Современные принципы и методы управления.
Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами. в начале 20 века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Ключевые принципы менеджмента:
- научность в сочетании с элементами искусства;
- целенаправленность;
- специализация и универсальность;
- оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;
- единство прав и ответственности в каждом звене управления;
- состязательность;
- вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Функции управления реализуются посредством определенных методов, то есть способов их осуществления.
Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления:
1) командный (административный); 2) экономический; 3) социально-психологический.
Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей черты, характерные для данного метода.
На практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень важен, потому что эффективность организации определяется: 1) системой методов управления; 2) механизмами управления.
Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
В командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.
Основные достоинства метода: 1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат; 3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Главный недостаток: ориентация на достижение заданной результативности, а не на ее рост; поощряется исполнительность, а не инициативность. Недостатки метода следующие: 1)подавляется инициатива, творческая работа; 2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3) в крупных организациях: а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците; б) обюрокрачивается аппарат управления; в) требуется громоздкая система контроля.
Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. Размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств.
Достоинства экономического метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода: 1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; 2) практически не требуются материальные затраты.
Недостатки: 1) не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; 2) трудно прогнозировать результаты.