Формы экономического поведения менеджеров
Это своего рода типология менеджеров по критерию экономического поведения. Как и всякая типология личностей типология по экономическому поведению соединяет социально-значимые, существенные, повторяющиеся и характерные признаки. Выше были названы основные формы экономического поведения менеджеров. Эти типы-формы наряду с тем, что представляют особенности функций, выполняемых менеджерами, составляют еще набор определенных социальных качеств.
Рассмотрим отдельные формы экономического поведения менеджеров.
Коллективность. По отношению к коллективности как форме экономического поведения точки зрения отечественной и зарубежной социологии постепенно сближаются.
Традиция от Э. Дюркгейма и М. Вебера наделяет солидарность признаками коллективности через коллективное сознание. Солидарность крепче, если объем коллективного сознания совпадает с объемом индивидуальных сознаний. Тогда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание регламентирует всю жизнь индивида без остатка, коллективный авторитет является абсолютным. Нужно отметить, что по Дюркгейму коллективное сознание содержательно, целиком и полностью религиозно.
После Хоторнского эксперимента Э. Мэйо более распространенными стали на западе понятия «динамическая группа», «неформальные объединения», «рабочая целевая группа», «комитет». В этих группах стали рассматривать не только экономические, но и социальные потребности работников, Учитывать важность поведенческих факторов, предоставляя самим работникам думать о производственных проблемах и решать их, удовлетворяя свои потребности более высокого уровня.
Отечественная наука раскрывает коллективность в ином плане, хотя есть и некоторые общие черты с первыми двумя традициями. Грядущая техногенная цивилизация приведет, в конечном счете, к окончательному утверждению коллективистской тенденции. Необходимо снять имеющуюся в представлениях абсолютизацию коллективности и в то же время углубить понимание коллективности как скоординированного действия при решении проблем, которые индивидуально решить невозможно. Развитие коллективистской тенденции предполагает изменение в соотношении, характере взаимодействия экономической и социальной сфер жизни. Социальное развитие приобретает приоритет над экономическим, и это становится условием нормального экономического развития. В основе коллективности, ее зрелости лежит развитие производительных сил: при подлинной коллективности они способствуют объединению членов общества, которое должно стать антиподом разделения труда и членов общества.
Главными признаками коллективности являются устойчивая общность основных интересов членов коллектива при приоритете общественных; приоритет личных связей над функциональными; осознанная идентификация работников с коллективом; высокая степень самоуправляемости поведения группы; развитая социальность (в развитых капиталистических странах тенденция социальной приоритетности проявилась прежде всего в том, что на основе технологического прогресса потребовались крупные вложения в работника как профессионала, и личность. Дорогостоящий, социально защищенный, подготовленный с расчетом на перспективу и творчество работник стал условием экономического успеха); равенство возможностей для каждого члена коллектива распоряжаться своими социальными силами, временем, трудом, добровольно отчуждать их от себя, а также присваивать социальные силы других субъектов.
Обычно выделяют три основных формы коллективности:
- конформистскую, когда функционирование коллективности связано с абсолютизацией одной из ведущих форм собственности и недооценкой общего права совладельцев на равное пользование и распоряжение ею;
- формальную, при которой взаимосвязь с собственностью происходит на уровне обыденного сознания, не проявляя для укрепления этой связи ни инициативы, ни ответственности;
- групповую – выпячивание интересов группы в противопоставление их общественным (например, антиэкологическое поведение группы).
Солидарностькак форму экономического поведения нужно рассматривать важным, необходимым элементом социальной интеграции (солидарность потребителей, учителей, врачей и т.д.). Но она не может быть подменена другими понятиями – интеграцией, сплоченностью, согласием и т.д.
Наставничествопроявляется, когда осуществляется индивидуальное или коллективное воздействие на личность, у которой слабо выражена профессиональная подготовленность, низкая технико-экономическая культура, моральная незрелость, психологическая неустойчивость, плохая трудовая, технологическая и общественная дисциплина с целью адаптации ее в производственной группе и воспитания. Такое экономическое поведение менеджера может быть по личной инициативе и взаимному согласию с подшефным, по долгу службы и путем закрепления специальным актом. Исследования, проведенные в США в 60-е гг. социологами С. Симора и М. Дейч и в 70-е гг. в нашей стране (в том числе автором настоящего курса лекций) выявили многочисленные ситуации, в которых обнаружилось наставничество (советы опытных молодым, профессиональное обучение, взятие на поруки и т.п.).
