Историческое значение термина «менеджмент»

Тесты к первой теме

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Значение слово master имело значение:

Умеющий разыскивать»,

Ведущий поиски».

2. Искусство управления людьми по-гре­чески именовалось:

Демагогией».

3. «руководство народом», «управление страной» переводится как:

1. «демагогия.

4. Метод управления — «рукоприк­ладство» называется:

1. «деспотия»,

5. «Деспотия» — это прежде всего:

Связывать»,

Сковывать».

Укажите один правильный ответ

6. «Демократия» означает силу или власть народа, а «демагогия» — ис­кусство..

3. манипулировать этой властью во вред самому нар.

7. Педагогика — это искус­ство…

Воспитания и ухода за детьми»,

8. Первоначально педагогом на­зывался…

Слуга»,

Раб»,

9. В течение семидесяти лет руководитель в на­шей стране ассоциировался в первую очередь с…

2. «настав­ником»,

Воспитателем»,

10. Патерналистский стиль управления это:

Отечески-заботливый»,

В латинском языке существует слово mancepts —

Подрядчик»,

Предприниматель»,

12. «mancipio» означает:

Передавать в собственность»,

13. Экономическая категория «мануфакту­ра» это:

4. «форма предприятия, основанная на раз­делении труда и использовании ручной ремесленной техники».

14. capio обозначает…

Приобретать»,

Наследовать»,

Присваивать»,

Прибирать к рукам»,

15.Тер­мин «менеджмент» предлагает немецкий историк И.Шайд как:

3. «умения управлять лошадью»,

Укажите четыре правильных ответа

16. Английское слово «manage» означает …

Ухитряться»,

Руководить»,

4. «умуд­ряться»,

5. «уп­равлять»,

17. Менеджер — тот…

Кто назначен собственником»,

Кто замещает капиталиста»,

Кто является мальчиком на побегушках»,

Тесты ко второй теме

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

1. Первая революция произошла в:

Период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке»,

2.Первыми менеджерами в период Древнего Востока были:

3. «жрецы»,

3. В результате первой революции менеджмент сформировался как:

Инструмент коммерческой деятельности»,

2. «инструмент рели­гиозной деятельности»,

4. Выдающееся значение кодекса Хаммурапи заключается:

3. «в создании системы админист­рирования»,

5. Суть второй революции в менеджменте заклю­чается в:

Возникновении формальной системы организации»,

3. «методов мо­тивации поведения»,

. «регулировании отношений людей»,

6. «появлении чисто светской манеры управления».

Укажите один правильный ответ

6. Царь Навуходоноссор II являлся ав­тором:

Системы производственного контроля»,

7. Суть третьей революции в менеджменте заклю­чается в:

Производственно-строительной»,

8. В Древнем Риме Диоклетиан ввел новшество в управление это:

Система территориального управления»,

9. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система

3. «акционерная»,

10. В XVIII—XIX веков контроль над производством был передан в руки:

Профессионалов»,

В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера распадается на множество подфункций

4. «планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, орга­низацию, статистический анализ производства».

12. Специализация менеджера в XIX веке это:

1. «инструменты координирова­ния деятельности людей»,

4. «закреплением за каждой функцией штата специалистов».

Менеджмент зародился в секторе

3. «частном»,

14. В начале XX века управленца стали называть:

Менеджер - наемник»,

15. Способность эффективно уп­равлять сверхсложной экономикой и высокотехнологич­ным производством Маркс отдавал предпочтение:

Рабочим»,

16. Способность эффективно уп­равлять сверхсложной экономикой и высокотехнологич­ным производством Макс Вебер отдавал предпочтение:

Бюрократам».

