Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

Различные трактовки термина «мотивация» в менеджменте. Соотношение потребностей, мотивов, стимулов, интересов и целей. Возможность и пределы управления мотивацией человека в органи­зации. Роль внешнего и внутреннего вознаграждения для группы и индивида. «Метод кнута и пряника» - традиционный метод управ­ления мотивацией человека. Концепция положительного подкреп­ления Б.Скиннера.

Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, мотивационная теория Д. Мак-Клелланда. Практика применения содержательных теорий мотивации. Недооценка национальных, социальных и личностных различий индивида содержательными теориями мотивации.

Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, теория справедливости, модель Л.Портера - Э.Лоулера. Ситуационная природа вознаграждения индивида в организации. Восприятие человеком внутренней и внешней справедливости.

Современные механизмы обеспечения справедливости в организации. Мотиви­рующая роль компенсаций за неравные условия в менеджменте. Мотивация и фактор риска в трудовом поведении работника.

Регулирование и контроль в системе менеджмента.

Контроль и властные отношения в компании. Виды контроля: контроль за отношениями; контроль за процессом; контроль за результатом. Понятие прямого и опосредованного контроля в управлении. Малая группа и организационное ядро - источники контроля в организации. Проблема и логика идентификации работ­ника с организацией. Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль.

Национальные особенности менеджмента.

Три уровня культуры в бизнесе. Национальная культура. Организационная культура, культура данной деловой организации. Управленческая культура.

Традиционная классификация менеджмента: американский, японский и западноев­ропейский менеджмент. Примеры других типов управления. Их особенности и зависимость от истори­ческих условий, национальных черт и иных факторов восприятия управленческой культуры.

Отличительные черты американского менеджмента. Индивидуальный характер принятия решений. Индивидуальная ответственность. Строго формализованная структура управления. Четко формализованная процедура контроля. Индивидуальный контроль руководителя. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе . Главные качества руководи­теля - профессионализм и инициатива. Ориентация управления на отдельную личность. Оценка управления по индивидуальному результату. Формальные отношения с подчиненными. Деловая карьера обусловливается личными результатами. Подготовка узкоспециализированных руководителей. Оплата труда по индивидуальным достижениям. Найм на работу на короткий период.

Специфика японского менеджмента. Коллективное принятие управленческих решений. Ответственность коллективная. Нестандартная, гибкая структура управления. Неформальная организация контроля. Коллективный контроль. Замедленные оценка работы сотрудника и служебный рост. Основное качество руководи­теля -умение осуществлять координацию действий и контроль. Ориентация управления на группу. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату. Личные неформальные отношения с подчиненными. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы. Подготовка руководителей универсального типа. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стаж и т.д. Долгосрочная занятость руководителя в фирме.

Особенности западноевропейского менеджмента.

Специфика российской деловой культуры. Основные проблемы в деловой культуре России. Проблема власти: руководитель в системе без власти — не руководитель. Проблема отношения к работе.

Принцип построения власти в большинстве российских деловых организаций. Принцип виноградной грозди.

Характеристика основных видов мотивации, соответствующих различным странам и место российских компаний в этой классификации.

Управление качеством.

Качество как объект и характеристика управления. Основные черты и особенности управления качеством. Разновидности систем управления качеством: отечественный и зарубежный опыт.

Стратегический менеджмент.

Содержание и функции стратегического планирования в менедж­менте. Планирование в условиях рыночной среды. Процесс выдви­жения управляющим целей стратегического планирования. Анализ средств и методов достижения целей. Адаптивность как непременное условие планирования стратегии менеджером. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации.

Прогнозирование в теории управления и экономике. Необходи­мость вероятностной оценки существующих тенденций развития организации. Соотношение планирования и прогнозирования в работе менеджера. Проблема корректировки прогнозов и планов развития предприятия или организации.

Этапы стратегического планирования: предварительный анализ, разработка нескольких вариантов плана, выбор оптимального варианта, отслеживание его реализации. Бостонская модель стратеги­ческого планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические и технологические.

Стратегические альтернативы развития организации: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Политика фирмы в планировании производства и персонала при выборе различных альтернатив управления. Приростный и предпринима­тельский стили стратегического поведения в менеджменте. Управление менеджером процессом реализации стратегии. Принципиальное отличие стратегического планирования в менеджменте от опера­тивного планирования.

Инновационный менеджмент.

Определение новшества, нововведения и инновации в менеджменте. Объект и предмет инновационного менеджмента. Понятия жизненного цикла инновации и инновационного процесса; их основные этапы. Составляющие инновационной инфраструктуры в менеджменте.

Основные субъекты рынка инноваций. Влияние конкуренции на рынок инноваций. Роль фундаментальных и прикладных научных исследований в инновационном менеджменте. Долгосрочные и средне­срочные, реальные и финансовые разновидности инвестиций в инновационном менеджменте.

Роль государственной поддержки в инновационной деятельности. Финансово-промышленная группа - пример отечественной государ­ственной поддержки инновационной деятельности организации.

Понятие и основные этапы осуществления инновационного проекта. Методы выбора оптимального инновационного проекта. Понятия риска и неопределенности при оценке инвестиционных проектов. Коммерциализация инновационного проекта.

Вопросы социально-психологического и экономического характера

Наши рекомендации