Соревновательность и конкуренция.Соревновательность как общесоциальное (в том числе экономическое) поведение в процессе своего развития приобретает и сбрасывает свои специфические формы. Сегодня нет единого мнения по поводу того, где пролегает грань между общим – соревновательностью – и частным – конкуренцией. Стремление реализовать всю совокупность факторов по воспроизводству деятельности субъектов, их локальные экономические и социальные интересы вызывает подъем жизненной энергии – соревнование, причем не только на уровне простого труда, но и на уровне предприятия, региона, отрасли. Общие моменты обмена деятельностью в производстве, с одной стороны, характеризуют стремление каждого субъекта улучшить результаты деятельности и обеспечить свое воспроизводство; с другой – происходит обогащение субъектов. Это противоречие в одних условиях разрешается естественным путем (выходом на передовые позиции), в других -путем конфликта, насильственного выравнивания, отторжения слабых, неэффективных субъектов. Потребители отнюдь не единственный объект соперничества организаций. Конкурентная борьба ведется за овладение трудовыми ресурсами, сырьем, материалами, капиталом и правом использования определенных инноваций. От реакции на конкуренцию зависят многие внутренние факторы организаций – условия труда, оплата, характер отношений в организации и т.п.
Менеджер с помощью соревновательности (конкуренции) независимо от формы социальной организации общества должен добиваться: реализации экономических и социальных интересов субъектов хозяйствования; удовлетворения потребителя (через осуществление права выбора потребителем); регулирования структуры и пропорций производства (обратная связь производства и потребления); стимулирования производства через дифференциацию Дохода на основании результатов деятельности; противодействия монопольным тенденциям; выявления потенциальной возможности взаимосвязи субъектов по обмену деятельностью (соблюдение принципа распределения, оценка трудового вклада по результату, инициативы, творчества и т.д.); демократизации хозяйственной и общественной жизни.
Инициатива и предприимчивость.Эти качества личности становятся экономическим поведением, когда в условиях нестабильности мира, наличия сильной конкуренции, недостатков в собственном производстве, ост-Рой потребности в инновациях, выработки стратегии или концепции организации менеджер либо благодаря своим личным качествам, либо по служебным обязанностям защищает или выдает нетривиальные идеи, решения; Может найти прочное основание для совершенствования, выбрать нужную модель, подвергнуть систематической оценке технологию, в зависимости от ситуации изменить стратегию.
Предпринимательство, бизнес и коммерция.Француз Пенио ввел в оборот термин «предприимчивость» означающий предпринимательское экономическое поведение в отношении к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.
Экономическое поведение, связанное с организацией дела, управлением процессом его осуществления выражается в создании наиболее эффективных условий (ускорение обращения капитала, расширение сферы деятельности, увеличение сбыта готовой продукции, повышение степени общественного признания, снижение степени риска, неоправданных потерь и т.д.). Эту предпринимательскую функцию могут выполнять и наемные профессиональные менеджеры, но в общем случае личная материальная и моральная заинтересованность предпринимателя в выполнении этой функции ценится дороже профессионализма наемного работника.
Исполнение предпринимательской идеи может базироваться на непосредственном исполнительском труде самого предпринимателя (если результаты этого труда уникальны или предпринимательство осуществляется в небольших размерах) или труде наемных работников (если предприятие велико или исполнение дела требует профессиональных знаний, способностей и других условий, которыми сам предприниматель не обладает).
О становлении «духа предпринимательства» интересны «уроки» Макса Вебера в «Протестантской этике»:
- развитие экономического производства – одно из условий духа, а демократизация всей общественной жизни – необходимое условие;
- капитализм и предпринимательство – не чисто европейские явления. Закономерным процессом, который стоит за ними и обеспечивает необходимый характер общественного процесса, является рационализация всех сторон жизни людей. Т. е. протестантизм не единственный источник предпринимательской культуры. Меркантильная склонность европейского духа проявляется в США. Японии и других странах;
- скандинавские, южноевропейские и восточноевропейские страны предпочитают иные приоритеты – гармонию социальных связей, родство и соседство, качество жизни, непрерывность традиций и т.д.;
- фактором, оказывающим решающее воздействие на становление и укрепление духа предпринимательства является наличие или отсутствие соответствующих тенденций в культурах народов, переходящих к рыночной экономике:
Предпринимательство, с точки зрения концепции, не ограничивается бизнесом, а распространяет свое поведение на сферы, в которых бизнес не приемлем, либо запрещен законодательно (армия, полиция, милиция, суды, общеобразовательные учреждения и т.п.).
Зачастую такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Многие предприниматели просто не имеют способностей или склонности эффективно выполнять, управленческие функции такие, как планирование, организация, мотивация, контроль. Большинство предпринимателей не являются эффективными менеджерами, а их предприятия нередко терпят крах, не выдерживая долговременного бизнеса.
