Историческое значение термина «менеджмент»
Тесты к первой теме
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»
1. Значение слово master имело значение:
Умеющий разыскивать»,
Ведущий поиски».
2. Искусство управления людьми по-гречески именовалось:
Демагогией».
3. «руководство народом», «управление страной» переводится как:
1. «демагогия.
4. Метод управления — «рукоприкладство» называется:
1. «деспотия»,
5. «Деспотия» — это прежде всего:
Связывать»,
Сковывать».
Укажите один правильный ответ
6. «Демократия» означает силу или власть народа, а «демагогия» — искусство..
3. манипулировать этой властью во вред самому нар.
7. Педагогика — это искусство…
Воспитания и ухода за детьми»,
8. Первоначально педагогом назывался…
Слуга»,
Раб»,
9. В течение семидесяти лет руководитель в нашей стране ассоциировался в первую очередь с…
2. «наставником»,
Воспитателем»,
10. Патерналистский стиль управления это:
Отечески-заботливый»,
В латинском языке существует слово mancepts —
Подрядчик»,
Предприниматель»,
12. «mancipio» означает:
Передавать в собственность»,
13. Экономическая категория «мануфактура» это:
4. «форма предприятия, основанная на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники».
14. capio обозначает…
Приобретать»,
Наследовать»,
Присваивать»,
Прибирать к рукам»,
15.Термин «менеджмент» предлагает немецкий историк И.Шайд как:
3. «умения управлять лошадью»,
Укажите четыре правильных ответа
16. Английское слово «manage» означает …
Ухитряться»,
Руководить»,
4. «умудряться»,
5. «управлять»,
17. Менеджер — тот…
Кто назначен собственником»,
Кто замещает капиталиста»,
Кто является мальчиком на побегушках»,
Тесты ко второй теме
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
1. Первая революция произошла в:
Период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке»,
2.Первыми менеджерами в период Древнего Востока были:
3. «жрецы»,
3. В результате первой революции менеджмент сформировался как:
Инструмент коммерческой деятельности»,
2. «инструмент религиозной деятельности»,
4. Выдающееся значение кодекса Хаммурапи заключается:
3. «в создании системы администрирования»,
5. Суть второй революции в менеджменте заключается в:
Возникновении формальной системы организации»,
3. «методов мотивации поведения»,
. «регулировании отношений людей»,
6. «появлении чисто светской манеры управления».
Укажите один правильный ответ
6. Царь Навуходоноссор II являлся автором:
Системы производственного контроля»,
7. Суть третьей революции в менеджменте заключается в:
Производственно-строительной»,
8. В Древнем Риме Диоклетиан ввел новшество в управление это:
Система территориального управления»,
9. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система
3. «акционерная»,
10. В XVIII—XIX веков контроль над производством был передан в руки:
Профессионалов»,
В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера распадается на множество подфункций
4. «планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства».
12. Специализация менеджера в XIX веке это:
1. «инструменты координирования деятельности людей»,
4. «закреплением за каждой функцией штата специалистов».
Менеджмент зародился в секторе
3. «частном»,
14. В начале XX века управленца стали называть:
Менеджер - наемник»,
15. Способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным производством Маркс отдавал предпочтение:
Рабочим»,
16. Способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным производством Макс Вебер отдавал предпочтение:
Бюрократам».
17. Вытеснение капиталиста это:
1.«уступить место менеджеру»,
18. Веберовская концепция бюрократии послужила теорией вытеснения капиталистов из производства:
Административной стратой»,
19. Наиболее полное выражение идея менеджерской революции получила у:
Дж.Бернхайма»,
В 1958 г. кто ввел термин «молчаливая революция»
Д.Белл»,
21. П.Друкер в статье «Эволюция в общественной работе», опубликованной в журнале «Америка» (1989, № 394) выделяет новый менеджмент это:
Армии спасения»,
Тесты к третьей теме
АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Искусство управления кораблем по-гречески называлось:
Кибернетика»,
. Управление у греков обозначалось:
1. «койранео» (руководить сражением)»,
3. «ойкономика» (заведование домашним хозяйством)»,
3. У Платона «ойкономия» приобретает оттенок:
Политический»,
4. Любая отрасль производства в античной Греции превращалась в область:
Прикладной математики»,
5. Место у Греков, где производится обмен и размен денег, действуют налоговые службы, страхуют от кораблекрушения, дают кредиты, разгружают грузы, заключают сделки:
Порт»,
6. Античность дала человечеству:
Земледельцев»,
8. Древним грекам нужны были образцы прекрасного, от чего зависит их существование:
2. «в управлении»,
В труде»,
9. Формируя свою цивилизацию, Греки определили выбор американцам и японцам в управлении:
3. «Изысканность в простоте»,
10. Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать:
Научно-практической»,
11. Пример Фалеса символичен:
1. «искусство мыслить»,
Искусство действовать».
