Функциональные области внутренней среды организации
СХЕМА №7. Внутренняя среда.
Кадровая функция (управление персоналом):обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка, переподготовка, повышение квалификации).
Финансы и бухгалтерский учет:денежные аспекты бизнеса, изменение денежных масс, сбор, обработка и анализ финансовых данных.
Производственная функция:обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции. Принятие решений в сфере технологий, запасов производства, контроля качеством.
Функция развития продукта и процесса производства: организация и проведение исследований, развитие процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация. Изучение долгосрочной динамики развития продукта.
Функция развития материально-технического обеспечения производства:ремонтные служба, инструментальные хозяйства, физический и моральный износ технических систем.
Маркетинг:особый вид деятельности по прогнозированию, осуществлению, выявлению и удовлетворению желаний потребителей
ЛЕКЦИЯ №10. 19.05.13
«ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ»
Можно выделить основные особенности и характеристики влияния внешней среды на организацию:
· Сложность внешней среды – совокупность факторов, на которые организация должна реагировать.
· Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
· Взаимосвязанность факторов – уровень силы, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы.
· Неопределенность внешней среды – относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности и достоверности.
СХЕМА №8. Факторы прямого и косвенного воздействия.
Внешняя среда – это силы, внешние по отношению к организации, которые воздействуют на ее результативность.
Внешняя среда |
Среда геосистемы |
Обеспечение равновесия и устойчивости среды |
Среда косвенного воздействия |
Среда прямого воздействия |
Поставщики ресурсов |
Профсоюзы |
Гос. органы (законы) |
Конкуренты |
Потребители |
Международные события |
НТП |
Политические факторы |
Состояние экономики |
Соц.-культурные факторы |
СХЕМА №9.
Две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию: макроокружение и непосредственное окружение.
Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех организаций. К нему относятся факторы косвенного воздействия, которые не оказывают прямого влияния на деятельность организации, но сказываются на ней:
· научно-технический прогресс;
· экологическая среда;
· социально-культурная среда;
· политическая обстановка;
· международная жизнь;
· правовая среда;
· природно-географическая среда;
· демографическая ситуация и т.д.
Деловая среда – это часть внешней среды, которая составляет непосредственное окружение организации.К ней относятся факторы прямого воздействия:
· потребители продукции и услуг;
· поставщики;
· конкуренты;
· деловые партнеры;
· государственные и муниципальные органы;
· страховые компании;
· финансово-кредитные организации;
· профсоюзы;
· деловые партнеры;
· организации инфраструктуры и др.
Помимо факторов менеджеру необходимо знать функциональные области внешней среды:
Социальная среда – рост населения, развитие культуры, образование определяют характер растущего потенциального рынка, изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводят к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а вместо – мотивация для изменения производства благ и услуг.
Правовая среда – все бизнес-организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес-организаций и разрешают споры, конфликты между ними и обществом в целом. Поэтому развиваются законы, контрактное право, защита потребителя и т.п.
Государственная среда – государство в экономике может играть три различные роли: невмешательство государства в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок).
Политическая среда – внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса.
Технологическая среда – динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий.
Экономическая среда – процессы производства продукции и услуг всегда находятся в конкретной связи с экономической средой: уровень занятости, платежный баланс, темпы экономического роста и т.д.
Ресурсная среда – экономисты считают, что ресурсы, потребляемые человечеством, всегда ограничены. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, не требующих глубокой переработки. В случае, если используются высокие технологии, и ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то можно утверждать, что ресурсы на земле не ограничены. Проблемой производства является другой аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые предопределяют длительность нахождения человечества на Земле.
Во взаимоотношениях с деловой средой у организации возникают две основные проблемы – взаимодействия и адаптации, от решения которых во многом зависит эффективность ее деятельности.
ЛЕКЦИЯ №11. 24.05.13
«МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА»
Суть механистического подхода к построению организации:
1. Организация рассматривает как система, имеющая сходство с машиной.
2. Она работает по установленному порядку, точно и надежно. Технология выполнения работ достаточно проста и рутинна.
3. Как в любом механизме, в такой организации высокий уровень унификации и стандартизации, который распространяется не только на продукцию, технологию, сырье, оборудование, но и на поведение людей.
СХЕМА ОРГАНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА (?)