Место менеджмента в системе экономических знаний
Менеджмент базируется и тесно связан с такими дисциплинами как теория организации, общая экономическая теория, право и психология.
Теория организации исследует принципы формирования систем и их структур, процессы поведения и взаимодействия составных частей. Менеджмент обеспечивает функционирование и развитие систем в социально-экономической сфере.
Общая экономическая теория формулирует основные принципы хозяйствования в условиях рыночной экономики. Менеджмент регулирует связи и отношения на стадиях экономического кругооборота между предприятием, семьей и государством.
Право. Менеджмент основывается на действующем законодательстве, использует его при принятии управленческих решений.
Психология. Взаимодействие между руководителем и подчиненным строится с учетом особенностей человеческого фактора, межличностных отношений и поведения групп. Менеджмент учитывает эти особенности при принятии решений.
Общий менеджмент и его уровни
Общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических системах, для всех уровней управления: государственного, регионального, управления предприятием и его подразделениями.
По уровням общий менеджмент разделяется на нормативный, стратегический и оперативный.
Нормативный менеджмент - включает в себя разработку принципов, норм и правил игры, направленных на обеспечение выживаемости и развития фирмы; устранение конфликтов между группами интересов. Направлен на согласование внешней и внутренней среды фирмы.
Стратегический менеджмент - решает вопросы:
1) какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в будущем, учитывается возможные ограничения со стороны внешней среды (рынок, конкуренция и т.п.);
2) посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал предприятия и потенциал рынка;
3) с помощью какого инструментария обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса.
Оперативный менеджмент. Осуществляет функцию непосредственного регулирования процессов создания продукта на предприятии в условиях дефицита производственных ресурсов (финансы, машины, сырье, трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов.
Функциональные области менеджмента
Менеджмент охватывает отдельные функциональные области производства, предпринимательства и социальную среду на предприятии. Включает:
Инновационный менеджмент - управление процессами создания, распространения и применения продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. Область НИОКР.
Финансовый менеджмент - осуществляет управление движением финансовых средств на стадиях жизненного цикла продукции: создание, рост, стабилизация, спад.
Инвестиционный менеджмент - управление процессами привлечения, рассредоточения и использования долгосрочных вложений капитала.
Производственный менеджмент - управление процессами производства продукта на предприятии, использованием ресурсов, затратами и результатами на стадиях производственного цикла и в общефирменном масштабе.
Менеджмент по персоналу - управление процессами найма, расстановки, движения, стимулирования кадров, оптимизация организационных факторов и условий труда.
Информационный менеджмент - управление информационными системами на предприятии.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Лекция 2. Основные школы менеджмента
Менеджмент в древности
Первый вклад в развитие менеджмента сделали шумеры, которые в пятом тысячелетии до н.э. начали письменно регистрировать факты.
Второй шаг был совершён через тысячу лет (в 4000г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершён ещё через тысячу лет, когда, египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед — «облегчи свою душу».
Ещё через тысячу лет (2000г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому).
Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.
В 600г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату.
В 500г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.
Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350г. до н.э.
Римскому императору Диоклетиану (3 в.н.э.) принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование — передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.
В 900г. Альфараби, сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100г. сформулировал требования к менеджеру.
В 1340г. генуэзец, математик Пачоли предложил принцип двойной записи. В 1395г. ди Марко предложил учитывать издержки производства.
В 1410г. братья Сорансо предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.
Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начал использоваться метод конвейера.
В 1525г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремлённости в организации.
В 1800г. англичане Джеймс Уатт (создатель паровой машины) и Маттеус Бултон применили стимулирование заработной платой, ввели рождественские праздники для служащих, рождественские премии.
Научный менеджмент появился в конце XIX начале XX века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х.Персоном первой научной конференции по менеджменту.
Школы менеджмента
В XX веке последовательно сформировалось несколько научных школ менеджмента, достижения которых широко используются и сегодня. Обычно говорят о четырёх школах менеджмента.
Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
· школа научного управления (1885-1920гг.),
· «классическая» или административная школа (1920-1930гг.),
· школа «человеческих отношений» (1930-1950гг.),
· школа науки управления (1950г.-наше время).