Назначение Руководства по качеству и конфиденциальность
Руководство по качеству – это документ предназначен в основном для внутреннего применения организацией. Однако любой потребитель (заинтересованная сторона) может воспользоваться Руководством по качеству.
Главная цель руководства по качеству -это определение структуры системы и одновременно служить постоянной книгой рекомендаций при реализации и поддержании этой системы.
Основное содержание руководства по качеству
Это важнейший документ, представляющий собой краткое изложение СМК организации.
В нем содержится информация по организационной структуре, и прежде всего по структуре процессов управления качеством, а также ссылки на другую документацию.
Руководства по качеству является общее описание системы качества и составляющих ее подсистем (планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества).
Руководство по качеству индивидуально для каждой организации.
Объем, структура и содержание руководства по качеству жестко не регламентируются — их определяет сама организация.
Они, как правило, зависят от размера и особенностей деятельности организации.
Небольшие организации (малые предприятия) могут включать в руководство по качеству описание всей СМК, а также все документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001.
Крупные компания могут разработать несколько руководств по качеству, действующих по иерархии управления компанией (например, на национальном, региональном и других уровнях).
разработав руководство по качеству, организация сможет внедрять и улучшать свою систему менеджмента качества.
Определяет систему обеспечения и управления качеством организации и создаёт основу для дальнейшей деятельности.
Составляется на основе «Политики в области качества» и соответствует пунктам стандарта ИСО 9001 . Следовательно, оно должно состоять из 8 глав.
Структура руководства по качеству
1. Введение
1-01 Общие положения
1-02 Область применения
1-03 Рассылка “Руководства по качеству”
1-04 Нормативные ссылки
1-05 Термины и определения
2. Представление организации
3. Миссия, Видение, Стратегия развития, Политика и цели в области качества
4. Система менеджмента качества
- Общие требования
- Требования к документации
5. Ответственность руководства
- Организационная схема руководства
- Ответственность и полномочия
- Планирование
- Представитель управления и/или менеджер по качеству
- Внутренние коммуникации и информация.
- Анализ деятельности организации
6. Управление ресурсами
- Снабжение ресурсами
- Управление людскими ресурсами
- Компетентность, сознание и образование
- Управление инфраструктурой
- Качество инфраструктуры
- Рабочая среда
- надёжность
- окружение
- управление финансами
7. Выпуск продукции и/или оказание услуги (Процессы жизненного цикла продукции или услуги)
- Краткая характеристика процессов жизненного цикла в соответствии с разделом 7 стандарта.
- Глубина описания процессов в руководстве по качеству зависит от выбранной модели документации системы. При наличии книги процессов здесь дается краткая характеристика.
8. Измерения, анализ и улучшения
- Измерения и мониторинг (работы и состояния системы, удовлетворенности заказчика, работы процессов, управление несоответствиями, корректирующие и предупредительные действия)
Приложения
- Списки процедур и инструкций, матрица ответственности
Структура руководства по качеству
Список литературы
1) Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации [Текст] : учеб. пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 299 с.
2) Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества [Текст] : учеб. пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. - М. : КНОРУС, 2010. - 192 с.
3) Логанина В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях. Практическое руководство: учебное пособие / В. И. Логанина, О. В. Карпова, Р. В. Тарасов. – М.: КДУ, 2008. – 148с.
4) Рожков, В.Н. Управление качеством [Текст] : учебник / В.Н. Рожков. - М. : Форум, 2012. - 336 с.
5) Розенталь, О.М. Стандарты и качество оценки соответствия [Текст] / О.М. Розенталь, С.А. Хохлявин. - М. : Стандарты и качество, 2009. - 240 с.
6) Смирнов, Э.А. Управление качеством рекламы [Текст] : учеб. пособие / Э.А. Смирнов. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 170 с.
7) Тебекин, А.В. Управление качеством [Текст] : учебник / А.В. Тебекин. - М. : Юрайт, 2011. - 371 с.
8) Управление качеством : самооценка [Текст] : учеб. пособие для СПО / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Г.А. Соседов, Е.Б. Герасимова. - М. : Форум, 2013. - 176 с.