17. Вытеснение капиталиста это:

1.«уступить место менеджеру»,

18. Веберовская концепция бюрократии послужила теорией вытеснения капиталистов из производства:

Административной стратой»,

19. Наиболее полное выражение идея менеджер­ской революции получила у:

Дж.Бернхайма»,

В 1958 г. кто ввел термин «молчаливая революция»

Д.Белл»,

21. П.Дру­кер в статье «Эволюция в общественной работе», опуб­ликованной в журнале «Америка» (1989, № 394) выделяет новый менеджмент это:

Армии спасения»,

Тесты к третьей теме

АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. Искусство управления кораблем по-гречески назы­валось:

Кибернетика»,

. Управление у греков обозначалось:

1. «койранео» (руково­дить сражением)»,

3. «ойкономика» (заведова­ние домашним хозяйством)»,

3. У Платона «ойкономия» приобретает оттенок:

Политический»,

4. Любая отрасль производства в античной Греции превра­щалась в область:

Прикладной математики»,

5. Место у Греков, где производится обмен и размен денег, дей­ствуют налоговые службы, страхуют от кораблекру­шения, дают кредиты, разгружают грузы, заключают сделки:

Порт»,

6. Античность дала человечеству:

Земледельцев»,

8. Древним грекам нужны были образцы прекрасно­го, от чего зависит их существование:

2. «в управлении»,

В труде»,

9. Формируя свою цивилизацию, Греки определили выбор американцам и японцам в управлении:

3. «Изысканность в простоте»,

10. Цивилизацией венчурных фирм античную Гре­цию можно назвать:

Научно-практической»,

11. Пример Фалеса символичен:

1. «искусство мыс­лить»,

Искусство действовать».

12. Древнегреческие философы первыми сумели доказать сущность менеджмента заключающийся в:

Философии управления»,

4. «стра­тегии управления».

13. Агора это:

3. «средоточие и место зарождения циви­лизованного рынка»,

14. В античном цивилизованном рынке господствовал:

Потребитель»,

15. Общество, учил Аристотель, держится тем, что каждому воздается:

Духовные ценности»,

3. «гражданские доблести»,

17. Рим­ляне называли греческий полис:

1.«цивилизацией»,

Тесты к четвертой теме

МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ДИДЕРСТНА

1. Специалисты упоминают четыре принципа Макиа­велли, которые, оказали влия­ние на развитие менеджмента укажите их:

1. авторитет, или власть лидера, коренится в под­держке сторонников;

3. подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожида­ет от них;

5. лидер должен обладать волей к выживанию;

6. лидер — всегда образец мудрости и справед­ливости для своих сторонников.

2. Работодатель в эпоху Возрождения мыслит себя деятелем:

3. «культуры и прогресса»,

Победителей не судят»,

Воля к власти»,

Деньги и связи»,

3. «бо­гатство и почести»,

7. В «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли спра­шивает, кому лучше доверить охрану свободы:

4. «про­стым людям»,

8. Макиавелли многократно повторяет одну и ту же мысль: че­ловек не может смириться:

С утратой имущества»,

9. Умный пра­витель должен уметь пользоваться:

Закон и насилие»,

12. Выделите главный принцип Макиавелли, руководитель не должен быть щедрым:

4. «для острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а бес­порядки — бедствие для всех».

13. В чем заключается знаменитый тезис Макиавелли руководителю полезнее держать поданных в страхе:

Потерю состояния»,

14. Что вкладывает в понятие Макиавелли для правителя «быть щедрым - значить быть зависимым:

Задание на соответствие

16. Какими качествами руководителя обладает лев и какими свойствами лиса:

А) Лиса 1. «силу и честность»,

Б) Лев2. «мистификацию и ис­кусное притворство»,

3. «качества приобретенные»,

Качества прирожденные».

17. Какой стимул к движению, меняет наши судьбы:

Неудовлетворенность».

18. Принцип относительности управления Маки­авелли гласит:

2. «Цели следует сообразовывать со средствами, а сред­ства — с обстоятельствами и результатами»,

19. В чем заключается макиавеллевская концепция кругооборота форм управления:

3. «Цикли­ческое развитие»,

Тесты к теме 5.

Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

1. Ис­точником «научного менеджмента» XX века надо считать:

Коммунизма»,

8. Оуэн оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы:

2. «Мотивации и произ­водительности»,

Задание на соответствие

9. Сравните современный менеджмент:

1. «Германии» 3-а) разбежались по индивидуальным квартирам

2. «Японии» 1-б) «социальному партнерству»

3. «Америки» 2-в) компании живут одной семьей.

10. Причина перемещения центра менеджмента в Америку:

3. «Крупные и сверх­крупные корпорации»,

11. Отмечая различия в развитии индустрии континен­тальной Европы и Северной Америки, некоторые спе­циалисты указывают, что американцы начали с механиза­ции:

Всего комплекса операций».

12. Творческое наследие Тейлора многогранно, его мож­но отнести и к менеджменту, и к индустриальной социо­логии. К менеджменту надо отнести его кон­цепцию:

Трудовых методов»,

Тесты к теме 6.

Наименьших затратах»,

7. Суть тейлоровской системы трехкрат­ного повышения производительности труда:

В её механизме».

8. Тейлор нашел до­статочно эффективное решение, которое действительно может прочитываться как аксиома труда:

Метод его работы»,

14. Конечная цель Тейлора в пла­не организации труда это:

4. «Дать возможность каждому ра­бочему трудиться с максимальной производительнос­тью».

15. Концепция «достигающего рабочего» Тейлора в XX веке:

Установки патернализма»,

16. Программа «достигающего рабочего» Тейлора зак­лючает в себе следующие принципы:

2. Поручение ра­бочему задания такой степени сложности, которая дос­тупна его умениям и физическому сложению;

4. Поощ­рение его к тому, чтобы он давал максимум работы, дос­тупной «первоклассному представителю его разряда»;

5.Каждому рабочему, который трудится в наивысшем темпе первоклассного работника, «следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30% до 100%, по сравнению со середняком его класса»

17. Искусство руко­водства превращается у Тейлора в обучение правильным («на­учным») методам, называется система:

Научного просвещения»,

4. «Школьного вос­питания».

18. Почему Тейлор всерьез задумался не о совершенстве технологии, а о профессионализме в труде:

3. «Га­рантируют защиту занятости»,

Система вместо личности».

22. В функциональной администрации Тейлор особое место выделил:

Управления персоналом»,

2. «От­дела кадров»,

23. Один из важных принципов современной кадровой политики Тейлора это:

3. «Руководитель должен идти на повышение сам лишь после того, как подготовит себе замену»,

24. К какой системе относится высказывание Тейлора «применять силь­ные меры только после того, как слабые перестали дей­ствовать»:

Дисциплинарная система».

Тест к Теме 7.

Нормирование труда»,

3. Мэйо, ставший родоначальником нового направле­ния в менеджменте:

4. «Школы «человеческих отноше­ний».

4. Проблема Работы с прохладцем, собствен­но, и состоит в наличии:

Группового давления»,

5. Рестикционизм на «Айвазе»:

Понижение нормы сдачи»,

6. Особенность российского рестрикционизма:

Национальной культуры»,

7. Работу с прохладцей Журавский назвал:

Работой по-видимости».

8. Анализ публикаций «Литературной газеты» и «Правды» за 1981—1983 гг.:

Принципы управления»,

12. Эволюция человеческого общества у Г.Эмерсона разворачивается через противоборство двух типов орга­низаций:

Военно-разрушительный»,

Производительности»,

14. Пирамиду строить по Эмерсону надо:

Снизу».

Тест к Теме 8.

Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ.

1. Социальные институты и образ жиз­ни немцев конец XIX — начало XX века свидетельствовал об идеалах:

3. «Бюрокра­тической государственной машины»,

2. В Германии конец XIX — начало XX века идеи менеджмента, в частности социо­логии организации, развивали не столько инженеры, сколько:

4.«Академические ученые».

