Мотивация и стимулирование труда персонала в туроператорской и турагентской деятельности

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации, то есть это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Для мотивирования труда персонала предприятий размещения и питания руководителю или кадровой службе необходимо:

1. определить набор благ, отражающий все основные потребности и интересы сотрудника;

2. определить уровень удовлетворения потребностей каждого работника, его интересы;

3. конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимы организации и которые целесообразно мотивировать;

4. увязать определенные виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ.

Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование, т.е. создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей.

Система морального и материального стимулирования труда в различных предприятиях размещения и питания предполагает комплекс мер, направленных на увеличение трудовой активности работающих и, как следствие, на повышение эффективности труда, его качества.

Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис. 2)

Стимулирование персонала туристского предприятия направлено, прежде всего, на повышение качества обслуживания потребителей, рост профессионального мастерства, а также поощрение к внесению предложений по совершенствованию различных направлений деятельности предприятия.

С этой целью в организации используют стимулы в виде денежных премий, подарков, бесплатных поездок, информационных туров, конкурсов профессионального мастерства, обучения, возможности продвижения по службе. Для формирования мотивации персонала большое внимание организации индустрии гостеприимства и туризма должны уделять вопросам информированности работников о целях предприятия, его истории, принятых методах и стиле управления, структуре, задачах и ответственности, возлагаемых на лиц, занимающих те или иные должности.

Мотивация и стимулирование труда персонала в туроператорской и турагентской деятельности - student2.ru

Рисунок 2 – Виды стимулирования труда

К современным методам мотивации можно отнести следующие.

1) Определять систему мотивации сотрудника на этапе собеседования. Выяснять жизненные ценности конкретного человека в беседе на отвлеченные темы, не касающиеся непосредственно его функциональных обязанностей на рабочем месте. Это могут быть сведения об интересах, хобби, семейном положении, родителях и т.д. Информация о предыдущем месте работы: что больше всего устраивало и не устраивало. Таким образом, можно сделать предварительные выводы, как о личности потенциального сотрудника, так и о способах его мотивации.

2) Неформальные беседы с сотрудниками. В крупных компаниях этим способом мотивации часто, совершенно напрасно, пренебрегают. Необходимо взять за правило, и заранее спланировать небольшую часть времени, которую уделять на общение с коллективом вне контекста работы. Есть возможность заслужить искреннее уважение и благодарность сотрудника, если периодически интересоваться как у него дела дома, как семья, здоровье близких и т.д. Помимо этого, всегда будет доступ к свежей информации стимулирования подчиненного и возможных причин спада его эффективности.

3) Руководитель - как пример для подражания. Эмоциональная атмосфера коллектива напрямую связана с настроением руководителя. В силах руководителя как “заразить” своей энергией и энтузиазмом, так и напротив, внушить апатию и уныние сотрудникам. Необходимо быть готовым оказать помощь при решении особо сложных задач, внести свои предложения, если потребуется. Коллектив ответит взаимностью и приложит максимум сил, если сделать это вместе.

4) Рост и карьера. Возможности профессионального роста и повышения квалификации - тоже сильный мотив, с помощью которого можно управлять людьми. Нужно дать понять сотруднику, какие планы и надежды на него возлагаются, и какая на нем лежит ответственность. Эффективность работы сотрудников напрямую зависит от их индивидуальных возможностей и профессионализма. Поэтому так важно внедрить в компании систематическое и плановое обучение, которое должно восприниматься не как экстраординарное событие, а как привычный процесс.

5) Соперничество. Организация конкурсов на “самого лучшего сотрудника” внутри компании, позволит проявить настойчивость и упорство подчиненным, заинтересованным в продвижении по карьерной лестнице. Никто не хочет быть хуже остальных. Правда, существует опасность, проявления зависти и конфликтов внутри коллектива, поэтому к вопросу создания здоровой конкуренции в компании нужно подходить тщательно и осторожно.

Только комплексная система мотивации с обязательным учётом эмоциональной и материальной составляющей позволит добиться от сотрудников полной самоотдачи на работе, максимальной эффективности и продуктивности.

Наши рекомендации