12. Древнегреческие философы первыми сумели доказать сущность менеджмента заключающийся в:
Философии управления»,
4. «стратегии управления».
13. Агора это:
3. «средоточие и место зарождения цивилизованного рынка»,
14. В античном цивилизованном рынке господствовал:
Потребитель»,
15. Общество, учил Аристотель, держится тем, что каждому воздается:
Духовные ценности»,
3. «гражданские доблести»,
17. Римляне называли греческий полис:
1.«цивилизацией»,
Тесты к четвертой теме
МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ДИДЕРСТНА
1. Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, оказали влияние на развитие менеджмента укажите их:
1. авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;
3. подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;
5. лидер должен обладать волей к выживанию;
6. лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
2. Работодатель в эпоху Возрождения мыслит себя деятелем:
3. «культуры и прогресса»,
Победителей не судят»,
Воля к власти»,
Деньги и связи»,
3. «богатство и почести»,
7. В «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли спрашивает, кому лучше доверить охрану свободы:
4. «простым людям»,
8. Макиавелли многократно повторяет одну и ту же мысль: человек не может смириться:
С утратой имущества»,
9. Умный правитель должен уметь пользоваться:
Закон и насилие»,
12. Выделите главный принцип Макиавелли, руководитель не должен быть щедрым:
4. «для острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а беспорядки — бедствие для всех».
13. В чем заключается знаменитый тезис Макиавелли руководителю полезнее держать поданных в страхе:
Потерю состояния»,
14. Что вкладывает в понятие Макиавелли для правителя «быть щедрым - значить быть зависимым:
Задание на соответствие
16. Какими качествами руководителя обладает лев и какими свойствами лиса:
А) Лиса 1. «силу и честность»,
Б) Лев2. «мистификацию и искусное притворство»,
3. «качества приобретенные»,
Качества прирожденные».
17. Какой стимул к движению, меняет наши судьбы:
Неудовлетворенность».
18. Принцип относительности управления Макиавелли гласит:
2. «Цели следует сообразовывать со средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами»,
19. В чем заключается макиавеллевская концепция кругооборота форм управления:
3. «Циклическое развитие»,
Тесты к теме 5.
Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
1. Источником «научного менеджмента» XX века надо считать:
Коммунизма»,
8. Оуэн оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы:
2. «Мотивации и производительности»,
Задание на соответствие
9. Сравните современный менеджмент:
1. «Германии» 3-а) разбежались по индивидуальным квартирам
2. «Японии» 1-б) «социальному партнерству»
3. «Америки» 2-в) компании живут одной семьей.
10. Причина перемещения центра менеджмента в Америку:
3. «Крупные и сверхкрупные корпорации»,
11. Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и Северной Америки, некоторые специалисты указывают, что американцы начали с механизации:
Всего комплекса операций».
12. Творческое наследие Тейлора многогранно, его можно отнести и к менеджменту, и к индустриальной социологии. К менеджменту надо отнести его концепцию:
Трудовых методов»,
Тесты к теме 6.
Наименьших затратах»,
7. Суть тейлоровской системы трехкратного повышения производительности труда:
В её механизме».
8. Тейлор нашел достаточно эффективное решение, которое действительно может прочитываться как аксиома труда:
Метод его работы»,
14. Конечная цель Тейлора в плане организации труда это:
4. «Дать возможность каждому рабочему трудиться с максимальной производительностью».
15. Концепция «достигающего рабочего» Тейлора в XX веке:
Установки патернализма»,
16. Программа «достигающего рабочего» Тейлора заключает в себе следующие принципы:
2. Поручение рабочему задания такой степени сложности, которая доступна его умениям и физическому сложению;
4. Поощрение его к тому, чтобы он давал максимум работы, доступной «первоклассному представителю его разряда»;
5.Каждому рабочему, который трудится в наивысшем темпе первоклассного работника, «следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30% до 100%, по сравнению со середняком его класса»
17. Искусство руководства превращается у Тейлора в обучение правильным («научным») методам, называется система:
Научного просвещения»,
4. «Школьного воспитания».
18. Почему Тейлор всерьез задумался не о совершенстве технологии, а о профессионализме в труде:
3. «Гарантируют защиту занятости»,
Система вместо личности».