3. У Вебера одним из центральных элементов категории «социальные условия производ­ства» выступает:

Присвоение»,

4. Отчуждение работников от средств производства и управления в менеджменте является:

Рациональным»,

5. Выделив несколько типов господства, Вебер подчер­кивает, что важнейший из них — легальный, или леги­тимный, с одной стороны, покоится на силе:

Закона»,

6. Бюрократи­ческая организация рассматривается Вебером как:

4.«Четкое функционирование».

Формальные инструкции»,

9. Статус наемного работника выгоден подчи­ненному, поскольку не ставит его в личную зависимость от «шефа», но зато оставляет его под опекой и защитой:

Законов государства»,

4.«Законов организации».

10. Паллиатив это:

1. «Бюрократическое управление»,

2. «Рационально-формальное управле­ние»,

3. «Феодально – сословное управление»,

4. «Патриархальное управление»,

5.Все ответы верны

11. Кто в книге «Общая промышленная ад­министрация» обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента:

А.Файоль»,

12. Для Тейлора же руководитель никогда не был бюрократом, он всегда оставался:

2. «Достигающим инди­видом»,

13. Для Файоля руко­водитель это:

3. «Функционер»,

Предвидение»,

Организация»,

Распределение»,

Контроль»

Координирование».

15. К приоритетным Файоль отно­сил два принципа функционирования:

Единство командования»,

Единство руководства».

Тест к Теме 9.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

1. «Научный менеджмент» как преиму­щественно американское явление правильнее называть:

Направлением»,

2. Основными подходами, составившими теоретико-методологический и научно-методический фундамент «научного менеджмента является:

Синтетический» подход»,

3. Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что она построенная на строго:

Формальных принципах».

4. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описыва­ется через:

Процесс и результат»,

5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:

2. «Ко­ординация»,

6. Скалярный принцип описывает:

3. «Вертикальную ко­ординацию»,

7. Движение по социальным ступенькам вверх, карьеру называют:

Скалярным».

Урвик»,

10. Строить организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает:

Урвик».

11. Классическая школа первой выдвинула так называ­емый принцип:

Департаментализации»,

12. Принцип департаментализации тесно связан с прин­ципом:

2. «Разделения властей»,

13. В «синтети­ческой» теории принцип получил название:

Диапазон контроля»,

Тема 10. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР. КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА

Популистской ориентации»,

3. «Классикой Российской»,

4. «Рестрикционизмом».

Л.Крживицкий».

Цитовцы»,

2.«Коммунисты-рационализаторы»,

3. «группа 17-ти»,

4.«те­ории» рационализации».

А.Чаянов, Н.Кондратьев»,

3. «П.Керженцев, А.Журавский»,

4. «В.Куйбышев, Н.Бухарин»,

5. Все ответы верны.

А.Богданов».

О.Ерманский»,

3. «В.Бехтерев»,

4. «П.Керженцев».

Сдельной оплате»,

4. «структуре управления и административной работы».

Педагогика тренировки».

Тема 11. РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА

Исполнением»,

2. «Мотивацией»,

3. «Разделением функций»,

4. «Организацией управления».

Психотехника»,

4. «Распоряжений».

Третья ситуация».

Тема 12. СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ

Н.А. Витке»,

2. «Л. Жданов»,

3. «Г. Гантт»,

4. «В.А. Шнейдер».

Социальной инженерией»,

3. «тектологией»,

4. «социально-экономической инженерией»,

3. «2»,

4. «8».

Тейлор»,

2. «М . И . Файнштейн»,

3. «Г. Гантт»,

4. «В.А. Шнейдер».

М . И . Файнштейн»,

3. «Г. Гантт»,

4. «В.А. Шнейдер».

Тема 13. ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Направлением»,

3. «Классикой»,

4. «Фундаментализмом».

Синтетический» подход»,

4. «Стратегический» подход».

Формальных принципах».

Процесс и результат»,

2. «Государственную поддержку»,

3. «Расчета и учета»,

4. «Групповое давление».