По результатам проведенного В. М. Шепелем в 1991 г. контент-анализа высказываний в прессе зарубежных предпринимателей об их российских коллегах, сформулированы основные недостатки деятельности отечественных предпринимателей и советы пожелания им (см. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992):
1) бизнес делается на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства и коммерции. Деловой риск не имеет ничего общего с риском переступать закон. Порядочность – визитная карточка предпринимателя;
2) незнание трех «золотых правил» предпринимательства – причина многих неудач российских предпринимателей: рекламируя себя, не порочь своих соперников; потребитель – король; умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним;
3) главный показатель эффективного предпринимательства – практические результаты: получение прибыли, профессиональное удовлетворение, утверждение положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда прочности фирмы;
4) морально-психологическая неподготовленность предпринимателей проявляется в их неуемном стремлении к сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, недопонимании важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности;
5) мизерный объем маркетинговой информации. Неэффективная реклама. Не владение методами сбора информации о потребительском и покупательском спросе;
6) неразвитая технология деловых отношений. Незнание техники переговорных отношений. Несоблюдение делового протокола, этики коммерческого поведения. Слабая ориентация в особенностях национальной и региональной психологии партнеров;
7) языковые и терминологические трудности. Незнание иностранных языков. Отсутствие базовых понятий в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела. Трудности в оформлении документации;
8) несовременное мировоззрение, закомплексованность мышления, упрощенная деловая мотивация, бедность на нестандартные подходы при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач.
Формы экономического поведения – предпринимательство, бизнес и коммерция тесно связаны между собой. Об их месте и роли в обществе споры до сих пор не прекращаются. И если предпринимательство оценено более или менее подробно как на концептуальном, так и на практическом уровне, то с двумя другими формами дело обстоит сложнее. Дискуссия о роли бизнеса в обществе была открыта в начале XX в. известным миллиардером Эндрю Карнеги в книге «Евангелие процветания»; затем многократно подстегивалась великой депрессией в 30-х гг., второй мировой войной, событиями 60-70-х гг. (потеплением международных отношений).
Мы уже в первой теме при определении категориального аппарата приводили одну из ведущих точек зрения Милтона Фридмена на понимание бизнеса. Во многом с этой точкой зрения можно согласиться, в том числе и с дополнением к определению о том, что бизнес и социальная ответственность практически не пересекаются. Похожая ситуация и с понятием экономического поведения «коммерция», которое связывает главным образом с торговыми отношениями – от торгово-промышленной до купеческой деятельности.
Если условно показать связи между этими тремя формами экономического поведения схемой, то можно обнаружить аналогии и в прошлом и в современном производстве в России.
Благотворительность, спонсорство, шефство.Это особые формы экономического поведения отдельных лиц, трудовых групп и организаций, опосредованно связывающие экономические процессы с социальным окружением. Они мало исследованы, хотя и имеют довольно основательную отечественную и зарубежные традиции.
Чаще всего под благотворительностьюпонимаются пожертвования частных лиц или организаций, имеющих высокие прибыли, в пользу нуждающихся или для поддержки общественных начинаний. Подобная концепция капиталистической благотворительности была сформулирована в 1900 г. тем же Эндрю Карнеги. В книге П. А. Бурышкина «Москва купечества» (М., 1990. – С. 104-105) показана русская традиция благотворительности, коллекционерства, поддержки культурных начинаний. Существовали и существуют благотворительные фонды, преследующие цели оказания помощи нуждающимся и осуществляющие свою деятельность на пожертвование. Эти фонды в большинстве развитых стран организуются и функционируют как общественные организации. Нельзя не отметить, что благотворительность и в России, и за рубежом далеко не бескорыстна. Всплеск благотворительности обычно приходится на периоды усиления финансового контроля за доходами. Частные лица и организации, выделяя средства на благотворительность и освобождаясь государством от налогов, укрывают большую часть доходов от налогов.
Спонсорысубсидируют различного рода социальные мероприятия, программы, соревнования в своих собственных интересах (реклама деятельности фирмы, выпускаемой ею продукции, полезных для фирмы людей и т.д.), используют финансовую, устроительную, организаторскую, предпринимательскую или материальную поддержку чего-либо или кого-либо в качестве способа сложения капитала.
Наиболее бескорыстной формой экономического поведения в нашей стране до 90-х гг. была шефская помощь организаций учебным, медицинским, спортивным, культурным и другим заведениям. Она включала все виды помощи – материальную, финансовую, организаторскую, идеологическую. Нередки были случаи оказания шефской помощи под давлением власти и партийного аппарата. Тем не менее ремонт зданий, бесплатные кружки, секции, занятия, лечение, отдых, развлечения, культурные мероприятия и учреждения обеспечивались не в ущерб работникам организаций.
Выделение форм-типов экономического поведения менеджеров и наполнение их определенными качествами помогает формированию моделей и стилей поведения.