22. В функциональной администрации Тейлор особое место выделил:
Управления персоналом»,
2. «Отдела кадров»,
23. Один из важных принципов современной кадровой политики Тейлора это:
3. «Руководитель должен идти на повышение сам лишь после того, как подготовит себе замену»,
24. К какой системе относится высказывание Тейлора «применять сильные меры только после того, как слабые перестали действовать»:
Дисциплинарная система».
Тест к Теме 7.
Нормирование труда»,
3. Мэйо, ставший родоначальником нового направления в менеджменте:
4. «Школы «человеческих отношений».
4. Проблема Работы с прохладцем, собственно, и состоит в наличии:
Группового давления»,
5. Рестикционизм на «Айвазе»:
Понижение нормы сдачи»,
6. Особенность российского рестрикционизма:
Национальной культуры»,
7. Работу с прохладцей Журавский назвал:
Работой по-видимости».
8. Анализ публикаций «Литературной газеты» и «Правды» за 1981—1983 гг.:
Принципы управления»,
12. Эволюция человеческого общества у Г.Эмерсона разворачивается через противоборство двух типов организаций:
Военно-разрушительный»,
Производительности»,
14. Пирамиду строить по Эмерсону надо:
Снизу».
Тест к Теме 8.
Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ.
1. Социальные институты и образ жизни немцев конец XIX — начало XX века свидетельствовал об идеалах:
3. «Бюрократической государственной машины»,
2. В Германии конец XIX — начало XX века идеи менеджмента, в частности социологии организации, развивали не столько инженеры, сколько:
4.«Академические ученые».
3. У Вебера одним из центральных элементов категории «социальные условия производства» выступает:
Присвоение»,
4. Отчуждение работников от средств производства и управления в менеджменте является:
Рациональным»,
5. Выделив несколько типов господства, Вебер подчеркивает, что важнейший из них — легальный, или легитимный, с одной стороны, покоится на силе:
Закона»,
6. Бюрократическая организация рассматривается Вебером как:
4.«Четкое функционирование».
Формальные инструкции»,
9. Статус наемного работника выгоден подчиненному, поскольку не ставит его в личную зависимость от «шефа», но зато оставляет его под опекой и защитой:
Законов государства»,
4.«Законов организации».
10. Паллиатив это:
1. «Бюрократическое управление»,
2. «Рационально-формальное управление»,
3. «Феодально – сословное управление»,
4. «Патриархальное управление»,
5.Все ответы верны
11. Кто в книге «Общая промышленная администрация» обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента:
А.Файоль»,
12. Для Тейлора же руководитель никогда не был бюрократом, он всегда оставался:
2. «Достигающим индивидом»,
13. Для Файоля руководитель это:
3. «Функционер»,
Предвидение»,
Организация»,
Распределение»,
Контроль»
Координирование».
15. К приоритетным Файоль относил два принципа функционирования:
Единство командования»,
Единство руководства».
Тест к Теме 9.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА
1. «Научный менеджмент» как преимущественно американское явление правильнее называть:
Направлением»,
2. Основными подходами, составившими теоретико-методологический и научно-методический фундамент «научного менеджмента является:
Синтетический» подход»,
3. Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что она построенная на строго:
Формальных принципах».
4. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается через:
Процесс и результат»,
5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:
2. «Координация»,
6. Скалярный принцип описывает:
3. «Вертикальную координацию»,
7. Движение по социальным ступенькам вверх, карьеру называют:
Скалярным».
Урвик»,
10. Строить организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает:
Урвик».
11. Классическая школа первой выдвинула так называемый принцип:
Департаментализации»,
12. Принцип департаментализации тесно связан с принципом:
2. «Разделения властей»,
13. В «синтетической» теории принцип получил название:
Диапазон контроля»,
Тема 10. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР. КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА
Популистской ориентации»,
3. «Классикой Российской»,
4. «Рестрикционизмом».
Л.Крживицкий».
Цитовцы»,
2.«Коммунисты-рационализаторы»,
3. «группа 17-ти»,
4.«теории» рационализации».
А.Чаянов, Н.Кондратьев»,
3. «П.Керженцев, А.Журавский»,
4. «В.Куйбышев, Н.Бухарин»,
5. Все ответы верны.
А.Богданов».
О.Ерманский»,
3. «В.Бехтерев»,
4. «П.Керженцев».
Сдельной оплате»,
4. «структуре управления и административной работы».
Педагогика тренировки».
Тема 11. РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Исполнением»,
2. «Мотивацией»,
3. «Разделением функций»,
4. «Организацией управления».
Психотехника»,
4. «Распоряжений».
Третья ситуация».