Укажите один правильный ответ

5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:

1. «Управление»,

2. «Ко­ординация»,

3. «Стимулирование»,

4. «Контроль»,

5. Все ответы верны.

Скалярным».

Урвик»,

4. «Муни и Рейли».

Урвик».

Департаментализации»,

2. «Дефиниции»,

3. «Разделения власти»,

4. «Кнута и пряника».

Диапазон контроля»,

4. «Органи­зацию труда рабочего».

Тема 14. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Направлением»,

3. «Классикой»,

4. «Фундаментализмом».

Синтетический» подход»,

4. «Стратегический» подход».

Формальных принципах».

Процесс и результат»,

2. «Государственную поддержку»,

3. «Расчета и учета»,

4. «Групповое давление».

Укажите один правильный ответ

5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:

1. «Управление»,

2. «Ко­ординация»,

3. «Стимулирование»,

4. «Контроль»,

5. Все ответы верны.

Скалярным».

Урвик»,

4. «Муни и Рейли».

Урвик».

Департаментализации»,

2. «Дефиниции»,

3. «Разделения власти»,

4. «Кнута и пряника».

Диапазон контроля»,

4. «Органи­зацию труда рабочего».

Тема 15. ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА И МАКГРЕГОРА

Направлением»,

3. «Классикой»,

4. «Фундаментализмом».

Синтетический» подход»,

4. «Стратегический» подход».

Формальных принципах».

Процесс и результат»,

2. «Государственную поддержку»,

3. «Расчета и учета»,

4. «Групповое давление».

Укажите один правильный ответ

5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:

1. «Управление»,

2. «Ко­ординация»,

3. «Стимулирование»,

4. «Контроль»,

5. Все ответы верны.

Скалярным».

Урвик»,

4. «Муни и Рейли».

Урвик».

Департаментализации»,

2. «Дефиниции»,

3. «Разделения власти»,

4. «Кнута и пряника».

Диапазон контроля»,

4. «Органи­зацию труда рабочего».

Тема 16. МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Направлением»,

3. «Классикой»,

4. «Фундаментализмом».

Синтетический» подход»,

4. «Стратегический» подход».

Формальных принципах».

Процесс и результат»,

2. «Государственную поддержку»,

3. «Расчета и учета»,

4. «Групповое давление».

Укажите один правильный ответ

5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:

1. «Управление»,

2. «Ко­ординация»,

3. «Стимулирование»,

4. «Контроль»,

5. Все ответы верны.

Скалярным».

Урвик»,

4. «Муни и Рейли».

Урвик».

Департаментализации»,

2. «Дефиниции»,

3. «Разделения власти»,

4. «Кнута и пряника».

Диапазон контроля»,

4. «Органи­зацию труда рабочего».

Тема 17. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Направлением»,

3. «Классикой»,

4. «Фундаментализмом».

Синтетический» подход»,

4. «Стратегический» подход».

Формальных принципах».

Процесс и результат»,

2. «Государственную поддержку»,

3. «Расчета и учета»,

4. «Групповое давление».

Укажите один правильный ответ

5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:

1. «Управление»,

2. «Ко­ординация»,

3. «Стимулирование»,

4. «Контроль»,

5. Все ответы верны.

Скалярным».

Урвик»,

4. «Муни и Рейли».

Урвик».

Департаментализации»,

2. «Дефиниции»,

3. «Разделения власти»,

4. «Кнута и пряника».

Диапазон контроля»,

4. «Органи­зацию труда рабочего».

Тесты к первой теме

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Значение слово master имело значение:

Умеющий разыскивать»,

Ведущий поиски».

2. Искусство управления людьми по-гре­чески именовалось:

Демагогией».

3. «руководство народом», «управление страной» переводится как:

1. «демагогия.

4. Метод управления — «рукоприк­ладство» называется:

1. «деспотия»,

5. «Деспотия» — это прежде всего:

Связывать»,

Сковывать».

Наши рекомендации