Е.П. Мотивация и мотивы); А.А.Рукавишников «Синдром психического выгорания» (литература: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и группы)

11. ознакомиться с методикой О.Н. Родиной «Оценка уровня психологической и физиологической профессиональной дезадаптации» (литература: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 147-152.)

12. ознакомиться с методикой Баса-Дарки «Агрессивность» (литература: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 152-157 или Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2005.- с. 174-180).

13. Урбанович А.А. Здоровеье руководителя. Предупреждение и преодоление стрессов и жизненных кризисов // Урбанович А.А. Психология управления.- Минск, 2001.- с. 350-399 (выписки).

Практическое занятие № 17

Тема: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности профессионального отбора руководителей
  2. Технология аттестации руководящих кадров.
  3. Особенности планирования карьеры руководителей.

Литература:

  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М., 1991.
  2. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала.- Спб., 2003.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Машков В.Н. Психологическая оценка руководителей // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 88-97) (выписки)
  2. Машков В.Н. Психологическая коррекция и обучение руководителей // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 98-104) (выписки)
  3. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии.-1998.-№3 (конспект)



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать.- М.: Известия, 2003.
  2. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  3. Аминов И.И. Психология делового общения.- М., 2006.
  4. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера.- М.: Народное образование, 1995.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

  1. Анисимов О.А., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии.- М., 1995.
  2. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами.- СПб.: Речь, 2003.

8. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2002.

9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989.

  1. Бороздина В.Г. Психология делового общения.- М.: Инфра-М, 2002.
  2. Валдовска Э.Л. Общение и социально-психологическая компетентность руководителя.- Рига, 1983.

12. Вересов Н.Н. Психология управления. – М., 2003.

  1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала.- М., 1998.

14. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.

  1. Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Организации: поведение, структура, процессы .- М.: Инфра-М, 2000.
  2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий.- СПб.: Нева, 2003.

17. Гришина Н.В. Психология кофликта. – СПб., 2000.

  1. Данилова М.А., Фролова Е.В. Коучинг: истоки, подходы, перспективы.- СПб.,: Речь, 2003.
  2. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя.- М.: Бизнес-Пресс, 2004.
  3. Десслер Г. Управление персоналом.- М.: Бином, 2004.

21. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2000.

22. Егоршин А.К. Управление персоналом. – Нижний Новгород, 1999.

  1. Емельянов С.М. Технологии управления конфликтами.- СПб., 2001.
  2. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии (персональный мененджмент).- СПб., 1992.

25. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.

26. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М., 1990.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообрахования.- СПб.: Речь, 2004.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию.-СПб.: Речь, 2003.
  3. Иванов М.А. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

30. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.

31. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М., 1998.

  1. Карпов А.В. Психология менеджмента.- М.: Гардарики, 2004.
  2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений.- М., 2002.
  3. Ковальчук А.С. Основы имеджеологии и делового общения.- Р/на/Дону, 2003
  4. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях.- М.: Вершина, 2004.

36. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 1999.

37. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. – М., 1993.

38. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

  1. Кунц Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.- М., 1981.
  2. Лавриненко Ф.Н. Психология и этика делового общения.- М.: Юнити, 2003.
  3. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения.-СПб.: Речь, 2002.
  4. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологическое описание.- Кострома, 2003.
  5. Максимов Е.В. Коучинг от А до Я. Возможно все.- СПб.: Речь, 2004.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность.- М., 2003.
  7. Машков В.А. Психология управления.- М., 2002.
  8. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- СПб.: Речь, 2005.
  9. Международная стандартная классификация занятий.- М.: Финстатинформ, 1998.

48. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1993.

  1. Мильнер Б.З. Теория организации.- М., 1998.

50. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

  1. Моргенстерн Д. Тайм менеджмент: Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью.- М., 2003.
  2. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение.- Спб.: Питер, 2000.
  3. Огнев С.А. Организационное консультирование в стиле коучинг.- СПб.: Речь, 2003.

54. Организационная психология. Хрестоматия. – СПб., 2000.

  1. Организационная психология: Хрестоматия / Отв. ред. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк.- СПб., 2001.
  2. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе.- СПб.: Речь, 2004.

57. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические основы руководства. – Мурманск, 2001.

  1. Платонов Ю.П. Психологические портреты персонала: типология и диагностика.- СПб.: Речь, 2003.

59. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб., 2000.

  1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.: Речь, 2003.
  2. Практическая психология для экономистов и менеджеров / под ред. М.К. Тутушкиной.- СПб., 2002.
  3. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / сост. М.А. Литвинцева.- М., 1997.
  4. Психология делового общения / Сост. Ю.А.Фомин.- Минск, 1999.
  5. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002.
  6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.- М., 1998.

66. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. – М.; Ставрополь, 2001.

  1. Ревская Н.Е. Психология менеджмента.- СПб., 2001.
  2. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией.- М., 2004.

69. Розанова В.А. Психология управления. – М., 2000.

70. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.% Новосибирск, 1998.

  1. Савкин А.Н., Данилова М.А. Коучинг по-русски: смелость желать.- СПб.: Речь, 2003.

72. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – М., 1997.

  1. Сартан Г.М. Новые технологии управления персоналом.- СПб.: Речь, 2003.
  2. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг.- СПб.: Речь, 2002.
  3. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1991.
  4. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений.- М.: Изд-во УРАО, 2001.
  5. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол.- М.: Ось-89, 1999.
  6. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол.- М., 2003.
  7. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.- Р/на /Дону,2001.

80. Сухобская Г.Е. Психология в управлении. – СПб., 1999.

  1. Сэнг Х. Ким 1001 способ мотивации.- М., 2004.
  2. Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления.- М.: АСТ-Пресс, 2003.
  3. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента.- М.: Сфера, 2003.
  4. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям.- М., 2003.

85. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980.

86. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992.

  1. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех.- СПб.: Речь, 2003.
  2. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов.- СПб.: Речь, 2004.
  3. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления.- М.: Феникс, 2004.
  4. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении.- СПб., 1997.

91. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала.- Спб.: Речь, 2004

92. Шакуров Д.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.

  1. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации.- Самара, 2005.
  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.-СПб.: Питер, 2003.
  3. Шеламов Г.Н. Деловая культура и психология общения.- М.: Академия, 2004.

96. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1996.

  1. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам.- М., 1998.
  2. Якокка Л. Карьера менеджера.- М., 1990.

Дополнительная литература:

  1. Базарова Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки персонала государственных и коммерческих структур.-М., 1995
  2. Бакирева Г.Х. Управление человеческими ресурсами.-Спб., 2003
  3. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом.- СПб.: Речь, 2004.
  4. Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала.- СПб.: Речь, 2003.
  5. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления.-М., 1990
  6. Бреддик У. Менеджмент в организации.-М., 1997
  7. Бурякова Е.С. Тренинг «Эффективный рекрутер».- СПб.: Речь, 2004.
  8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.-М., 2000
  9. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
  10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.- Р/на/Дону, 2001.

11. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М., 2003.

  1. Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров.-М., 1996
  2. Дружинин А., Замулин А. Тренинг продаж.- СПб.: Речь, 2002.
  3. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.-М., 1993
  4. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений.-М., 1998
  5. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий.- М., 1987.

17. Корицкий Э., Нинциева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история. – СПб., 1999.

  1. Кричевский Р.Л. Если вы-руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.-М., 1993

19. Лидерство в бизнесе. Психологические проблемы. – Дубна, 1999.

  1. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения.-Спб., 2002

21. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб., 1999.

  1. Менеждмент организации / под ред. З.П. Румянцевой.-М., 1995
  2. Морозова Г. Психологическое сопровождение организации и персонала.-Спб., 2006
  3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М., 2002.
  4. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Платонов Ю.П. Психологические типологии. Пособие для менеджеров и праткических психологов.-Спб., 2006
  6. Поляков В.А. Технология карьеры.-М., 1995

28. Практикум по гендерной психологии/ Под. ред. И.С. Клециной – Москва-Спб., 2003.

  1. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова.-Спб., 2004Уткин Э.А. Управление фирмой.-М., 1996

30. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

  1. Розанова В.А. Психология управления.-М., 19097
  2. Снетков В.М. Психология коммуникации в организации.-Спб., 2000
  3. Советы психолога менеджеру/ под ред. Тутушкиной.-Спб., 1998
  4. Степанов Д.В. Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие.-Спб., 2006
  5. Степанов С.С. Язык внешности.- М.: Эксмо-пресс, 2001.

36. Тевене М. Культура предприятия. – СПб., 2003.

  1. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам.-М., 1996
  2. Фопель К. Создание команды.-М., 2002
  3. Хаммер М., Чампи Дж. Реинженеринг корпорации.-Спб., 1997
  4. Шарухин А.П. Психология менеджмента.-СПб., 2006

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.

2. Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).

3. Современные принципы управления персоналом.

4. Понятие и особенности управленческой деятельности.

5. Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).

6. Понятие организация. Ее структура.

7. Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.

8. Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.

9. Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.

10. Этапы делегирования полномочий.

11. Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.

12. Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.

13. Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей

14. Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.

15. Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.

16. Этапы внедрения инноваций.

17. Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.

18. Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления.

19. Психологические основы аттестации персонала.

20. Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.

21. Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

22. Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).

23. Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).

24. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.

25. Факторы, определяющие карьерный рост.

26. Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.

27. Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.

28. Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.

29. Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.

30. Переговорный процесс, этапы и техники.

31. Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).

32. Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.

33. Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.

34. Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.

35. Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.

36. Функция целеполагания в управленческой деятельности.

37. Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.

38. Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.

39. Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.

40. Личностные особенности эффективного руководителя.

41. Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).

42. Факторы, определяющие выбор стиля руководства.

43. Управление формированием психологического климата в организации.

44. Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.

45. Особенности профессионального отбора руководителей

46. Технология аттестации руководящих кадров.

47. Особенности планирования карьеры руководителей.

48. Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.

49. Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.

50. Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.

51. Профессиональные заболевания, их специфика.

52. Способы профилактики и преодоления деформаций.

53. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

54. Личностные особенности эффективного руководителя.

55. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

56. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

Наши рекомендации