Тема 12. СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ
Н.А. Витке»,
2. «Л. Жданов»,
3. «Г. Гантт»,
4. «В.А. Шнейдер».
Социальной инженерией»,
3. «тектологией»,
4. «социально-экономической инженерией»,
3. «2»,
4. «8».
Тейлор»,
2. «М . И . Файнштейн»,
3. «Г. Гантт»,
4. «В.А. Шнейдер».
М . И . Файнштейн»,
3. «Г. Гантт»,
4. «В.А. Шнейдер».
Тема 13. ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Направлением»,
3. «Классикой»,
4. «Фундаментализмом».
Синтетический» подход»,
4. «Стратегический» подход».
Формальных принципах».
Процесс и результат»,
2. «Государственную поддержку»,
3. «Расчета и учета»,
4. «Групповое давление».
Укажите один правильный ответ
5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:
1. «Управление»,
2. «Координация»,
3. «Стимулирование»,
4. «Контроль»,
5. Все ответы верны.
Скалярным».
Урвик»,
4. «Муни и Рейли».
Урвик».
Департаментализации»,
2. «Дефиниции»,
3. «Разделения власти»,
4. «Кнута и пряника».
Диапазон контроля»,
4. «Организацию труда рабочего».
Тема 14. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Направлением»,
3. «Классикой»,
4. «Фундаментализмом».
Синтетический» подход»,
4. «Стратегический» подход».
Формальных принципах».
Процесс и результат»,
2. «Государственную поддержку»,
3. «Расчета и учета»,
4. «Групповое давление».
Укажите один правильный ответ
5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:
1. «Управление»,
2. «Координация»,
3. «Стимулирование»,
4. «Контроль»,
5. Все ответы верны.
Скалярным».
Урвик»,
4. «Муни и Рейли».
Урвик».
Департаментализации»,
2. «Дефиниции»,
3. «Разделения власти»,
4. «Кнута и пряника».
Диапазон контроля»,
4. «Организацию труда рабочего».
Тема 15. ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА И МАКГРЕГОРА
Направлением»,
3. «Классикой»,
4. «Фундаментализмом».
Синтетический» подход»,
4. «Стратегический» подход».
Формальных принципах».
Процесс и результат»,
2. «Государственную поддержку»,
3. «Расчета и учета»,
4. «Групповое давление».
Укажите один правильный ответ
5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:
1. «Управление»,
2. «Координация»,
3. «Стимулирование»,
4. «Контроль»,
5. Все ответы верны.
Скалярным».
Урвик»,
4. «Муни и Рейли».
Урвик».
Департаментализации»,
2. «Дефиниции»,
3. «Разделения власти»,
4. «Кнута и пряника».
Диапазон контроля»,
4. «Организацию труда рабочего».
Тема 16. МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Направлением»,
3. «Классикой»,
4. «Фундаментализмом».
Синтетический» подход»,
4. «Стратегический» подход».
Формальных принципах».
Процесс и результат»,
2. «Государственную поддержку»,
3. «Расчета и учета»,
4. «Групповое давление».
Укажите один правильный ответ
5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:
1. «Управление»,
2. «Координация»,
3. «Стимулирование»,
4. «Контроль»,
5. Все ответы верны.
Скалярным».
Урвик»,
4. «Муни и Рейли».
Урвик».
Департаментализации»,
2. «Дефиниции»,
3. «Разделения власти»,
4. «Кнута и пряника».
Диапазон контроля»,
4. «Организацию труда рабочего».
Тема 17. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Направлением»,
3. «Классикой»,
4. «Фундаментализмом».
Синтетический» подход»,
4. «Стратегический» подход».
Формальных принципах».
Процесс и результат»,
2. «Государственную поддержку»,
3. «Расчета и учета»,
4. «Групповое давление».
Укажите один правильный ответ
5. Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает:
1. «Управление»,
2. «Координация»,
3. «Стимулирование»,
4. «Контроль»,
5. Все ответы верны.
Скалярным».
Урвик»,
4. «Муни и Рейли».
Урвик».
Департаментализации»,
2. «Дефиниции»,
3. «Разделения власти»,
4. «Кнута и пряника».
Диапазон контроля»,
4. «Организацию труда рабочего».
Тесты к первой теме
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»
1. Значение слово master имело значение:
Умеющий разыскивать»,
Ведущий поиски».
2. Искусство управления людьми по-гречески именовалось:
Демагогией».
3. «руководство народом», «управление страной» переводится как:
1. «демагогия.
4. Метод управления — «рукоприкладство» называется:
1. «деспотия»,
5. «Деспотия» — это прежде всего:
Связывать»,
Сковывать».