Тема 11. Мониторинг как аспект управленческой деятельности

План

Понятие и способы осуществления мониторинга

Мониторинг профессионально-образовательного процесса и его формы

Мониторинг профессионального развития личности

Методы мониторинга

В последнее время термин «мониторинг» имеет широкую трактовку, под кото­рой подразумевается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предпо­ложению. Допустимо рассматривать данный термин в значении процесса отслежи­вания состояния какого-либо объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. С методической точ­ки зрения мониторинг стоит рассматривать как универсальный тип деятельно­сти, индифферентный к предметному содержанию, способствующий постоянному отслеживанию происходящих в реальной предметной среде явлений, с тем чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Можно выделить следу­ющие аспекты мониторинга, которые отличают его от других близких или похо­жих педагогических и психологических процессов и могут считаться основными принципами: непрерывность сбора данных; диагностичность происходящих процессов; информативность; научность применяемых критериев и выводов.

Предметами мониторинга, которые выражаются в группах подобранных показателей, являются следующие явления: академическая успеваемость учащихся; учебная и учебно-профессиональная деятельность учащихся; развитие личности учащихся; становление учебной группы; профессиональная деятельность преподавателя, мастера производственного обучения и их развитие; становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае опре­деляется индивидуальный вид мониторинга. При реализации любого вида монито­ринга проявляются психологические особенности, обусловленные его объектом.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют мониторинг образовательного процесса и академической успеваемости обучаемых. Однако эти виды мониторинга не дают полной информации в личностном плане. Они не позволяют отслеживать динамику профессионального становления личности учащегося, развитие учебной и учебно-профессиональной деятельности. Мони­торинг развития личности обучаемых, их учебной и учебно-профессиональной деятельности реализуется по двум направлениям: 1) отслеживаются параметры деятельности, где основное внимание уделяется процессуальным характеристи­кам; 2) осуществляется наблюдение, дается оценка и прогноз психического со­стояния в процессе профессионального становления.

Главной целью мониторинга является диагностика профессионального разви­тия обучающихся и внесение коррективов в процесс профессионального образо­вания, т. е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное вни­мание уделяют отслеживанию характеристик процесса профессионального ста­новления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями 0 результатах обучения.

Способы осуществления мониторинга

По мнению Э.Ф. Зеера, {Зеер Э.Ф.Психология личностно-ориентированного профессионального образования, Екатеринбург, 2000. - С. 126-127}? все многообразие применяемых способов и техноло­гий осуществления мониторинга сводится к нескольким группам.

1- Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профес­сионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Качество наблюдения зависит от психологической компетентности педагога и характеризуется субъективностью.

2. Метод тестовых ситуаций состоит в создании специальных условий, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого ставятся уточняющие вопросы, стимулируется рефлексия познавательных действий, дозируется помощь в учении.

3. Экспликация — развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Данный метод позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно вносить коррективы в процесс образования Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обуча­емых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных — с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учеб­но-профессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросные методыпозволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные вопросы. Опросники определяют уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятель­ности, направленности обучаемых.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельностипроводится на основе изучения письменных ответов, графического материала, технических изделий, творческих работ обучаемых.

6. Тестирование — один из методов сбора данных об уровне развития педагоги­ческих процессов и степени выраженности психического развития субъектов об­разования. Тестирование ориентируется на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.

Мониторинг профессионально-образовательного процесса

Образовательный мониторинг— категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Как сложный объект образо­вательный мониторинг рассматривается с позиций системного подхода. Содержание образования передается преподавателями и усваивается обучаемым в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образова­тельный мониторинг. Формирование благоприятной образовательной среде происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов.

Основными задачами мониторинга профессионально-образовательного процесса являются:

• отслеживание трудностей при усвоении нового учебного материала;

• создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;

• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;

• индивидуализация педагогом своей деятельности;

• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в про­фессионально-образовательном процессе.

Реализация данных задач возможна при осуществлении следующих способов мониторинга профессионально-образовательного процесса: сбор информации, регистрация состояния текущих процессов; учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуля­ции образовательного процесса.

Мониторинг мотивации учения может быть осуществлен с помощью метода наблюдения. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения

Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживай уровня их выраженности целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Отслеженные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном регистрационном бланке, который заполняется преподавателями в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем за­нятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения комплексных работ, включающих несколько четырех- или шестичасовых заня­тий. В конце каждого занятия (семестра) показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом индивидуальном графике профессионально-образовательного процесса учащихся.

Концепция мониторинга профессионального развития личности включает следующие основные положения.

Развитие обучаемого является главной целью личностно-ориентированного образования. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление. Личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление как обучаемого, так и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями.

На стадии профессионального образования движущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями общества и уровнем личностного и профессионального развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению уровня социально-профессиональной компетенции.

Следующее противоречие проявляется между требованиями новых для личности социально-профессиональной ситуации, новой роли, трудового коллектив, и уровнем социально-профессиональной квалификации и компетенции. Его разрешение происходит в процессе психологической перестройки личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального опыта.

На стадии профессионализации основным является противоречие между«я» — действующим и «я» — отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры.

Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации профессии и профессионально-психологическим содержанием, техническими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнару­живается противоречие между «я» — профессиональным и «я» — потенциальным. Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности.

На начальных стадиях профессионального становления его движущими сила­ми выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на по­следующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста-профес­сионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии профес­сиональной деятельности, система стимулирования развития.

На стадии профессионального образования в качестве такой системы стиму­лирования может выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации — оценка уровня квалификации.

Наши рекомендации